Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение уровня и жизни населения России и ее регионов.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
– изучить и систематизировать основные теоретические подходы к исследованию категорий «уровень жизни» и «качество жизни»;
– уточнить основные индикаторы уровня жизни населения на современном этапе экономического развития;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ……………………6
1.1. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации……..6
1.2. Основные показатели уровня и качества жизни населения
по данным ООН в 2011 году……………………………………………………..16
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В
СФЕРЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…20
2.1. Анализ основных показателей уровня и качества
жизни населения России………………………………………………………….20
2.2. Уровень жизни в регионах России…………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………….34
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ……………………6
1.1. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации……..6
1.2. Основные показатели уровня и качества жизни населения
по данным ООН в 2011 году……………………………………………………..16
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В
СФЕРЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…20
2.1. Анализ основных показателей уровня и качества
жизни
населения России……………………………………
2.2. Уровень
жизни в регионах России…………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Еще в 2004 г. в Послании Федеральному Собранию экс-президент Российской Федерации В. В. Путин определил повышение качества жизни населения как целевой ориентир экономического развития страны, отметив при этом необходимость перехода к эффективному и качественному экономическому росту как источнику повышения благосостояния граждан.[1]
Заметим, что экономический рост 1999 – 2008 гг. (вызванный по большей части конъюнктурными факторами) хотя и принес определенные положительные сдвиги (возросли реальные доходы населения, по объему ВВП Россия поднялась на 7-е место в мире, снизился уровень бедности), но способствовал также появлению процессов и явлений, не совместимых с реализацией инновационного пути развития. Усилилась дифференциация населения по уровню доходов (с 4,9 раза в 1991 г. до 16 –18 раз в 2009 г.); показатель доступности нерыночных услуг, прежде всего образования и здравоохранения, снизился на 7 %; у 40 % населения уровень жизни ниже, чем был в начале 1990-х гг.; категорию бедного населения в большей мере формируют работники образования, здравоохранения, сельского хозяйства; сохраняется депопуляция населения и т.д.
В
целях преодоления названных
противоречий Президентом РФ Д. А. Медведевым
был провозглашен курс на модернизацию
национальной экономики, которая должна
опираться на концепцию 5 «И» (инвестиции,
инновации, инфраструктура, институты,
интеллект). Реализация этого курса,
учитывающего имеющийся опыт других
стран, предполагает, помимо прочего, разработку
новых экономических
Кардинальным требованием к новой модели экономического роста становится формирование условий, повышающих уровень жизни населения и усиливающих его обратное воздействие на макроэкономические воспроизводственные процессы. Иными словами, модернизация экономики должна привести к ее качественному обновлению, сопровождаемому поворотом экономической политики к человеку.
Таким образом, в сложившихся условиях проблема повышения уровня жизни с позиции взаимодействия роста благосостояния, развития человеческого капитала и характера экономического роста приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики Российского государства, задает контуры всех основных решений, что в свою очередь порождает настоятельную необходимость соответствующих научных исследований.
Цель курсовой работы - изучение уровня и жизни населения России и ее регионов.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
– изучить и систематизировать основные теоретические подходы к исследованию категорий «уровень жизни» и «качество жизни»;
– уточнить основные индикаторы уровня жизни населения на современном этапе экономического развития;
– определить основные тенденции и противоречия в сфере качества жизни населения в современной России и ее регионов;
– выявить основные причины, препятствующие повышению качества жизни населения РФ.
Объектом курсовой работы выступают уровень и качество жизни населения России и ее регионов.
Предметом курсовой работы являются теоретические и практические аспекты взаимосвязи и взаимовлияния повышения качества жизни населения, развития человеческого капитала и модернизации экономики.
В современной России в исследование проблемы уровня жизни значительный вклад внесли Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Р. Белоусов, В. Н. Бобков, Е. Т. Гайдар, С. Ю. Глазьев, С. С. Дзарасов, И. К. Дежина, А. Г. Зельднер, А. Н. Илларионов, В. Л. Иноземцев, В. В. Киселева, В. М. Кудров, Д. С. Львов, В. И. Маевский, И. А. Погосов, Е. Г. Попкова, А. А. Пороховский, А. И. Татаркин, Г. А. Явлинский.
Теоретической
основой исследования послужили
труды отечественных
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ
1.1.
Уровень и качество
жизни. Проблемы
измерения и интерпретации
До недавнего времени основным показателем развитости стран считался валовой внутренний продукт (ВВП). В действительности, уровень развитости определяется не только экономическими показателями, но и качеством жизни, и качеством человека. Доступность образования, здоровье, незагрязненная окружающая среда, безопасность, политические свободы, возможность проведения досуга и т.п. – важнейшие условия полноценной жизни. И они отнюдь не сводятся к доходам.
В западной экономической
науке уже давно ведется
А между тем, исследование проблемы уровня жизни имеет довольно глубокие корни. Еще А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс занимались изчением этого вопроса.[2,с. 12]
Первые исследования уровня жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани. [15, с.102].
В настоящее время не существует единодушного мнения в определении понятий "уровень жизни" и "качество жизни" и их операционализации через систему показателей. Часто они используются как взаимозаменяемые, а перечни показателей, которые их описывают, во многом совпадают [6].
Тем не менее, понятия эти следует разделять. Категория «уровень жизни» определяется в узком и широком смысле: в узком понимании – через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (измерение доходов, расходов и потребления благ и услуг); в широком понимании – через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности). Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни. В более широком понимании уровень жизни уже не ограничивается ее стоимостными оценками, а приближается, по сути, к понятиям «образ жизни» и «качество жизни».
На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы [4, с. 256]:
- политические факторы;
- экономические факторы;
- социальные факторы;
- научно-технический прогресс.
Изучение
и обобщение существующих теоретических
подходов к исследованию качества жизни
как экономической категории
позволило обосновать вывод о
том, что системообразующей основой
понятия «уровень жизни» являются разнообразные
человеческие потребности, возникающие
и реализующиеся в сфере
Изучение международных и отечественных источников, а также авторские исследования 1992—2009 гг. позволили заложить основы современной научной школы изучения качества и уровня жизни населения на основе мониторинга его социально-экономического положения, системы социальных стандартов качества и уровня жизни и квалиметрических оценок. В основу этих разработок положены понятия «качество жизни» и «уровень жизни» населения и их компоненты.
Качество жизни представляет собой разнообразие способностей и удовлетворенных потребностей личности, социальных групп и общества в целом, предопределяющее их развитость и благосостояние.[6, с.26]
Уровень жизни представляет собой денежную оценку ресурсов, необходимых для обеспечения качества жизни личности, социальных групп и общества в целом
Уровень и качество жизни характеризуют ее как целое и определяются экономической оценкой и развитостью личности и общества.
Компонентами качества жизни являются [11,с. 162-177]:
1) качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества);
2) качество трудовой и предпринимательской жизни (качество труда и качество трудовой среды);
3) качество социальной инфраструктуры (качество, доступность и охват населения услугами
образования, здравоохранения, жилого фонда, пассажирского транспорта, торговли, социальной защиты и др. и техническое состояние этих объектов);
4) качество окружающей среды (природно-климатические условия и экологическая устойчивость);
5) личная безопасность людей (предотвращение насилия и преступлений против личности и собственности);
6) удовлетворенность качеством жизни (субъективные оценки людьми своего экономического и социального положения).
Общество
всегда имеет известную философию
хозяйства и социального
Социальные стандарты качества и уровня жизни [19, с. 17-45] - это ценностные представления людей о должном устройстве общества, отвечающем призванию и достоинству человека, включающие систему норм и идеалов жизни.
Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности