Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель работы – раскрыть содержание такой категории как «уровень жизни», исследовать динамику уровня жизни в Республике Беларусь с помощью системы основных показателей.
При выполнении работы использовались методы: сравнительный анализ, индукция, дедукция, статистический анализ, синтез.
Приведенный в данной курсовой работе материал объективно отражает состояние исследуемой категории, так как применяемая система показателей характеризует все аспекты данного понятия, а все теоретические, методологические и аналитические положения, заимствованные из литературных источников, сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………….…..4
Уровень жизни как основа благосостояния населения…………………….6
Определение категории «уровень жизни»……………………………….6
1.2 Факторы, влияющие на уровень жизни…………………………………..8
Составляющие уровня жизни и особенности их расчета………………....12
2.1 Характеристика и классификация основных показателей уровня жизни………………………………………………………………………….12
2.2 Сравнительная характеристика систем показателей зарубежных стран………………………………………………………………………………14
2.3 Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта …………………………………………………………….……………..16
3. Динамика и перспективы повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
3.1 Доходы и расходы населения за 1990 – 2007 гг………………………..22
3.2 Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси ………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….33
Приложения………………………………………………...…………….…..35
Реферат
Курсовая
работа: 34 с, 1 табл, 20 источников, 3 прил.
Уровень
жизни, показатели уровня
жизни, индекс развития
человеческого потенциала,
доходы, расходы населения,
социальная политика
Объектом
исследования данной курсовой работы
является уровень жизни населения и его
составляющие.
Цель
работы – раскрыть содержание такой категории
как «уровень жизни», исследовать динамику
уровня жизни в Республике Беларусь с
помощью системы основных показателей.
При
выполнении работы использовались методы:
сравнительный анализ, индукция, дедукция,
статистический анализ, синтез.
Приведенный
в данной курсовой работе материал
объективно отражает состояние исследуемой
категории, так как применяемая
система показателей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
1.2 Факторы,
влияющие на уровень жизни……………
2.1 Характеристика
и классификация основных показателей
уровня жизни…………………………………………………………………
2.2
Сравнительная характеристика систем
показателей зарубежных стран…………………………………………………………………
2.3
Индекс развития человеческого потенциала:
значение, методика расчёта …………………………………………………………….…………….
3.
Динамика и перспективы повышения уровня
жизни населения в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.1 Доходы и расходы населения за 1990 – 2007 гг………………………..22
3.2 Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси ………27
Заключение……………………………………………
Список использованных источников……………………………………….33
Приложения………………………………………………..
Введение
В основе современного развития стран мирового сообщества лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Приоритетом устойчивого развития общества, главным фактором воспроизводства является сам человек. В этих условиях вырастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего аналитического инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране, направленных на развитие человеческого потенциала, как инструмента, который позволяет устанавливать новые ориентиры, проводить сопоставления.
Особенно актуально изучение данной категории в наше время, когда научно-технический прогресс, компьютерные технологии и иные новшества оказывают наибольшее влияние на уровень жизни населения развитых стран. Во всех процветающих странах более 70% ВВП создаётся в сфере услуг. А во многих странах Африки и Азии каждый день люди умирают от эпидемий и голода. Люди неграмотны, они живут в антисанитарных условиях. Поэтому повышение уровня жизни рассматривается как общечеловеческая ценность, и является целью политики любого государства.
Под уровнем жизни подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Но не следует забывать и о том, что с ростом общественного производства и уровня развития производительных сил изменяется предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться параметры уровня жизни. Как и в какой степени изменяются эти параметры, что в большей мере оказывает свое влияние на их изменение и в связи с чем это возникает? Все эти вопросы, которые на протяжении долгих лет многих не оставляют в покое, не утрачивают своей актуальности. Ответы на них мы постараемся найти в данной работе, целью которой и является процесс рассмотрения такой категории как «уровень жизни», исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели.
Исходя из указанной цели, к задачам работы можно отнести:
-
дать определение понятию «
-
выявить основные факторы,
-
рассмотреть основные
-
исследовать системы
- рассмотреть механизм расчета ИРПЧ, его свойства, недостатки;
-
проследить динамику уровня
Исследованием
данной проблемы занимаются многие авторы.
Основные показатели уровня жизни населения
описали Садков В.Г., Греков И.Е. Комлик
Е.М. рассмотрел индикаторы уровня жизни
населения. Свою работу посвятил резервам
роста уровня жизни населения Куркин В.М.
