Уровень жизни и его региональные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение уровня и жизни населения России и ее регионов.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
– изучить и систематизировать основные теоретические подходы к исследованию категорий «уровень жизни» и «качество жизни»;
– уточнить основные индикаторы уровня жизни населения на современном этапе экономического развития;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ……………………6
1.1. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации……..6
1.2. Основные показатели уровня и качества жизни населения
по данным ООН в 2011 году……………………………………………………..16
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В
СФЕРЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…20
2.1. Анализ основных показателей уровня и качества
жизни населения России………………………………………………………….20
2.2. Уровень жизни в регионах России…………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Уровень жизни в России и его региональные особенности.docx

— 162.51 Кб (Скачать)

       Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ……………………6

1.1. Уровень  и качество жизни. Проблемы  измерения и интерпретации……..6

1.2. Основные  показатели уровня и качества  жизни населения 

по данным ООН в 2011 году……………………………………………………..16

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В

СФЕРЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ…20

2.1. Анализ основных показателей уровня и качества

жизни населения России………………………………………………………….20

2.2. Уровень  жизни в регионах России…………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………………31

Список  литературы……………………………………………………………….34 
 
 
 

           
 
 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Еще в 2004 г. в Послании Федеральному Собранию экс-президент Российской Федерации  В. В. Путин определил повышение  качества жизни населения как  целевой ориентир экономического развития страны, отметив при этом необходимость  перехода к эффективному и качественному  экономическому росту как источнику  повышения благосостояния граждан.[1]

       Заметим, что экономический рост 1999 – 2008 гг. (вызванный по большей части конъюнктурными факторами) хотя и принес определенные положительные сдвиги (возросли реальные доходы населения, по объему ВВП Россия поднялась на 7-е место в мире, снизился уровень бедности), но способствовал  также появлению процессов и  явлений, не совместимых с реализацией  инновационного пути развития. Усилилась  дифференциация населения по уровню доходов (с 4,9 раза в 1991 г. до 16 –18 раз в 2009 г.); показатель доступности нерыночных услуг, прежде всего образования и здравоохранения, снизился на 7 %; у 40 % населения уровень жизни ниже, чем был в начале 1990-х гг.; категорию бедного населения в большей мере формируют работники образования, здравоохранения, сельского хозяйства; сохраняется депопуляция населения и т.д.

       В целях преодоления названных  противоречий Президентом РФ Д. А. Медведевым был провозглашен курс на модернизацию национальной экономики, которая должна опираться на концепцию 5 «И» (инвестиции, инновации, инфраструктура, институты, интеллект). Реализация этого курса, учитывающего имеющийся опыт других стран, предполагает, помимо прочего, разработку новых экономических механизмов, опирающихся на принципы государственно-частного партнерства, призванных активизировать развитие человеческого потенциала и инновационное обновление социальной сферы.

       Кардинальным  требованием к новой модели экономического роста становится формирование условий, повышающих уровень жизни населения и усиливающих его обратное воздействие на макроэкономические воспроизводственные процессы. Иными словами, модернизация экономики должна привести к ее качественному обновлению, сопровождаемому поворотом экономической политики к человеку.

       Таким образом, в сложившихся условиях проблема повышения уровня жизни с позиции взаимодействия роста благосостояния, развития человеческого капитала и характера экономического роста приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики Российского государства, задает контуры всех основных решений, что в свою очередь порождает настоятельную необходимость соответствующих научных исследований.

       Цель  курсовой работы - изучение уровня и жизни населения России и ее регионов.

       В соответствии с указанной целью  в работе были поставлены следующие  задачи:

       – изучить и систематизировать  основные теоретические подходы  к исследованию категорий «уровень жизни» и «качество жизни»;

       – уточнить основные индикаторы уровня жизни населения на современном этапе экономического развития;

       – определить основные тенденции и  противоречия в сфере качества жизни  населения в современной России и ее регионов;

       – выявить основные причины, препятствующие повышению качества жизни населения  РФ.

       Объектом  курсовой работы выступают уровень и качество жизни населения России и ее регионов.

       Предметом курсовой работы являются теоретические и практические аспекты взаимосвязи и взаимовлияния повышения качества жизни населения, развития человеческого капитала и модернизации экономики.

       В современной России в исследование проблемы уровня жизни значительный вклад внесли Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Р. Белоусов, В. Н. Бобков, Е. Т. Гайдар, С. Ю. Глазьев, С. С. Дзарасов, И. К. Дежина, А. Г. Зельднер, А. Н. Илларионов, В. Л. Иноземцев, В. В. Киселева, В. М. Кудров, Д. С. Львов, В. И. Маевский, И. А. Погосов, Е. Г. Попкова, А. А. Пороховский, А. И. Татаркин, Г. А. Явлинский.

     Теоретической основой исследования послужили  труды отечественных специалистов по теме, законодательные нормативные  материалы, материалы периодической  печати, информация и статистические издания Комитета Государственной  статистики РФ. 

 

       Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ 

       1.1. Уровень и качество  жизни. Проблемы  измерения и интерпретации     

       До  недавнего времени основным показателем  развитости стран считался валовой  внутренний продукт (ВВП). В действительности, уровень развитости определяется не только экономическими показателями, но и качеством жизни, и качеством  человека. Доступность образования, здоровье, незагрязненная окружающая среда, безопасность, политические свободы, возможность проведения досуга и т.п. – важнейшие условия полноценной жизни. И они отнюдь не сводятся к доходам.

             В западной экономической  науке уже давно ведется дискуссия  о необходимости изменения целевой функции экономики — учета не только материальных, но и социальных потребностей человека. Обсуждается необходимость отхода от «человека экономического», как субъекта экономики, к "человеку социальному". Важное значение в этом аспекте имеют исследования по человеческому капиталу.

       А между тем, исследование проблемы уровня жизни имеет довольно глубокие корни. Еще А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс занимались изчением этого вопроса.[2,с. 12]

       Первые  исследования уровня жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани. [15, с.102].

       В настоящее время не существует единодушного мнения в определении понятий "уровень  жизни" и "качество жизни" и их операционализации через систему показателей. Часто они используются как взаимозаменяемые, а перечни показателей, которые их описывают, во многом совпадают [6].

       Тем не менее, понятия эти следует разделять. Категория «уровень жизни» определяется в узком и широком смысле: в узком понимании – через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (измерение доходов, расходов и потребления благ и услуг); в широком понимании – через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности). Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни. В более широком понимании уровень жизни уже не ограничивается ее стоимостными оценками, а приближается, по сути, к понятиям «образ жизни» и «качество жизни».

       На  уровень жизни в той или  иной степени может влиять и демографическая  ситуация, и жилищно-бытовые и  производственные условия, объем и  качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно  объединить в следующие группы [4, с. 256]:

     - политические факторы;

     - экономические факторы;

     - социальные факторы;

     - научно-технический прогресс.

       Изучение  и обобщение существующих теоретических  подходов к исследованию качества жизни  как экономической категории  позволило обосновать вывод о  том, что системообразующей основой  понятия «уровень жизни» являются разнообразные  человеческие потребности, возникающие  и реализующиеся в сфере потребления. Качество жизни представляет собой более широкий комплекс условий жизнедеятельности человека и включает в себя уровень жизни, а также такие составляющие, которые относятся к экологической среде обитания, социальному благополучию, политическому климату, психологическому комфорту. Для измерения качества жизни недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество жизни - это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни. Некоторые объективные составляющие качества жизни могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объемную картину настроений в обществе. Они проецируются на всю систему отношений: между индивидами, социальными группами, регионами, а также на отношения индивидов с социальными институтами и главным институтом - государством. Измерение субъективных оценок качества жизни может давать информацию о существовании и возникновении в обществе социальных напряженностей. Можно дать следующее определение: "качество жизни" - это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.

       Изучение  международных и отечественных  источников, а также авторские  исследования 1992—2009 гг. позволили заложить основы современной научной школы изучения качества и уровня жизни населения на основе мониторинга его социально-экономического положения, системы социальных стандартов качества и уровня жизни и квалиметрических оценок. В основу этих разработок положены понятия «качество жизни» и «уровень жизни» населения и их компоненты.

         Качество жизни представляет собой разнообразие способностей и удовлетворенных потребностей личности, социальных групп и общества в целом, предопределяющее их развитость и благосостояние.[6, с.26]

       Уровень жизни представляет собой денежную оценку ресурсов, необходимых для обеспечения качества жизни личности, социальных групп и общества в целом

       Уровень и качество жизни характеризуют ее как целое и определяются экономической оценкой и развитостью личности и общества.

       Компонентами  качества жизни являются [11,с. 162-177]:

       1) качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества);

       2) качество трудовой и предпринимательской жизни (качество труда и качество трудовой среды);

       3) качество социальной инфраструктуры (качество, доступность и охват населения услугами

       образования, здравоохранения, жилого фонда, пассажирского  транспорта, торговли, социальной защиты и др. и техническое состояние  этих объектов);

       4) качество окружающей среды (природно-климатические условия и экологическая устойчивость);

       5) личная безопасность людей (предотвращение насилия и преступлений против личности и собственности);

       6) удовлетворенность качеством жизни (субъективные оценки людьми своего экономического и социального положения).

       Общество  всегда имеет известную философию  хозяйства и социального развития, т.е. систему ценностных представлений о достойной жизни, с которыми сравниваются фактические показатели благосостояния.

       Социальные  стандарты качества и уровня жизни  [19, с. 17-45] - это ценностные представления людей о должном устройстве общества, отвечающем призванию и достоинству человека, включающие систему норм и идеалов жизни.

Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности