Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа
Конечной целью социально-экономического развития страны является обеспечение благосостояния населения. В связи с этим встает вопрос о показателях его оценки.
Учеными многих стран достаточно продолжительное время ведется поиск показателей, которые наиболее бы полно отражали реальное социально-экономическое состояние общества. К числу таких, наиболее обобщенных, относятся показатели уровня и качества жизни населения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Определение понятий уровень и качество жизни населения 5
1.2 Показатели уровня жизни 13
1.3 Показатели качества жизни населения 19
2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Анализ итогов реализации программ социально-экономического развития 23
2.2 Влияние динамики макроэкономических показателей на уровень и качество жизни 24
2.3 Показатели уровня и качества жизни в Республике Беларусь 32
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень и качество жизни, их показатели
СОДЕРЖАНИЕ
Конечной целью социально-экономического развития страны является обеспечение благосостояния населения. В связи с этим встает вопрос о показателях его оценки.
Учеными
многих стран достаточно продолжительное
время ведется поиск
В США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и других странах Запада в последние годы были развернуты дискуссии по поводу определения понятия "качество жизни", его содержания, разработки критериев и определения условий для практической реализации в системе управления экономикой страны. Связано это было с тем, что в 50-60-х годах успехи научно-технического развития и достаточно высокие темпы экономического роста в ряде стран сопровождались отрицательными последствиями, которые привели к значительному ухудшению состояния окружающей человека среды (вода, воздух, продукты питания и т.д.), возрастанию до опасных пределов шумов и психологических нагрузок, превращению больших городов в места, малопригодные для обитания.
В
данной работе проведен анализ экономического
развития страны с использованием предложенной
системы показателей оценки качества
и уровня жизни населения, с учетом
теоретических обоснований
Очень
важно знать от каких показателей
зависит качество и уровень жизни,
поэтому необходимость
Актуальность выбранной темы исследования предопределяется тем, что только количественных оценок уровня и условий жизни для характеристики экономического и социального развития страны оказывается недостаточно.
Рост общественного благосостояния, поддержание занятости, социально-политической стабильности, укрепление социально-экономической безопасности обеспечивается экономическим ростом народного хозяйства.
Целью исследования являются анализ связей уровня экономического развития страны с качеством жизни населения; разработка методологических основ оценки уровня и качества жизни населения на основе уровня экономического развития страны, методического обеспечения подготовки предложений для социально-экономической политики страны.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи исследования:
• обобщить отечественный и зарубежный опыт по использованию системы показателей качества жизни при оценке уровня экономического развития региона и страны,
• проанализировать уровень экономического развития страны и его влияние на уровень и условия жизни населения;
• определить основные направления повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.
Объектом исследования является Республика Беларусь и система ее социально-экономических показателей. Предметом исследования является уровень качество жизни населения в зависимости от экономического развития страны в целом.
Теоретической и методологической основой исследования является отечественная и зарубежная литература по проблемам уровня и качества жизни населения.
Обобщающими и результативными показателями развития экономики и проводимой социальной политики считаются уровень и качество жизни населения той или иной страны.
Проблема уровня и качества жизни, весьма актуальная в практическом отношении, все еще не имеет, однако, достаточного уровня теоретической разработки. Отсутствие единства взглядов, многообразие подходов и трактовок, их противоречивость - характерные черты теории уровня и качества жизни. Общность можно найти, пожалуй, только в том, что всеми признается сложность данных явлений.
Значительный вклад в представление о неоднозначности и сложности уровня и качества жизни, о необходимости отказа от упрощенного их толкования внесли такие ученые как Дж. Форрестер, О. Тоф-флер, Д. Гайбор и др. Так, Дж. Форрестер опроверг прямую связь роста объемов производства и потребления с ростом уровня и качества жизни. В своих работах он показал, что непрерывное наращивание экономического роста происходит в прямой связи с ростом миграции населения в промышленные центры из села и других стран, что влечет потерю родственных связей, конфликт с новой средой и культурой, обезличенность отношений, рост отчужденности и агрессивности, снижение личной безопасности, наращивание проблем урбанизации и т.д. Все это означает, по мысли Дж. Форрестера, снижение качества жизни при росте его уровня. Следовательно, как считает автор, целью должен быть не столько рост уровня жизни, сколько ее качества.
О. Тоффлер, отмечая отсутствие измерителей качества жизни, подчеркивал необходимость учитывать в нем экологические условия жизни, полагая, что загрязнение окружающей среды несовместимо с необходимым качеством жизни.
Признавая справедливость и важность оценок, сделанных этими учеными в отношении уровня и качества жизни, следует, тем не менее, отметить, что данная проблема остается открытой.
Более логичным представляется следующий подход, разделяемый, рядом ученых. Суть его в том, что наиболее общим понятием является понятие «образ жизни». Его составляющими, в свою очередь, служат уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Хотя дальнейшая трактовка этих составляющих нередко недостаточно ясна и, более того, противоречива, в принципе, думается, этот подход может представить собой «каркас» для дальнейшего исследования.
