Управление развитием Севера России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями:
Во-первых, значением природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России.
Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов.
В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.

Содержание

Введение
1 Управление развитием Севера России
1.1 Экономико-географическое положение Российского Севера
1.2 Стратегия развития Северных регионов России
1.3 Экономика знаний в пространстве Севера
1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики
1.5 Новый Север и коренные малочисленные районы
2 Проблемы регулирования миграции
2.1 Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции
2.2 Кадровый потенциал инновационного развития Северных территорий
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.65 Кб (Скачать)

К специфическим отраслям деятельности, получившим развитие в  северных районах, относятся оленеводство и традиционные промыслы (рыбный, пушной, морской зверобойный). Коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, эвенки, долганы, саамы, манси, коряки, чукчи, эскимосы, ительмены и др. на протяжении веков занимаются этими видами деятельности. Ухудшение условий развития традиционных отраслей подрывает основы существования малых этносов, численность которых в настоящее время колеблется в пределах от 30 – 40 тысяч человек (ненцы, эвенки, ханты) до 2 тысяч человек и менее (эскимосы, юкагиры, саамы, нганасаны).

Учет специфики традиционного  природопользования при промышленном освоении Севера остается насущной проблемой дня.

В основу развития северных территорий должно лечь взаимовлияние  аборигенных и коммерческо-индустриальных форм природопользования, политика партнерства по отношению к малочисленным народам. В числе ее главных направлений: наделение коренных народов правом собственности на естественные богатства территории их проживания; обеспечение условий для традиционного хозяйствования; установление национально-территориального или общинного самоуправления.

Важнейшей частью политики Российской Федерации должно стать  комплексное решение проблем  образования и профессиональной подготовки коренных народов Севера и Арктики. Решающим звеном такого решения  является подготовка кадров для полярных регионов, представляющих коренные народы Севера.

Регионы циркумполярного  мира для всей планеты могут и  должны стать образцом гармоничной  цивилизации, развивающейся в единении с природой. Разумные начала в отношениях северян с окружающей средой: бережное отношение к земле, воде, их обитателям, щадящие приемы промысла, неприятие хищничества и разрушения указывают человечеству путь, по которому надо следовать для сохранения себя в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции.

Проблемы государственного регулирования процессов переселения  и миграции. Внутрироссийское межрегиональное   перераспределение населения в последнее десятилетие изменило свое основное направление: теперь мигранты перемещаются с востока на запад и с севера на юг. В России совершенно четко выделяются две части: восточная – отдающая население и западная – принимающая мигрантов. На Западе массовый приток мигрантов приводит к перенаселению, обострению жилищной проблемы, росту цен на жилье и продукты питания, перегрузке социально-культурной инфраструктуры. С другой стороны, северные, восточные и приграничные районы страны, до этого многие годы притягивающие переселенцев из других частей России и бывшего СССР, интенсивно теряют население. Это приводит к сокращению численности на этих территориях, сокращается население стратегически важных приграничных территорий на востоке страны, нарастает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Восточной Азии, прежде всего с Китаем, что во многом усиливает угрозу территориальной целостности России.

Особую тревогу вызывает тот факт, что среди выезжающих основную массу составляют социально  активные лица тру­доспособных возрастов, что приводит к спаду производства, разрушению уникального трудового  потенциала, ухудшению демографической структуры населения в этих районах, увеличению (относительно доли трудоспособных жителей) экономи­чески избыточной части населения, усилению социальной напряженности, что не соответствует задаче оптимизации соста­ва населения северных территорий.

Таким образом, неконтролируемая государством миграция населения порождает  высокую социально-экономическую  напряженность, как на территории въезда, так и на территории выезда переселенцев. Районы Севера нуждаются в особых мерах государственного регулирования миграционными процессами. Переселение социально незащищенных граждан: пенсионеров, инвалидов, больных и безработных, граждан других категорий, проработавших в экстремальных условиях Севера несколько десятков лет, продолжает оставаться острейшей социальной и фактически не решаемой проблемой северных территорий. Необходима поддержка переселения экономически избыточной части населения и вместе с тем поддержание основ жизнедеятельности оставшихся в этих районах трудоспособных людей. Прежде всего это касается тех населенных пунктов, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест (моноотраслевые поселки) и сокращение учреждений социальной сферы. Необходимо принимать меры по снижению оттока трудоспособного населения и привлечению рабочей силы из других районов страны.

