Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современной рыночной экономике и путей его совершенствования.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность управления финансами;
рассмотреть особенности управления финансами в Республике Бела-русь, охарактеризовать задачи и функции органов государственного управления финансами;
описать пути совершенствования системы управления финансами.
Введение 3
1. Сущность государственного управления финансами, его стадии и звенья 5
2. Особенности государственного управления финансами в Республике Беларусь 11
3. Основные направления развития системы государственного управления финансами Республики Беларусь 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Содержание
Термин «финансы» происходит от латинского слова, что значит платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в ХШ-ХУ вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов.
Процесс воспроизводства и на макро - и микро уровнях проходит последовательно четыре фазы - производство, распределение, обмен и потребление, ведущая роль при этом принадлежит производству. Однако и все последующие стадии оказывают воздействие на производство, способствуя либо препятствуя его развитию.
Областью
возникновения и
В отечественной литературе в 70-е годы широко дискутировался вопрос о том, нужно или нет включать в определение финансов их императивность, под которой понимается активная роль государства в организации финансовых отношений. Финансовые отношения объективны, однако формы их проявления всегда отражают деятельность государства по управлению ими. Это обусловлено тем, что финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой частью всей системы производственных отношений и органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них. В этом и заключается актуальность данной темы.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современной рыночной экономике и путей его совершенствования.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
Для
исследования материалом послужили
различные источники. В первую очередь,
это учебные пособия, в которых раскрывается
тема финансового механизма, среди которых
можно выделить учебник Берлина С.И. «Теория
финансов», Мультана Г.К. «Государственные
финансы», Н.Е. Заяц «Теория финансов»,
а также публикации в периодических изданиях,
посвященные исследуемым проблемам. Также
материалом послужили материалы официальных
сайтов Министерства финансов, Министерства
экономики Республики Беларусь и др.
Под управлением понимается целенаправленное воздействие на объект для достижения определенного результата. Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.
Начальной стадией государственного управления финансами является выработка финансовой политики, т.е. стратегии и тактики создания форм финансовых отношений, предназначенных для решения задач экономического и социального развития общества.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций [2, с. 76]
Выработанная
стратегия и тактика
- закономерностями развития экономических отношений в обществе;
- историческими условиями, в которых государство осуществляет свои функции;
- конкретными задачами и целями на данном этапе развития.
В связи с этим финансовая политика не является неизменной, установленной раз и навсегда. Наоборот, финансовая политика меняется на разных этапах развития общества.
На основании выработанной государственной политики начинается процесс управления финансами.
Процесс управления финансами состоит из стадий управления. К ним относятся:
- создание в соответствии с выработанной финансовой политикой конкретных форм финансовых отношений;
- практическое применение созданных форм финансовых отношений; проверка правильности соблюдения функционирующих форм финансовых отношений;
- изучение и анализ эффективности действующих форм финансовых отношений с целью их совершенствования;
- совершенствование применяемых форм финансовых отношений [5, с. 29].
Формы финансовых отношений — это законодательно оформленные виды объективных финансовых отношений путем принятия нормативных актов (законов, декретов) органами государственной власти. Например, финансовые отношения государства с различными субъектами по поводу платежей в бюджет и финансирования из бюджета есть вид объективных финансовых отношений, а его формы — различные налоги, сборы, нормы бюджетных расходов и т.п., установленные в виде государственных нормативных актов.
Исходя из содержания процесса управления финансами, можно сделать вывод, что они в зависимости от стадий управления являются как объектом, так и субъектом управления.
Объектом процесса управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание на базе финансовой политики форм финансовых отношений, проверка их соблюдения, изучение и анализ, а затем совершенствование установленных форм финансовых отношений.
Субъектом процесса управления финансы являются тогда, когда происходит такая стадия управления, как практическое применение установленных форм финансовых отношений.
Стадии управления финансами образуют звенья процесса управления финансами.
Первым звеном процесса управления финансами является выработка на основе финансовой политики форм финансовых отношений в виде финансового механизма.
Вторым звеном процесса управления финансами является практическое применение форм финансовых отношений во время планирования и осуществления деятельности при исполнении планов.
Третьим звеном процесса управления финансами являются проверка соблюдения, изучение и анализ установленных форм финансовых отношений, подготовка предложений по их совершенствованию.
Важнейшим звеном управления финансами является выработка (создание) форм финансовых отношений. Дело в том, что этот процесс должен быть направлен не на выработку отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание определенного финансового механизма. Финансовый механизм — это совокупность согласованных между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития. Таким образом, основополагающим условием формирования финансового механизма является его эффективность, которая может быть достигнута только при полной согласованности составляющих его частей. Если этого не сделать, что наблюдается в современной практике, то будет создан не финансовый механизм, а некая совокупность частей, бесполезная и бесплодная в практической деятельности [9, с. 156].
Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов. Финансовый рычаг — это форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта (предприятия, организации, учреждения, отдельного работника). Но для того чтобы формы финансовых отношений фактически выполняли роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок организации указанных форм (название формы, порядок начисления, сроки уплаты или финансирования и т. п.), а также методы их организации. Различают два основных метода организации форм финансовых отношений. Первый — наделение форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Второй метод — наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами. Финансовые нормативы — это весомость, размер финансового рычага. Таким образом, финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов.
Субъективная деятельность в области организации форм и методов финансовых отношений (финансовых рычагов, финансовых стимулов, финансовых нормативов) может приводить к различным последствиям. В одних случаях организованные формы и методы финансовых отношений отвечают требованиям объективных экономических законов, в других случаях этого не происходит. В результате независимо от воли и сознания людей в экономической жизни общества появляются положительные или отрицательные последствия. Очень важно своевременно обнаружить как положительные, так и отрицательные последствия в экономике, вызванные применением выработанных форм и методов финансовых отношений. Если этого не сделать, то положительные явления на локальных участках деятельности не найдут своего всеобщего распространения, а отрицательные явления не прекратят своего существования, что приведет к снижению эффективности финансового механизма и, следовательно, невосполнимым потерям в народном хозяйстве.
Существенным звеном управления финансами является реализация (практическое применение) форм финансовых отношений. Этот процесс состоит в том, что выработанные формы финансовых отношений, или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами, используются, как уже отмечалось, для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов. В процессе финансового планирования и прогнозирования решаются следующие задачи: определение источников и объема денежных доходов; распределение денежных доходов и их использование; изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов. В финансовом планировании и прогнозировании как звене управления финансами имеется несколько этапов:
- анализ производственных и финансовых показателей за прошлый период, который дает возможность рассчитать исходные позиции на будущее;
- оценка исполнения текущих финансовых планов и прогнозов;
- производство расчетов по всем видам денежных доходов и расходов на предстоящий период;
- объединение отдельных расчетов в единый документ [9, с. 157].
В финансовом планировании могут применяться несколько методов. До настоящего времени все еще находит применение метод планирования от достигнутого уровня. При всей простоте этот метод в современных условиях обладает существенным недостатком, так как не способствует рациональному использованию финансовых ресурсов. Более прогрессивным методом в финансовом планировании является нормативный. Этот метод состоит в расчете показателей финансового плана на основе научно-обоснованных финансовых нормативов, устанавливаемых на несколько лет. Преимущества этого метода состоят в том, что он позволяет устранить недостатки метода экстраполяции.
Информация о работе Управления финансами в современной рыночной экономике