Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:49, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ оценки уровня качества жизни в Республике Беларусь и разработка мероприятий направленных на повышение уровня и качества жизни в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
• раскрыть понятие уровня и качества жизни;
• отобразить основные показатели уровня жизни в Белоруссии;
• определить уровень доходов населения;
• раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
• выявить пути улучшения уровня жизни в Беларуси.
Кроме ежемесячного пособия, каждому клиенту «социаламта» дважды в год выдают деньги на покупку одежды, зимней и летней, - от 340 до 420 евро в зависимости от пола и возраста. При первом вселении в квартиру предоставляется помощь на приобретение мебели, электроприборов, постельного белья, занавесей и т.д. Предусмотрена законом и помощь в тяжких жизненных ситуациях – при сопровождении больных, похоронах и пр. [6, c. 45].
Система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный недостаток — она слишком дорога, и ее финансирование создает большие трудности даже для одной из сильнейших экономик мира. Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что незанятость становится для многих людей более привлекательной, чем работа. Пример Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу - из 2,7 млн. человек, получающих ее сегодня, по меньшей мере 1 млн в состоянии выйти на рынок труда. Защита от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым правом работника, которое должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и устойчивой безработице «барьеры выхода», выгодные для имеющих работу, превращаются в «барьеры входа» для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм [6, c. 46].
Однако в настоящее время экономика растет всего на 1,5-2,5% в год, а то и вовсе топчется на месте. Безработица упорно держится на уровне 9-10% рабочей силы. Между тем более 3% населения продолжают получать ежемесячное пособие «на обеспечение жизни» и прочие социальные выплаты. Годовой прирост «социальщиков» - около 7%. Расходы на социальные пособия растут. И чтобы покрывать гигантские платы, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду – после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получает в месяц почти столько же, сколько неработающий «социальщик». Кроме того, получатели социальной помощи нередко подрабатывают, но нелегально. Особенно часто – женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Если нелегалов удается выявить, их штрафуют и на время лишают социальной помощи. Но происходит такое нечасто. Для нанимателей нелегальные работники выгоднее – им платят меньше, чем оформленным, и не вносят за них налоги, страховку. Но и «социальщику» выгоднее работать нелегально – он сохраняет при этом пособие, а в итоге повышает свой жизненный уровень. Проигрывает государство, которое теряет от такой практики более 100 млрд.евро в год. А значит скудеет и источник выплат [6, c. 47].
Япония. В Японии основное внимание в области социальной политики уделяется пенсионному обеспечению. В Японии предусмотрены так называемые специальные фонды. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов и до настоящего времени в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 2003 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 150 долларов в месяц [7, c. 62].
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины [7, c. 63].
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В начале нового тысячелетия базовая пенсия составляла примерно 65 тысяч иен (примерно 600 долл.) [7, c. 63].
Социальная помощь нуждающимся как таковая в Японии не актуальна, хотя также имеется так называемый прожиточный минимум, и есть критерии, по которым она выдается в исключительных случаях (пособия по безработице, пособия детям и т.д.). В целом, для поддержания уровня жизнеобеспечения в Японии действует система «пожизненного найма», которая предусматривает наем работников на работу пожизненно, в целях исключения роста безработицы. И хотя систему «пожизненного найма» используют не все работодатели, тем не менее, это частично спасает страну от роста безработицы. В Японии уровень безработицы, превышающий 3% населения считается уже критическим.
Великобритания. Социальная политика, предпринятая Т.Блэром, вывела страну на новый рубеж социального развития. Это отразилось на росте потребительских расходов на 3,5%, увеличились затраты населения на товары длительного пользования и продукцию отраслей высоких технологий. В основе роста потребительских расходов – расширение занятости и рост реальных доходов населения. С 1995 года создано новых рабочих мест порядка 2 млн. Весьма велика женская занятость. Реальная заработная плата за 2000 год выросла на 5%, а реальный доход населения – на 4,5%. В 2003 году эти данные составляют еще 3% и 2,2% соответственно. Безработица при этом сокращается. К началу нового тысячелетия она составила примерно 5,3% экономически активного населения, а вакансий было приблизительно около 1 млн. Половина британских компаний испытывала нехватку квалифицированных кадров. Однако в 2003 году уровень безработицы снизился и составил примерно 4,4% [8, c. 99].
Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 2003 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%, в Германии - 73%, в Японии - 48,5%) [8, c. 100].
Определяя
структуру расходов бюджета, правительство
лейбористов особое внимание уделяет
вложениям в «человеческий
Кроме того, действует система социальной помощи нуждающимся, в категорию которых входят одинокие пенсионеры, инвалиды, безработные, дети. Однако, действующая политика опять же имеет свои проблемы из-за высокого уровня налогообложения населения и всевозможных выплат государству.
Швеция. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире. Можно охарактеризовать эту часть шведской модели как социализацию основных потребностей, таких, как образование и здравоохранение. Таким образом, достаточность средств в государственном бюджете дает возможность направлять колоссальные суммы на поддержку населения: на пособия по безработице, пособия для детей (в Швеции они считаются одними из самых высоких на территории Европы), на здравоохранение и образование (поскольку несложная медицинская помощь, дошкольное образование и обучение в средней школе являются бесплатными) [9, c. 134].
Поскольку одним из основных принципов социальной политики Швеции является снижение безработицы и содействие занятости, правительство поддерживает частный бизнес, который создает дополнительные рабочие места. В этом случае предусматриваются определенные денежные субсидии для предпринимателей, а также льготы по налогообложению.
В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной еще в 1960 году, был создан Всеобщий пенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своих работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли до 12,25%. К 2003 году эта доля снизилась до 9,7% [9, c. 135].
Поскольку взносы и доходы по процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон.
Таким образом, уже к 2000 году шведская модель оказалась под угрозой. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели, но используемые методы повышения налогового бремени для трудящихся создают огромные трудности, поскольку поддержка социальных расходов на достаточно высоком уровне требует дополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочего населения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства, видимо, потребует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать изменившимся условиям рынка.
2.2 Оценка уровня качества жизни населения в Республике Беларусь
В Беларуси к уровню жизни населения относят: среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
Проведем сравнение доходов населения за 20 лет, чтобы проследить динамику роста уровня жизни в Беларуси.
График
2.5 а) - Денежные доходы населения за 1990-1999гг.,
(млрд. руб.) [14, с. 11].
По
графику можно проследить, что
начиная с 1990 г. в белорусской
экономике наблюдается
Согласно Указу Президента Беларуси с 1 января 2000г. в Беларуси прошла деноминация денежной единицы республики и была проведена замена обращающихся денежных знаков на новые в соотношении 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль новых денежных знаков. Данное мероприятие было проведено в целях укрепления национальной валюты, совершенствования денежного обращения в стране, упрощения учета и расчетов в народном хозяйстве.
Поэтому доходы населения с 2000 г. отобразим на отдельном графике.
Денежные доходы населения (млрд. руб.) 2000-2009гг [14, с. 11]
Начиная с 2000 года денежные доходы населения постепенно увеличиваются. Анализируя данные с 1990 по 2009 годы, можно заметить, что спадов в денежных доходах населения не наблюдается.
Также уровень жизни характеризует оплата труда рабочих.
График
2.5 б) – Оплата труда рабочих за 1990-1999гг.
[16, с. 10].
Также как и при анализе графика доходов населения, можно увидеть резкий скачок оплаты труда за 1998-1999 года, а именно в 4,2 раза.
Рассмотрим
следующий интервал времени.
Оплата
труда рабочих за 2000-2009 годы [16, с.
10].
С
2000 по 2009 года оплата труда постепенно
увеличивается. За весь период с 1990 по
2009 года спадов на графике не наблюдается,
что с экономической стороны положительно
характеризует развитие экономики Беларуси.
3. Повышение уровня качества жизни в Республике Беларусь
Мировая
практика накопила значительный опыт
в области повышения
Достижение
высокого уровня состояние здоровья
населения зависят от решения
многих проблем, которые лежат за
пределами непосредственно