Изучение подходов к государственному регулированию переселения северян  свидетельствует о том, что в  настоящее время российское законодательство и правовое обеспечение процесса переселения далеки от совершенства. На сегодня нормативно-правовая база государственной поддержки переселения северян включает в себя несколько федеральных законов, отдельные статьи федеральных законов по общероссийской тематике, регулирующие проблемы Севера, ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. К сожалению, все эти меры не представляют собой единую, целостную и четко согласованную систему социально-экономических и правовых основ регулирования переселения. Более того, существующие меры по решению комплекса проблем в отношении регулирования миграции жителей Севера носят декларативный характер в связи с недостаточностью финансирования и неэффективностью распределения финансовых средств, что является еще одной серьезной недоработкой со стороны государства.

Так, в соответствии с  Федеральным законом № 125-ФЗ субсидии распределяются согласно конкретной очередности по следующим категориям граждан: в первую очередь выезжающим из закрываемых по согласованию с Правительством РФ населенных пунктов, затем инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся на Севере, далее пенсионерам, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, работающим гражданам.

Ситуация с чрезвычайно  низким объемом финансирования программ переселения вызывает высокую социальную напря­женность в среде северян, претендующих на жилищные субсидии в  соответствии с действующим законодательством, и порождает недоверие к органам государственной власти в части способности решать данную проблему более существенными вложениями средств. В целом можно отметить, что социальное развитие Севера финансируется явно недостаточно. Медленно решаются такие жизненно важные вопросы, как переселение нетрудоспособного населения: выделяемые средства позволяют переселять 4,5 тыс. людей в год (учитывая количество очередников, с такими темпами на решение этой задачи потребуется более 100 лет)

Краткий анализ проблемы показывает, что в настоящее время крайне неэффективно осуществляется регулирование  переселения жителей северных территорий, как на федеральном, так и на уровне субъектов России. Для проведения более эффективной государственной политики необходимо выполнить ряд первоочередных мероприятий.

Во-первых, необходимо провести «инвентаризацию» всех действующих законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность на Севере и в части, касающейся проблем переселения. Подготовка законопроектов, имеющих целью совершен­ствование действующего законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов, относится к числу первоочередных за­дач государства, от решения которых зависит развитие и стабилизация социально-экономического положения на Севере. Принимаемые законопроекты должны обеспечивать создание необходимых правовых условий для проведения эффективной государственной политики по отношению к Северу. Также необходимо систематизировать и привести в соответствие с дей­ствующим законодательством разработанную нормативно-правовую базу, регулирующую отдельные сферы жизнедеятель­ности на Севере: экономическое развитие Севера, социальную защиту северян, миграционные процессы в районах Севера и др. В частности, разработку и систематизацию социально-экономических мер, направленных на регулирование миграцион­ных процессов, необходимо проводить с учетом геополитических интересов страны, социально-экономической, демографи­ческой и экологической ситуации и перспективы развития северных территорий.

Во-вторых, необходимо обеспечить увеличение финансирования и выполнение действующих федеральных целевых про­грамм, относящихся к Северу, при необходимости внести в них соответствующие изменения и дополнения, а также разрабо­тать ряд других целевых программ, в которых предусматривается адресная направленность средств бюджета того или иного уровня.

В-третьих, необходимо проводить  политику консолидации усилий всех уровней  власти. Например, усилить координацию  деятельности федеральных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере разработки проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

В части, касающейся непосредственно  государственного регулирования переселения жителей Севера России, представляются целесообразными следующие меры.

Во-первых, необходимо содействовать  добровольному переселению лиц, желающих выехать за пределы северных территрий, способствовать переселению социально незащищенных граждан. Так, посредством сохранения в районах нового места жительства северных надбавок к пенсиям для лиц, выезжающих из районов Севера, государство способно стимулировать отток населения пенсионных возрастов из северных регионов.

Во-вторых, в целях стимулирования безработных трудоспособных граждан депрессивных районов Севера к переселению в экономически более развитые и перспективные северные территории необходимо разработать федеральную программу внутрирегиональной северной миграции.

В-третьих, в целях закрепления  населения в развивающихся и  перспективных районах Севера необходимо: разработать федеральную программу закрепления в районах Севера квалифицированных кадров во всех отраслях экономики и социальной сферы; сохранить северные надбавки к заработной плате для работников негосударственной сферы хозяйствования, так как их отмена может привести к обострению демографической ситуации в регионе и осложнению трудового баланса за счет оттока из региона лиц трудоспособного возраста; способствовать развитию инфраструктуры перспективных северных территорий, повышению качества обслуживания населения с учетом северных требований проживания; поддерживать все уровни образования, подготовки и переподготовки кадров в северных регионах.

В целях консолидации усилий всех уровней власти, крайне важно  проанализировать работу органов власти и управления «на местах», разработать и при поддержке федерального и регионального центров запустить реализацию программ регулирования миграции экономически избыточной части населения в отдельных муниципальных образованиях, где данная проблема стоит особенно остро. Разработка подобных мероприятий на муниципальном уровне особенно актуальна в силу того, что местные власти в большей степени информированы о сложившейся ситуации в северных районах и способны более адекватно и оперативно решать стоящие перед ними проблемы. Такие программы позволят снять социально-экономическую напряженность в северных районах, связанную с образованием экономически избыточной части населения; снизить расходы на завоз топливно-энергетических ресурсов; оптимизировать и перераспределить бюджетные расходы на реструктуризацию экономики, социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, систему жизнеобеспечения; упорядочить процесс миграции жителей северных территорий, оказывая государственную поддержку соответствующим социальным группам мигрантов.

Для более рационального  распределения и увеличения объемов  финансирования программ регулирования переселения не­обходимо, чтобы государство, с учетом располагаемых возможностей бюджетов всех уровней, сформировало систему дифференциации и приоритетов при предоставлении средств федерального бюджета на цели переселения, а также эффективные механизмы их адресного доведения.

В целом комплекс проблем  в отношении переселения жителей  Севера России предопределяет необходимость  совершенствования северной политики как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Очевидно, что лишь новая последовательная политика государства, в полной мере учитывающая специфические северные условия, будет способствовать повышению эффективности государственного регулирования переселения северян и, как следствие, улучшению де­мографической и социально-экономической ситуации в районах Севера, а также развитию социально-экономической сферы в целом по стране, равно как и улучшению геополитической стабильности и укреплению национальной безопасности России.

В заключении хотелось бы еще  раз обратить внимание на то, что  в государственных структурах идет понимание северных проблем и осознание того, что жизнь на Севере имеет особое «северное измерение» и люди, работающие здесь, имеют право на особую заботу государства и законодательно закрепленные гарантии. Это должно выражаться в достойной оплате труда, пенсионном обеспечении северян, поддержке учащейся молодежи. В 2005 г. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект закона о выплате студентам, обучающимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентной надбавки к стипендии. Профильным комитетом палаты поддержаны законопроекты, позволяющие сохранить полный объем базовой части пенсии с учетом коэффициента для северян в случае их переезда на постоянное жительство в другие регионы [2, с. 9]. Кроме того, в северных регионах должна осуществляться сбалансированная демографическая, миграционная, национальная политика, направленная не только на текущее обеспечение проектов трудовыми ресурсами, но и учитывающая геополитическое значение северных и восточных регионов для экономической и оборонной безопасности страны, интересы коренного и старожильческого населения.

В последнее время все  большей популярностью пользуется понятие кластеров как активных зон развития не только в смысле крупных территориально-промышленных комплексов, эффективно работавших в недавнем прошлом, но и вполне применимых к традиционным северным отраслям хозяйствования, базирующимся на использовании возобновляемых природных ресурсов. Развитие таких разноориентированных комплексов поможет решить и проблему оптимизации численности населения северных территорий, и проблему занятости

Информация о работе Управление развитием Севера России