и др. В работе использованы статистические
материалы Министерства статистики и
анализа Республики Беларусь, основной
источник, используемый в третьей главе
– «Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы».
Для характеристики благополучия нации (населения) пользуются категорией уровень жизни населения. Уровень жизни населения является обобщающим показателем не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
Уровень жизни населения – это обеспеченность людей необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения их физиологических, социальных и духовных потребностей.
Существует много подходов к определению сущности уровня жизни. Понимание категории «уровень жизни» формировалось в процессе долголетнего и многостороннего ее изучения специалистами разных стран. Под этим термином рекомендовалось понимать условия жизни населения, включающие наряду с материальными культурные составляющие: здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы, фонд накопления. При изучении уровня жизни населения использовались такие показатель как «жизненный стандарт» и «норма жизни», однако данные категории охватывают не все личные потребности, а только личное потребление [3, с.96].
В 70-80-х гг. среди ученых существовали определенные разногласия по поводу определения таких категорий как «образ», «уровень», «качество» жизни. И.В. Бестужев-Лада считал, что «образ жизни – социальное явление, поддающееся формированию, прогнозированию и управлению». Под уровнем жизни автор понимал экономическую категорию, характеризующую одну из сторон условий жизни, ориентированную на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению. А «качество жизни» - это такая категория, которая определяет другую важную сторону условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению [8, с.37-38].
С нашей точки зрения, под уровнем жизни понимают более широкое понятие, чем «качество жизни» и «образ жизни». И ряд таких характеристик и показателей, как «условие труда и отдыха», «социальная обеспеченность», «развитость социальной инфраструктуры сферы услуг», занимают промежуточное положение и могут оцениваться в зависимости от характера решаемых задач и как показатели уровня и образа, и как характеристики качества жизни.
Сейчас же уровень жизни одними учеными рассматривается как оценка степени удовлетворения измеримых потребностей, другими – как компонент образа жизни, третьими – как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления» [3, с.96].
Статистическая комиссия ООН при оценке жизненного уровня населения в качестве приоритетных выделяет «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». ООН рекомендует оценивать уровень жизни различными социальными индикаторами: «…точная оценка повышения уровня жизни требует соответствующего инструмента измерения, состоящего из множества показателей условий жизни и занятости населения и других связанных с ним факторов, а также потребление продуктов питания, одежды, жилищных условий, системы образования, здравоохранения и основных социальных услуг» [11, с. 74].
Что касается научной литературы, то категория «уровень жизни» в ней отражает достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны [8, с.38].
В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс». Средний класс занимает центральное место в структуре современного западного мира. Это те люди, которые могут позволить себе как большие накопления, так и большие расходы, они занимают абсолютное большинство населения. [3, с.98]
Основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой то, в чем человек нуждается. Потребности тесно связаны с уровнем жизни человека, но количественная оценка потребностей затруднена.
Можно сказать, что в узком понимании уровень жизни – характеристика уровня потребления населением и степень удовлетворения потребностей (измерение доходов, расходов и потребления населением благ услуг), выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, или – как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни;
В широком понимании – через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения) [12, с.22].
Таким
образом, категория «уровень жизни»
может рассматриваться в узком
смысле слова, как уровень потребления
благ и услуг, а широком смысле – результативность
социальной политики, т.е. весь спектр
социально-экономических условий жизни
конкретного общества.
Выявление факторов, влияющих на уровень жизни населения, является необходимым условием раскрытия этой категории. Так, к таким социально-экономическим факторам можно отнести: экономико-географическое положение страны, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал, демографическое положение и структура населения, финансовая обеспеченность, уровень социально-экономического развития страны. Рассмотрим некоторые из них [11, с.78].
Социальная и нравственно-политическая обстановка в стране, в регионе, на предприятии в значительной степени влияет на уровень жизни. Предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние и благосостояние своей семьи, позволяет повысить уровень жизни человека.
Уровень жизни граждан в значительной степени зависит от качества и доступности услуг, предоставляемых населению организациями ЖКХ, образования, культуры, связи, транспорта, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта. В целях улучшения качества и доступности оказываемых услуг была разработана система государственных стандартов по обслуживанию населения республики [19, с.8].
Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь