Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современной рыночной экономике и путей его совершенствования.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность управления финансами;
рассмотреть особенности управления финансами в Республике Бела-русь, охарактеризовать задачи и функции органов государственного управления финансами;
описать пути совершенствования системы управления финансами.
Введение 3
1. Сущность государственного управления финансами, его стадии и звенья 5
2. Особенности государственного управления финансами в Республике Беларусь 11
3. Основные направления развития системы государственного управления финансами Республики Беларусь 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
- главное контрольно-ревизионное управление
- главное управление регулирования государственных заимствований и денежно-кредитной сферы
- главное управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга
- главное управление страхового надзора
- управление методологии бухгалтерского учета и отчетности
- главное государственное казначейство
- главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней
- управление финансов, учета и отчетности
- департамент государственных знаков
- управление информационного обеспечения
- государственная инспекция пробирного надзора
- юридическое управление
- управление аудита
- департамент по ценным бумагам
- управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения [8].
Каждое управление осуществляет свою деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. Например, основной задачей главного управления страхового надзора является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, защиты прав интересов страхователей, страховщиков и государства.
Министерство
по налогам и сборам заменило прежний
государственный налоговый
К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
Аппарат управления хозяйствующих субъектов может быть представлен такими органами как: финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.
В их задачи входит: планирование финансовых ресурсов; распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам; управление кассовой наличностью; планирование структуры капитала; ведение бухгалтерского учета; решение вопросов дальнейшего развития предприятия [4, с. 38].
Если предприятие относительно небольшое, то финансовые отделы или другие специализированные финансовые службы в структуре управления может не быть, а вышеперечисленные задачи по управлению финансами выполняет бухгалтерия.
Исходя
из административно-
Финансовая деятельность государства местных органов власти, хозяйствующих субъектов основана на принципах: законности; принцип разделения полномочий; плановости; гласности; социальной направленности финансовой деятельности, самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти [4, с. 39].
Принцип законности предполагает необходимость соблюдения всеми участниками финансовых отношений осуществляется на основе финансовых планов.
Принцип разделения полномочий означает, что финансовая деятельность осуществляется на основе распределения законодательной и исполнительной власти.
Принцип гласности означает, что любые нормативные акты, регламентирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принцип социальной направленности финансовой деятельности вытекает из положений Конституции Республики Беларусь.
Принцип самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти означает, что бюджетное планирование доходов и расходов осуществляется самостоятельно.
Таким образом, посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений. Рассмотренные органы управления финансами выполняют следующие функции управления финансами: практически применяют формы финансовых отношений; проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию; разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
На современном этапе, по оценке Национального банка Республики Беларусь, нынешний уровень развития финансовой системы в узком смысле слова (включая финансовых посредников и инфраструктуру) не соответствует потребностям экономики страны.
Сейчас среди финансовых посредников доминируют исключительно банки, и привлечение ресурсов проводится исключительно через банковскую систему. С одной стороны, это порождает дополнительные риски для банковского сектора, с другой стороны - такая архаичность развития финансовой системы не удовлетворяет и потребности населения. Население должно иметь широкий спектр возможностей для вложения денег.
Кроме того, ситуация, когда все сбережения сконцентрированы исключительно в банковской системе, осложняет деятельность центрального банка с точки зрения проведения денежно-кредитной политики, так как требует постоянной поддержки довольно высоких процентных ставок по депозитам населения.
Также можно отметить ограниченные возможности привлечения белорусскими предприятиями финансирования посредством выпуска корпоративных ценных бумаг и осуществления заимствований на внешних рынках. Кроме того, в Беларуси очень ограничен перечень инструментов, которые позволяют проводить секьюритизацию активов.
Для решения этой проблемы, а также ряда других, имеющих место в белорусской финансовой системе, правительство Беларуси совместно с Нацбанком страны планирует до конца 2007 г. подготовить концепцию развития финансового рынка Беларуси.
Таким образом, финансовая система Республики Беларусь еще находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызванные новыми экономическими явлениями в хозяйственной системе государства.