Явная сложность и многозначность явлений, составляющих в совокупности «образ жизни», а именно - уровня жизни, качества жизни и стиля жизни, думается, позволяет рассматривать их в качестве подсистем общей системы. Системность их обусловлена интегративной связью с самой жизнью человека (людей, общества) ибо эти подсистемы в разных аспектах, с разных сторон представляют жизнь людей, понимаемую классической философией как способ бытия существ, наделенных внутренним источником активности.
Такой подход позволяет представить «уровень жизни» и «качество жизни» как две главные взаимосвязанные стороны (и характеристики) - количественную и качественную - целостного явления -жизнь человека (сообщества).
Как известно еще со времен Аристотеля, впервые проанализировавшего категории количества и качества, количество характеризует величину и отвечает на вопрос «сколько?», а качество описывает свойства и состояния вещи или явления, отвечая на вопрос «какое?».
Важность оценки и учета количественной и качественной сторон бесспорна, именно эти характеристики определяют явление. Однако для такого сложного и универсального явления как человек и его жизнь, этих, количественно-качественных характеристик оказывается недостаточно, ибо при более-менее одинаковых количественно-качественных показателях неодинаковым может быть поведенческий аспект жизни человека или группы людей.
Поведение человека характеризует его взаимодействие с внешней средой, т.е. его реакции, действия по приспособлению к тем или иным условиям существования. Поведение как бы отвечает на специфические сигналы информацию. Но поведенческие реакции оказываются, тем не менее, неодинаковыми в ответ на одну и ту же информацию или сигнал. Это заставляет думать о том, что психика человека, ее особенности у разных людей обусловливают различия их реакций и поведения человека в целом. Кроме того, на поведение значительное влияние, несомненно, оказывают духовная культура и ценностные установки человека (людей).
Таким образом, количественно-качественных характеристик, хотя они являются основополагающими, оказывается недостаточно для отражения жизни человека как сложного, социально-экономического субъекта. Необходимо улавливать и учитывать еще одни важный аспект - поведенческий. Для его обозначения можно использовать понятие «стиль жизни».
Стиль, вообще, как известно, это единство или схожесть внешних образов, приемов выражения. Поведение тоже можно представить как те или иные приемы, способы выражения реакций человека на сигналы внешней среды. И если иметь в виду социально-экономические реакции людей на соответствующие внешние сигналы и их групповые различия, то можно говорить о стиле жизни и его различиях у разных групп людей.
Так, вряд ли кого-то удивишь, отмечая разный стиль жизни богатых и бедных, как вряд ли можно усомниться в том, что стиль жизни художников отличается от стиля жизни моряков или нефтяников и т.д. I (о вместе с тем есть и общие черты стиля жизни, определяемые традициями, менталитетом данного народа.
Поэтому изучение стилей жизни, их различие и учет при исследовании проблем уровня и качества жизни, думается, представляют не только интерес, но и необходимость, поскольку позволяют более полно характеризовать эти сложные явления в ретроспективе и вместе с тем более четко видеть перспективу и ее возможности, что весьма важно для системы государственного управления.
Совокупность характеристик уровня жизни, качества жизни и стиля жизни, именно совокупность их, а не разрозненное использование, позволит более всесторонне и полно определять и оценивать жизненное состояние человека как социально-экономического субъекта.
Для совокупно-интегративного определения всех трех подсистем -«уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», - думается, более адекватным может быть системное понятие «социально-экономическое благосостояние». Оно расширяет понятие «благосостояние» с одноаспектного, чисто экономического его представления до объемного - социально-экономического, что соответствует рассматриваемому объекту (благосостояние человека, сообщества людей как социально-экономического субъекта).
Используемое же понятие «образ жизни», как представляется, не может выполнить эту системно-интегративную роль по отношению к трем названным подсистемам. Понятие «образ жизни» скорее отражает социально-культурные характеристики жизни людей - формы, способы их жизнедеятельности. Образ жизни говорит о формах и способах реализации людьми сложившихся условий жизни, но не о целостном состоянии человека, людей в данном обществе.
Однако традиционно под уровнем жизни понимают степень удовлетворения потребностей людей в определенных, необходимых для жизни благах. Данная характеристика имеет объективные и субъективные составляющие. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс, субъективен. Не следует забывать и о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Блага, бывшие еще недавно элитарными, становятся сегодня предметом обыденного потребления. Вспомним, что когда-то стекло представляло большую ценность, чем золото, а иметь посуду из алюминия мог себе позволить только очень состоятельный человек. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека.
При изучении уровня и качества жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов. Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей.
В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни применяется понятие «средний класс», к которому относят людей, имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и пр.); высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что может считаться интеллектуальной собственностью; доход, близкий к среднему по стране, а также занимающихся профессиональной деятельностью, считающейся в обществе престижной.
К середине 50-х гг. XX в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие «качество жизни», которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.