Управления финансами в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современной рыночной экономике и путей его совершенствования.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
 раскрыть сущность управления финансами;
 рассмотреть особенности управления финансами в Республике Бела-русь, охарактеризовать задачи и функции органов государственного управления финансами;
 описать пути совершенствования системы управления финансами.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственного управления финансами, его стадии и звенья 5
2. Особенности государственного управления финансами в Республике Беларусь 11
3. Основные направления развития системы государственного управления финансами Республики Беларусь 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Финансы в системе государственного регулирования экономики - АУП.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Завершающим звеном в управлении финансами является финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования. В практике работы этого звена управления финансами часто встречаются случаи, когда различные негативные последствия в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля являются результатом «дефектов» форм и методов финансовых отношений, финансовых рычагов, т. е. выработанные рычаги не являются преградой для различных нарушений. Отсюда важнейшей задачей финансового контроля как звена управления финансами является изучение эффективности установленных для данного вида деятельности форм и методов финансовых отношении.

     Применяются следующие методы: сбор данных о  результатах хозяйственной деятельности объекта в условиях соблюдения форм и методов финансовых отношений (нередко различные отрицательные последствия в деятельности объектов происходят не потому, что их вызвали действующие формы и методы финансовых отношений, а потому, что не соблюдаются во всех деталях, как это предусмотрено в законодательных  документах).

     Анализ  установленных форм и методов  финансовых отношений с позиций реального их влияния на результаты хозяйствования призван установить тесноту связи между результатами финансово-хозяйственной деятельности и теми формами и методами финансовых отношений, которые опосредствовали этот процесс.

     Таким образом, государственное управление финансами состоит из двух взаимосвязанных частей: выработки финансовой политики и процесса управления финансами.

 

      2. Особенности государственного  управления финансами  в Республике Беларусь

 
 

     Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.

     Финансовая  политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

  • Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2010 годы;
  • Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
  • Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
  • Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы;
  • Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;
  • Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др. [9, с. 86]

     Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

     - учет действия объективных экономических законов;

     - необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;

     - определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

     - обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

     - концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

     - сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

     - уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;

     - либерализация внешнеэкономической деятельности;

     - развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

     - выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

     Управление  финансами осуществляют специальные  органы. Существуют различные подразделения  этих органов у разных авторов  в зависимости от основных признаков положенных в основу деления. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:

     - органы общего управления;

     - органы оперативного управления;

     - органы отраслевого управления финансами [4, с. 36].

     К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

     Президент Республики Беларусь как, глава государства, исходя из, положений конституции и законов Республики Беларусь обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как основе, которых проводится финансовая политика.

     Кроме того, Президент Республики Беларусь после принятия Парламентом, утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования, по финансированию государственных расходов, формированию и использованию внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и осуществляет через комитет государственного контроля контроль за эффективностью использования государственной собственности.

     Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) устанавливает налоги, сборы, неналоговые  платежи, принимает государственный бюджет финансовое законодательство.

     Совет Министров Республики Беларусь выступает  как единый центр управления финансами.

     Органами  оперативного управления финансами  в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь [4, с. 37].

     Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.

     Органы  оперативного управления призваны проводить  в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.

     Центральным органом управления финансами в  Республике Беларусь является Министерство финансов. Создание Министерства финансов было закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995г. N 369.

     Основными задачами Министерства финансов являются: обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создание и развития прогрессивных рыночных форм и структур, разработки предложений по совершенствованию форм финансовых отношений между государством и предприятиями, учреждениями и гражданами, эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики, контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах, разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в Министерствах и др. центральных органах управления, финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций, участие в организации инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь и регулирование внешней государственной задолженности, контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство [1].

     Министерство  финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым прежде всего относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике, изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь.

     В функции Министерства финансов также  входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и под-готовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.

     Помимо  этого, Министерство финансов: определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию: исполнении бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций связанных с управлением финансами.

     Являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.

     Исходя  из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления предприятий, объединений, организаций и учрежден информацию об осуществлении финансовых операций формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материал необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной; финансовой дисциплины.

     Исходя  из решения новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь проводит периодическую реорганизацию, изменение структуры Министерства финансов. В настоящее время в составе Министерства имеются:

     - главное управление бюджетной политики

     - главное управление финансов производственной сферы

     - главное управление финансирования государственных, правоохранительных органов и обороны

     - главное управление налоговой политики и доходов бюджета

     - главное управление финансирования социальной сферы и науки

     - управление финансирования чрезвычайных мероприятий и финансов строительной сферы

     - отдел кадровой политики

     - управление финансов агропромышленного комплекса

Информация о работе Управления финансами в современной рыночной экономике