Совершенствование
финансовой системы в Республике
Беларусь в условиях суверенитета и
перехода к рыночной экономике связано
с осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется
сокращение дефицита государственного
бюджета прежде всего за счет роста доходов
и сокращения некоторых статей расходов,
за счет снижения затрат на нужды обороны
страны, на содержание административно-
Увеличению доходов бюджета, прежде всего, способствует рост производства продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики. Важным резервом доходов государства являются рыночные преобразования – разгосударствление, приватизация, развитие бизнеса, в том числе малого. В Республике Беларусь, используя опыт экономически развитых стран, осуществляются меры по развитию малого бизнеса, который способствует увеличению производства продукции, прибыли, доходов поступающих в бюджет, увеличению занятости населения.
Совершенствование
финансовой системы, направленное на уменьшение
дефицита финансовых ресурсов, осуществляется
посредством оптимизации
Увеличению доходной части бюджета способствует и рост инвестиций в экономику, в том числе и иностранных. Рост инвестиций в экономику способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда и росту производства продукции, росту денежных накоплений предприятий и государства.
Решению этих задач будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь с Россией, странами СНГ и дальнего зарубежья.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется:
- совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса;
- расширение сферы охвата системой государственного казначейства объема финансовых операций государственного сектора;
- оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций и исключения дублирования этих функций, эффективного использования бюджетных средств;
- реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [7, с. 40-41].
Для успешного выполнения функций по управлению финансами важнейшее значение имеет применение автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).
Автоматизированная система управления финансами является частью действующей системы управления финансами, неотъемлемым элементом структуры финансовых органов и других структур управления финансами. Без АСУФ невозможно совершенствование форм финансовых отношений и финансового механизма в целом, особенно в период функционирования рыночной экономики, вызвавшей существенные изменения в объеме и сложности экономической информации, В таких условиях обработать информацию старыми методами и техническими средствами невозможно, а следовательно, нельзя своевременно выработать научно обоснованные управленческие решения по совершенствованию форм финансовых отношений.
Под АСУФ понимается совокупность административных, экономических, математических, технических методов управления, позволяющих быстро, качественно и эффективно собирать информацию, анализировать ее и на основе этого создавать базу для научного совершенствования форм финансовых отношений и методов их осуществления [6, с. 31].
При создании АСУФ используются теоретические положения экономической кибернетики и ее финансовой части, которая представляет собой учение о процессе управления финансами, организации обмена экономической и финансовой информацией между управляющими и управляемыми подсистемами.
Важное место в автоматизированной системе управления финансами занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР). В результате создания и внедрения этой системы повышается эффективность управления финансами, поскольку сокращается трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, появляется возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты финансовых последствий при применении той или иной формы финансовых отношений. В современных условиях в финансовой системе государства все большее развитие получают местные финансы. Отсюда важной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу областных, районных и городских управлений (отделов) исполнительных комитетов. Первоначальной стадией АСФР в низовых звеньях является внедрение в них автоматизированных рабочих мест (АРМ) с использованием микро-ЭВМ персонального пользования, а также создание информационно-вычислительных центров. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными. Появление в структуре местных финорганов ИВЦ и АРМов ведет к изменению труда их работников, поскольку ручной способ сбора и бумажная технология обработки информации сменяется безбумажной в виде машинных носителей информации.
Совершенствование финансовых отношений в страховом деле в современных условиях невозможно без автоматизированной системы управления в страховании. Здесь используется математическое моделирование расчетов по определению размеров страховых платежей, страховых возмещений и др.
При всей важности автоматизированной системы управления финансами нельзя преувеличивать ее возможности.
Многие задачи управления финансами не поддаются формализации — автоматизированная система управления финансами сама по себе не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений. Это — сфера умственно-аналитической деятельности специалистов в области финансов. Но для того, чтобы произвести это совершенствование, специалист ставит системе цели, задачи, выдает ей первичную информацию, корректирует ее, осуществляет постоянный контроль за работой системы. Важнейшим условием успешного применения АСУФ является субъективная разработка финансовых показателей, которые затем выдает система. Если показатели не отражают реальной картины последствий, то это не даст никакой пользы.
Информация о работе Управления финансами в современной рыночной экономике