Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть содержание такой категории как «уровень жизни», исследовать динамику уровня жизни в Республике Беларусь с помощью системы основных показателей.
При выполнении работы использовались методы: сравнительный анализ, индукция, дедукция, статистический анализ, синтез.
Приведенный в данной курсовой работе материал объективно отражает состояние исследуемой категории, так как применяемая система показателей характеризует все аспекты данного понятия, а все теоретические, методологические и аналитические положения, заимствованные из литературных источников, сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..4
Уровень жизни как основа благосостояния населения…………………….6

Определение категории «уровень жизни»……………………………….6
1.2 Факторы, влияющие на уровень жизни…………………………………..8
Составляющие уровня жизни и особенности их расчета………………....12
2.1 Характеристика и классификация основных показателей уровня жизни………………………………………………………………………….12
2.2 Сравнительная характеристика систем показателей зарубежных стран………………………………………………………………………………14
2.3 Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта …………………………………………………………….……………..16
3. Динамика и перспективы повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
3.1 Доходы и расходы населения за 1990 – 2007 гг………………………..22
3.2 Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси ………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….33
Приложения………………………………………………...…………….…..35

Работа содержит 1 файл

уровнь жизни.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Одним из важнейших факторов влияющих на уровень жизни населения является качество здоровья населения, развитие медицинского обслуживания, а также организации отдыха, спорта, туризма. Известно, что здоровье белорусской нации ухудшается:  начиная с 1993 г. впервые было отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности [3, с.109]. Уровень рождаемости уже не обеспечивает возобновления поколений, а население страны сокращается. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Увеличивается число онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и др.

    Развитие  производительных сил, внедрение НТП  в производство вместе с положительным воздействием на уровень жизни людей, привело к ряду проблем в экологической среде. Считается, что до 30 % заболеваний связано с неблагоприятными условиями окружающей среды. По статистическим данным за последние годы экологическая обстановка в стране улучшилась. Уменьшается сброс загрязненных сточных вод. Это происходит в связи с проводимыми в республике природоохранительными мероприятиями. Экологические условия жизни, состояние окружающей природной среды, водно-воздушного бассейна – фактор, влияющий на уровень жизни человека и страны в целом.

    Развитие  системы образования также оказывает влияние на уровень жизни. Предполагается формирование условий для охвата дошкольным обучением детей с 5-летнего возраста на основе создания новых типов дошкольных учреждений, что повысит уровень жизни населения, т.к. уровень образованности является важнейшей составляющей уровня жизни. Открываются новые школы, лицеи, колледжи, а также государственные и частные ВУЗы [3, с.111].

    Выделяют  также факторы, оказывающие наибольшее влияние на снижение уровня жизни. Сюда относят:

    - низкий уровень оплаты труда;

    -рост  масштабов открытой и скрытой  безработицы и неполной занятости  на предприятиях, усиление тенденции  долговременной безработицы;

    -длительное  время сохраняющуюся крупномасштабную  задолженность по выплатам заработной  платы, пенсий, детских и других социальных пособий;

       Таким образом, существуют разные точки зрения по поводу определения категории «уровень жизни», но можно сказать, что уровень жизни – это социально-экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. Но на уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 

  2.  СОСТАВЛЯЮЩИЕ  УРОВНЯ ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАСЧЕТА 

     
    1. Характеристика и классификация основных показателей уровня жизни
 

    Уровень жизни невозможно выразить с помощью  единственного критерия, так как при исследовании этого явления используются объективные и субъективные точки зрения. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых характеризует одну сторону жизнедеятельности человека (населения).

    По  методам измерения показатели делятся  на :

  • статистические, полученные на основе отчетности;
  • нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;
  • аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей;
  • оценки, полученные на основе опросов населения;
  • экспертные оценки специалистов.

    Показатели  уровня жизни могут измеряться в  натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих и сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей) [3, с.100].

     В настоящее время существует множество  инструментов для измерения уровня жизни и отдельных ее элементов. В.М. Жеребин и Н.А. Ермаков выделяют следующие типы показателей: одиночные однокомпанентные показатели, такие как валовой внутренний продукт на душу населения, подушевое потребление продуктов питания; двухкомпанентные относительные показатели – соотношение доходов и расходов, доходов и промежуточного минимума; целые наборы показателей – от отдельных фрагментов или всей системы показателей уровня жизни [20, с.5]. Б.А.Райзберг рекомендует использовать структуру и уровень потребления основных видов благ и услуг в расчете на одного человека, величину денежных доходов населения, имущественные и денежные накопления населения, среднюю продолжительность жизни, уровень и качество свободного времени.[3, с,100-101]

      Классификции показателей по отдельным признакам:

    К общим показателям относят, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным – уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Существует также деление на субъективные и объективные показатели, связанное с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей. Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные – качественную сторону благосостояния населения [3, с.99].

