Уровень жизни, его состояние в Республике Беларусь и перспективы повышения с использованием зарубежного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ оценки уровня качества жизни в Республике Беларусь и разработка мероприятий направленных на повышение уровня и качества жизни в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
• раскрыть понятие уровня и качества жизни;
• отобразить основные показатели уровня жизни в Белоруссии;
• определить уровень доходов населения;
• раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
• выявить пути улучшения уровня жизни в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

общий вид.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

       Политика  в области образования – важнейшая  составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры, уровня и качества жизни населения.

       Основное  отличие человеческого капитала от физического или финансового в том, что знания, умения, здоровье неотделимы от самого человека. В последнее десятилетие Беларусь была донором некоторых видов дефицитного и дорогостоящего человеческого капитала (кадры инженеров, ученых, программистов). Само существование сферы НИОКР становится необходимым условием экономического роста, поскольку обеспечивается интенсивное накопление человеческого капитала. Для воспроизводства человеческого капитала, заключенного в кадрах инженеров, ученых, высококвалифицированных специалистов, помимо материальной базы требуются отлаженные технологии передачи уже накопленного опыта интенсивного обмена полученной информацией, организации взаимодействия при решении сложных многоуровневых задач.

       Для создания достойных условий жизни  государство должно действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию преобразования уровня и качества жизни общества, таких как: повышение реальных доходов населения, социальных выплат, качественного образования и медицины, доступного жилья, экологической и продовольственной безопасности.

       Путями  ускорения экономического роста, а  значит и преодоления бедности, в  Беларуси могут является:

       1. Рост эффективности. Существующие  запасы природных ресурсов должны  использоваться более эффективно. Это влечет за собой не только  преодоление безработицы, но и  более эффективное распределение  ресурсов.

       2. Рост производственных ресурсов. Должны быть увеличены запасы  производственных ресурсов. Расширяя  запасы сырья и средств производства, более эффективно используются  труд и технологии, любая экономическая  система может сместить вправо  кривую своих производственных  возможностей.

       Повышение качества жизни в Беларуси должно осуществляется на основе специально разрабатываемых для этих целей государственных программ, систем, моделей, которые включают в себя широкую гамму вопросов:

       выбор и апробацию новых форм организации  и стимулирования труда;

       совершенствование планирования индивидуальной и коллективной деятельности;

       ротацию трудовой деятельности;

       участие работников в распределении прибыли;

       создание  «кружков качества»;

       делегирование полномочий в принятии решений;

       создание  коллективных органов управления производством;

       использование методов повышения качества трудовой жизни (безопасность и здоровые условия труда, развитие способностей, справедливость, развитие трудовой демократии, профессиональный рост, удовлетворение потребностей в самовыражении, защищенность работника).

       Применительно к белорусской экономике предпосылок  для повышения качества жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими определениями:

       во-первых, в Беларуси на современном этапе  развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением качества жизни работников;

       во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования заработной платы  не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающих;

       в-третьих, на качество жизни в немалой степени  влияют условия и среда, в которых  осуществляется процесс труда. Главная  задача в этом плане состоит в  адаптации (приспособлении) функционирующей  на предприятии или рабочем месте  работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях Беларуси практически не учитываются;

       в-четвертых, за последние годы резко возрос уровень  травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению качества жизни;

       в-пятых, повышению уровня качества жизни  способствует условия, создание которых  содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;

       в-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и  организации труда работников, что  предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.

       Основные  социальные нормативы в Республике Беларусь.

       Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь как на 2001-2005годы, так и на 2006-2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышение конкурентоспособности экономики, создания государства удобного для людей.

       Основные  направления социально-экономического развития страны пересматриваются каждую пятилетку. Так, например на 2006-2010 годы на всебелорусском народном собрании разработан проект Программы социально-экономического развития страны. Социальная политика в Республике Беларусь построена на следующих принципах: эффективная политика в области оплаты труда; эффективная политика в области занятости; социальная защита и поддержка бедных слоев населения, эффективная молодежная политика, доступность здравоохранения, бесплатное базовое образование и доступность в дальнейшем образовании и т.д. [11, c. 1].

       Политика  в области оплаты труда формируется  с учетом того, что заработная плата является важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства. С учетом этого, создана Единая тарифная сетка, которая регулирует ставки первого разряда для различных профессий и должностей. Причем минимальный уровень ставки первого разряда устанавливается государством.

       Основные  задачи в области политики занятости  являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов. В Республике Беларусь на базе государственных центров содействия занятости создаются различные курсы для подготовки и переподготовки кадров. После таких курсов службы занятости гарантируют возможность трудоустройства [12, c. 8].

       Молодежная  политика направлена на решение проблем  молодежи в области образования, занятости, улучшения жилищных условий, поддержка талантливой молодежи. Так, например, в Республике Беларусь создан специальный фонд Президента, из которого выплачиваются всеразличные стипендии талантливой молодежи Республики Беларусь. Стать стипендиатом этого фонда является престижным достижением. Для улучшения жилищных условий предусмотрено льготное кредитование молодых семей в возрасте до 31 года включительно (одного из супругов) [12, c. 9].

       Целью социальной защиты является повышение  жизненного уровня населения, и прежде всего социально-незащищенных слоев. В Республике Беларусь для инвалидов  и ветеранов действует система  льгот, для семей имеющих детей  разработана шкала пособий, для  студентов предусмотрены стипендии  различных уровней. Кроме того, по принципу адресности действует социальная помощь для граждан, проживающих за чертой бедности [12, c. 11].

       Политика  в области образования предусматривает  бесплатное образование средней школы и доступность послешкольного образования. Так, для студентов Республики Беларусь имеется возможность обучения как на государственной так и платной основе, имеется возможность оплачивать обучение не только за счет собственных средств и средств организаций, но также за счет кредитов [12, c. 12].

       Политика  в области здравоохранения предусматривает  рациональное сочетание как бесплатного  медицинского обслуживания, так и  спектр платных услуг населению. Помимо поликлиник, больниц и амбулаторий сельского типа в Республике Беларусь создаются специализированные медицинские центры, как например, государственный центр «Мать и дитя», центры для сохранения здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Кроме того, строятся стадионы и ледовые дворцы для поддержки здорового образа жизни населения [12, c. 13].

       В целом, социальная политика Республики Беларусь является одной из составляющих социально-экономического развития страны.

       Таким образом, политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни  населения, должна в перспективе  обеспечить наличие таких доходов у каждого члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности. А в случае отсутствия такой возможности – за счет государственной социальной поддержки, сконцентрировав социальную помощь тем, кто находится в неблагоприятных условиях и в ней действительно нуждается. Это должно послужить социально и экономически обоснованному перераспределению ответственности за личное благосостояние, перенеся ее с государства на человека и его семью. 

       Заключение

       Данная  работа состояла из трех частей. В первой части были даны ответы на вопросы: что представляет из себя понятие «уровень жизни», какие есть определения этого понятия, из каких показателей он состоит. Во второй части, практической, был рассмотрен уровень жизни зарубежных стран, таких как Германия, Великобритания, Швеция и Япония; проведен анализ уровня жизни населения Белоруссии за период с 1990 по 2009 годы, были сделаны соответствующие выводы. В третьей части были предложены способы повышения уровня и качества жизни в Беларуси.

       Приведенный мировой опыт во второй части показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, перераспределение доходов должно осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

       Проанализировав графики, можно сделать вывод, что уровень жизни населения Беларуси постепенно растет и повышаются доходы населения.

       Рост  уровня жизни, его позитивная динамика создает возможности для улучшения  качества жизни, формирует материальную базу для повышения его показателей.

       Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. 

       Список  использованных источников:

  1. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А «Курс экономической теории. Издательство. АСА. Год издания. 2004. Стр. 832. –с. 415-420
  2. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. М.:Новое знание, 2002. 462 с.
  3. Бобков В.Н., Зинин В.Г., Разумов А.А. Политика доходов и заработной платы. Доклад в рамках проекта МОТ "Преодоление бедности, содействие занятости и местное экономическое развитие в Северо-Западном федеральном округе. — М.: 2004. — С. 10
  4. Екатерина Кравченко Американцы обеднели//Ведомости 20.09.2010, № 176 (2874)
  5. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. — М.: Формула права, 2007. — С. 172. — 336 с.
  6. Мадиевский С. Социальная помощь в Германии //Мировая экономика и международные отношения. - 2000, №10, с. 42 – 44.
  7. Тецуя Дзе. Политика занятости в Японии //Человек и труд. - 2004, №3.
  8. Хесин Е. Великобритания: седьмой год подъема //Мировая экономика и международные отношения. - 2000, №8.
  9. Волков А. Швеция на пути к выздоровлению // Мировая экономика и международные отношения. - 1997, №6, с.132 – 135.
  10. Ламеко П. Шведская модель экономической реформы. // Белорусский банковский бюллетень. - 2001, №2, с. 46 – 52.
  11. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы // «Рэспублiка». - 24 лютага 2006.
  12. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года // Белорусский экономический журнал. - 2004, №3, с. 4 – 18.
  13. Зубкова Л., Бедность – не порок! // Социальная защита. - №5, - 1997г., с.10.
  14. Основные показатели уровня жизни населения // НЭГ. –2009г. –№ 3
  15. Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика. - №3, - 2005г., с.71-78.
  16. Социально-экономическое положение домашних хозяйств РБ.
  17. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. — 2010г.
  18. Плотницкий М.И. - Экономическая теория: (микро- и макроэкономика), 2005г.
  19. Макроэкономика. Учебное пособие: 2-е изд., Воробьев В.А. , Бондарь А.В. , Новикова Л.Н., 2009г.
  20. http://belstat.by
  21. Социологический энциклопедический словарь, под. ред. Осипова Г.В., - М. – 1998г., с.17.

Информация о работе Уровень жизни, его состояние в Республике Беларусь и перспективы повышения с использованием зарубежного опыта