Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа
Конечной целью социально-экономического развития страны является обеспечение благосостояния населения. В связи с этим встает вопрос о показателях его оценки.
Учеными многих стран достаточно продолжительное время ведется поиск показателей, которые наиболее бы полно отражали реальное социально-экономическое состояние общества. К числу таких, наиболее обобщенных, относятся показатели уровня и качества жизни населения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Определение понятий уровень и качество жизни населения 5
1.2 Показатели уровня жизни 13
1.3 Показатели качества жизни населения 19
2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Анализ итогов реализации программ социально-экономического развития 23
2.2 Влияние динамики макроэкономических показателей на уровень и качество жизни 24
2.3 Показатели уровня и качества жизни в Республике Беларусь 32
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Несмотря на то, что постоянно возрастает обеспеченность семей такими товарами длительного пользования, как автомобили, телевизоры, растёт количество абонентов телефонной сети, наблюдается рост малообеспеченных домашних хозяйств (с доходами ниже величины прожиточного минимума). В соответствии с Законом Республики Беларусь "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь", принятом в 1999 году, критерием малообспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума ("черта бедности") - это минимальный уровень жизни.
На наш взгляд, принятый бюджет прожиточного минимума в республике не обеспечивает в полной мере физического минимума всех основных средств существования, а поэтому может являться только ориентиром при определении минимальных доходов и минимального потребления в период кризисного состояния экономики. Таким минимумом материальной обеспеченности должен стать минимальный потребительский бюджет, который должен обеспечивать удовлетворение всего круга минимальных необходимых потребностей.
Для изучения неравномерности распределения показателей уровня жизни домашних хозяйств используется метод группировок, в результате которого домашние хозяйства разбиваются на: децильные (10-процентные) группы; квинтильные (20-процентные); интервальные ряды по уровню средних располагаемых ресурсов в по-рядке их возрастания.
Для оценки дифференциации денежных доходов домашних хозяйств используется такой показатель, как децильный коэффициент, который выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее обеспеченных граждан и 10 % наименее обеспеченных. В Беларуси за период с 1990 по 2005 г. децильный коэффициент увеличился с 2 раз до 5,8. Наибольшая дифференциация наблюдалась в 1998 г. - 6,2 раза. Соотношение между высшей и низшей 20-процентными группами населения по уровню располагаемых ресурсов на члена семьи составляет 4,8, причём в высшей ("богатой") квинтильной группе на члена семьи приходится всего 2,5 бюджета прожиточного минимума. Население в низшей ("бедной") квинтильной группе имело располагаемые ресурсы на члена семьи в размере только 53 % бюджета прожиточного минимума. Это показывает, что значительная часть населения находится в бедственном положении. На самом деле, по оценкам экспертов, фактическая дифференциация населения по доходам, видимо, должна быть более значительной.
Продолжающийся процесс усиления дифференциации доходов не является благоприятным, поскольку ведет к существенному снижению покупательной способности населения. Домашние хозяйства с низкими доходами сокращают потребление товаров и услуг. В сложившейся ситуации рост расслоения общества по доходам не является благоприятным не только с социальной, но и с экономической точки зрения. Процесс расслоения общества на богатых и бедных может стать дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальной напряжённости в обществе.
В докладе ООН о развитии человека 2007/2008 Республика Беларусь оказалась на 64-м месте - это лучший в СНГ по индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ) с результатом 0,804. Это на 0,01 пункта больше, чем в докладе прошлого года. Россия отстает на 0,002 пункта, Казахстан – на 0,01п., Украина – на 0,016. Страны СНГ идут одной группой, заметно отставая от лидеров. Норвегия и Исландия, лидеры рейтинга, имеют наибольший потенциал для развития человека. Их ИРПЧ составил 0,968.
1992г.
Республика Беларусь была на 42-м месте
с показателем ИРПЧ 0,866 пунктов. Даже в
1994г. ИРПЧ Беларуси был лучше на 0,002 пункта
( цены росли на 20 – 30% в месяц, а зарплата
не превышала $50). Нет сомнений, что сегодня
качество жизни улучшилось, но тогда индекс
у страны был лучше. Поэтому делать выводы
только на основании данного индикатора
и места в рейтинге нецелесообразно.
Таблица 2 - Индекс развития человеческого потенциала
|
Таблица 3 - Динамика значения индекса развития человеческого потенциала Беларуси и соседних стран, 1990-2005
Страна | Беларусь | Россия | Украина | Литва | Польша | Латвия |
1990 | 0,79 | 0,815 | 0,809 | 0,827 | 0,806 | 0,804 |
1992 | 0,866 | 0,849 | 0,842 | 0,769 | 0,855 | 0,857 |
1994 | 0,806 | 0,792 | 0,689 | 0,762 | 0,834 | 0,711 |
1995 | 0,755 | 0,771 | 0,756 | 0,791 | 0,822 | 0,771 |
2000 | 0,778 | 0,782 | 0,761 | 0,831 | 0,852 | 0,817 |
2003 | 0,786 | 0,792 | 0,766 | 0,852 | 0,858 | 0,836 |
2004 | 0,794 | 0,797 | 0,774 | 0,857 | 0,862 | 0,845 |
2005 | 0,804 | 0,802 | 0,788 | 0,862 | 0,87 | 0,855 |
Рисунок 3 - Динамика значения индекса развития человеческого потенциала Беларуси и соседних стран, 1990-2005
Для развития человеческого потенциала важны не только расходы на образование и здравоохранение, число студентов и врачей на душу населения, количество сотовых телефонов и пользователей интернета. Важно качество делового климата и государственного управления, степень экономической свободы и уровень конкурентоспособности.
Также специалисты Республики Беларусь на статистической базе нашей страны провели расчет качества жизни населения (по формуле (3) Республики Беларусь, получив для страны результат, равный 77 %, а для РФ – 72%.
Проводимая государством социальная политика должна способствовать повышению уровня жизни всех групп населения.
Таким образом, из проведенного анализа видно, что показатели уровня и качества жизни в нашей республике являются невысокими по сравнению с высокоразвитыми странами, однако по сравнению с ближайшими соседями (Россия, Украина) уровень и качество жизни в Республике Беларусь выше. Активизация социальной политики должна быть направлена прежде всего на решение приоритетных социальных проблем повышение покупательной способности населения и снижение дифференциации доходов.
Республика Беларусь переходит на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.
Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 – 2015 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
опережающее
развитие сферы услуг, и прежде всего
образования, здравоохранения, культуры
– основы совершенствования
внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
повышение
эффективности
инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;