    Показатели  уровня жизни:

    - доход ( денежный, т.е. количество  денег, полученное отдельными  лицами в течение определенного периода; располагаемый, т.е. доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения (этот  доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей); реальный, т.е. количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с учетом существующего уровня цен);

    - уровень бедности – положение ниже определенного прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранение его здоровья. Бедность – состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае;

    - продолжительность жизни;

    - потребительские расходы;

    - реальное потребление продуктов  питания в расчете на душу  населения;

    - жилищные условия;

    - степень развития бытового и  сервисного обслуживания населения;

    - условия труда, его охрана, безопасность, интенсивность;

    - уровень и качество образования,  возможность доступа к культуре: театрам, кино, музеям, библиотекам, книгам, газетам, средствам информации и др. 
 
 

    
    1. Сравнительная характеристика систем показателей  зарубежных стран
 

    Система показателей уровня жизни населения  у разных стран различная, но основные ее разделы строятся на основе классификации  предложенной ООН, которая включает 12 групп показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни, потребления, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятость, доходы и расходы, индексы потребительских цен, транспортные средства, организация отдыха, социальное обеспечение, свобода человека. В странах мира были разработаны аналогичные системы основных показателей уровня жизни [8, с.36].

    Так, во Франции все основные показатели уровня жизни делятся 4 большие раздела:

  1. демографические показатели, занятость населения и условия труда;
  2. доходы, социальная помощь и расходы населения;
  3. условия жизни, т.е. обеспеченность жильем, свободное время и накопление населением имущества и ценностей;
  4. социальные условия, т.е. образование, здравоохранение, формирование домашнего хозяйства, социальная мобильность и общественный порядок.

    Французская система отличается особой подробностью разработки показателей и логичностью построения. В тоже время в ней нет блока показателей, характеризующих экологические условия проживания и душевое потребление.

    В США такая система состоит из таких групп показателей: окружающая среда, демографическая ситуация, занятость, условия труда, потребление, социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилищные условия, культура и отдых, транспортное обеспечение, национальная оборона, правовая защита граждан. В американскую систему показателей уровня жизни включены расходы на оборону, которые не рекомендованы ООН, но эти расходы снижают уровень жизни населения в стране.

       Шведская  система показателей уровня жизни  связывается с трудом, экономическими и политическими возможностями или демократическими свободами, а также с образованием. (табл. 2.2.1)

    Таблица 2.2.1 Составляющие компоненты уровня жизни ООН и Швеции

Компоненты  уровня жизни
Концепция ООН Шведская модель
1.

2.

3.

4.

5. 

6. 
 

7.

8.

9.

Здоровье

Потребление продуктов  питания

Образование

Занятость и  условия труда

Жилищные условия 

Социальное обеспечение 
 

Одежда

Отдых и свободное  время

Права человека

Труд и условия  труда

Экономические возможности

Политические  возможности

Школьное обучение

Здоровье и  использование медпомощи

Социальные возможности (формирование семьи и семейные отношения)

Жилище

Питание

Свободное время  его проведения

 

    Несмотря  на почти одинаковый набор показателей  уровня жизни в различных международных и национальных системах, они мало сопоставимы между собой за счет большой вариации показателей в разделах, методологического разнообразия их расчета и способов агрегирования.

    Системы основных показателей уровня жизни  населения нашли широкое применение в системах национальных счетов, с целью расчета показателя «национальное благополучие» [11, с. 24-26].

    Изучение  зарубежного и отечественного опыта  позволяет сделать вывод о  том, что наиболее часто используемыми  показателями оценки уровня жизни являются:

    - продолжительность уровня жизни  человека (ожидаемая при рождении  и фактическая);

    - рост реальных доходов населения;

    - состояние здоровья;

    - образовательный уровень;

    - уровень занятости трудовых ресурсов;

    - обеспеченность населения жильем;

    - доля населения, проживающего  на территориях, где имеются  отклонения окружающей среды от нормативов. 
 
 

    2.3 Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта 

    Впервые в научный оборот категория «человеческое  развитие» была введена Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в докладе о развитии человека за 1990 г.  Под «человеческим развитием» понимается приумножение не только дохода людей, но и их здоровья, образования, сохранения окружающей среды, обеспечение свободы действий и слова, участие в политической деятельности и государственном управлении, беспрепятственный выбор места жительства, равенство граждан перед законом, защита от дискриминации по признакам национальной принадлежности, пола, возраста и т.д. В докладе был предложен интегральный измеритель – индекс человеческого развития (ИЧР), включающий оценки продолжительности жизни, образовательного уровня взрослого населения и его доходов. В последующих ежегодных докладах ПРООН было введено новое название – индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ) и был изменен механизм его вычисления [8, с.112].

    ИРПЧ  является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом.

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь