Уровень жизни, его состояние в Республике Беларусь и перспективы повышения с использованием зарубежного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ оценки уровня качества жизни в Республике Беларусь и разработка мероприятий направленных на повышение уровня и качества жизни в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
• раскрыть понятие уровня и качества жизни;
• отобразить основные показатели уровня жизни в Белоруссии;
• определить уровень доходов населения;
• раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
• выявить пути улучшения уровня жизни в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

общий вид.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

       В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

       Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные  качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

       Качество  жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

       Достижение  максимально высокого качества жизни  населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.

       Качество  жизни для людей неотрывно  от целей, которые они ставят перед  своей жизнью, то есть, связано с  эффективностью жизни в широком  смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и  в мире, которое отражается на самочувствии людей. 

       1.3 Доходы населения и проблемы их распределения

       Под доходом понимается сумма всех видов  поступлений в денежной форме  или виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов  экономической деятельности или  использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот. Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т.д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.

       Доходы  населения – материальные средства, которыми располагает население  для осуществления своих потребностей [1, с. 415-420].

       Размер  и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходы населения определяют состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом, структурой, динамикой и соотношением с расходами различных слоев и групп населения.

       Доходы  рассматривают на разных уровнях, используя  три основных показателя:

       Номинальный доход – это общее количество денег, которое получено отдельными лицами, или начислено им за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены от использования собственных факторов производства – заработная плата, рента, процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ; плюс другие поступления – проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее;              

       Располагаемый доход в отличие от номинального представляет только ту часть номинала, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбережения. Располагаемый доход равен номинальный минус налоги и другие обязательные платежи, как например отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие;

         Реальный доход – отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг в стоимостном выражении, которое можно купить на располагаемый доход в течение определённого периода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Это доступная каждому лицу, по доходу, которым он располагает, индивидуальная «потребительская корзина».

       Денежные  доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для  всех стран мира. Данное явление  известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причем соотношение 80:20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

       На  величину доходов оказывает множество  разнообразных факторов, зачастую имеющих  разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов  формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости, интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости   от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

       В странах, на чьих территориях имеют  место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различные уровни доходов.

       Для Беларуси можно выделить и экологический  фактор, связанный с последствиями  аварии на ЧАЭС и необходимостью в  дополнительных средствах существования для жителей пострадавших районов.

       Известно, что величина доходов зависит  от различий во владении собственностью, однако собственность может доставаться индивидам в наследство, т.е. неравенство доходов воспроизводиться, способствуя получению данной категорией лиц лучшего образования и, соответственно, более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

       1.4  Понятие бедности

       Лучше быть богатым, а не бедным, здоровым, а не больным. Это аксиома. Это также принцип социальной политики государства. По большому счету, государство нужно для того, чтобы в стране не было бедных, чтобы помогали больным, чтобы не мешали жить здоровым и творческим.  
    Чтобы бороться с бедностью, надо, прежде всего, знать, что это такое. Важно определить, почему она появляется и чего боится, какие действия власти и общества ведут к ее сокращению. Суть бедности важно знать, чтобы учить людей, как не попасть в ловушку нищеты. С другой стороны, правильная диагностика бедности позволяет сделать социальные программы и политику правительства в целом более эффективными.

       Бедность - характеристика экономического положения  индивида или группы, при котором  они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ [21, с. 17].

       Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни [16, с. 88].

       Амартья Сен, удостоенный за свой труд «Политэкономия голода» Нобелевской премии по экономике, показывает, что бедность не связана  с количеством товаров (шире —  благ), а определяется социально  обусловленными возможностями людей получить доступ к этим благам [15, с. 73].

       Бедность  является следствием разнообразных  и взаимосвязанных причин, которые  объединяют в следующие группы:

  • экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
  • социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
  • демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
  • социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),
  • образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
  • политические (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально-географические (неравномерное развитие регионов) [3, С. 10].

       Порог бедности - это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или  рублях), официально установленная  в качестве минимального дохода, благодаря  которому индивид или семья в  состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют «уровнем бедности».

       Прожиточным минимумом называют набор товаров  и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позволяет человеку удовлетворять минимально допустимые, с научной точки зрения, потребности. У бедных от 50 до 70% дохода тратится на питание, в результате им не хватает денег на лекарства, коммунальные услуги, ремонт квартиры, приобретение хорошей мебели и одежды. Они часто не в состоянии оплатить обучение детей в платной школе или вузе [13, с. 10].

       Традиционно социологи выделяли абсолютную и  относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

       Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

       Как правило, в категорию бедных попадают следующие группы:

       - безработные;

       - малооплачиваемые рабочие;

       - недавние иммигранты;

       - люди, переехавшие из деревни  в город;

       - национальные меньшинства (особенно  негры);

       - бродяги и бомжи;

       -люди, не имеющие возможности работать  из-за старости, увечья или болезни;

       - неполные семьи во главе с  женщиной.

       В США в 2009 году численность бедных оценивалась в 43,6 млн. человек, что составляет 14,3 % от всего населения. Чертой бедности в 2009 году Бюро переписи населения США считало доходы 21 954 долл. в год на семью из четырех человек [4, с. 12].

       Направления и механизмы снижения уровня бедности. Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
  • поддержание макроэкономической стабильности,
  • проведение антиинфляционной политики,
  • установление минимального размера оплаты труда,
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации           [5, с. 336].

         
 
 
 
 
 

       2. Уровень жизни  за рубежом и оценка уровня жизни в Беларуси

       2.1. Состояние социальной  политики в ряде развитых стран

       Германия. Одна из целей социальной политики Германии - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов до настоящего времени на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы [6, c. 42].

       Эти расходы в основном представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Сюда не входят безработные, проработавшие  ранее полгода, поскольку пособия  по безработице выплачивает ведомство  «арбайтсамт» (управление по трудоустройству). Кроме того, социальная помощь не выдается бомжам (их в стране примерно 30 тыс.человек на 82 млн. человек населения). Не имея зарегистрированного местожительства, они не входят в сферу попечения территориальных собесов и могут рассчитывать лишь на частную и общественную благотворительность [6, c. 43].

       Согласно  федеральному закону, правом на социальную помощь обладают все нуждающиеся – не только трудоспособные или не успевшие выработать полугодовой страж, но и те, кто работает, но чей доход в пересчете на одного члена семьи меньше установленного прожиточного минимума. Любому, легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, «социаламт» обязан так или иначе помочь.

       Структура социальной помощи такова. Прежде всего, это – ежемесячное пособие на «жизнеобеспечение». Оно должно покрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного обихода (естественно, самые дешевые). Больным, престарелым, беременным положены доплаты к пособию. Далее, каждый «социальщик» получает медицинскую страховку, которая дает право на бесплатное медобслуживание и бесплатные (за немногим исключением) лекарства. Итого на содержание бездетной супружеской пары немецкое государство расходует свыше 1100 евро в месяц (вынимая их, понятно, из карманов работающих налогоплательщиков) [6, c. 44].

       Независимо  от того, относится ли семья к  бедным и состоит ли на учете в  «социаламте», на каждого ребенка  в возрасте до двух лет (в некоторых землях до трех лет) мать получает по 300 евро в месяц. Плюс так называемые «детские деньги» - еще по 154 евро на каждого из первых трех детей и по 179 евро на четвертого и последующего. Эти деньги платят до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, что он получает сначала среднее, а затем и высшее образование) [6, c. 44].

Информация о работе Уровень жизни, его состояние в Республике Беларусь и перспективы повышения с использованием зарубежного опыта