Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа
Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями:
Во-первых, значением природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России.
Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов.
В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.
Введение
1 Управление развитием Севера России
1.1 Экономико-географическое положение Российского Севера
1.2 Стратегия развития Северных регионов России
1.3 Экономика знаний в пространстве Севера
1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики
1.5 Новый Север и коренные малочисленные районы
2 Проблемы регулирования миграции
2.1 Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции
2.2 Кадровый потенциал инновационного развития Северных территорий
Заключение
Библиографический список
К специфическим отраслям деятельности, получившим развитие в северных районах, относятся оленеводство и традиционные промыслы (рыбный, пушной, морской зверобойный). Коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, эвенки, долганы, саамы, манси, коряки, чукчи, эскимосы, ительмены и др. на протяжении веков занимаются этими видами деятельности. Ухудшение условий развития традиционных отраслей подрывает основы существования малых этносов, численность которых в настоящее время колеблется в пределах от 30 – 40 тысяч человек (ненцы, эвенки, ханты) до 2 тысяч человек и менее (эскимосы, юкагиры, саамы, нганасаны).
Учет специфики традиционного природопользования при промышленном освоении Севера остается насущной проблемой дня.
В основу развития северных
территорий должно лечь взаимовлияние
аборигенных и коммерческо-
Важнейшей частью политики Российской Федерации должно стать комплексное решение проблем образования и профессиональной подготовки коренных народов Севера и Арктики. Решающим звеном такого решения является подготовка кадров для полярных регионов, представляющих коренные народы Севера.
Регионы циркумполярного мира для всей планеты могут и должны стать образцом гармоничной цивилизации, развивающейся в единении с природой. Разумные начала в отношениях северян с окружающей средой: бережное отношение к земле, воде, их обитателям, щадящие приемы промысла, неприятие хищничества и разрушения указывают человечеству путь, по которому надо следовать для сохранения себя в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
II. Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции.
Проблемы государственного
регулирования процессов
Особую тревогу вызывает тот факт, что среди выезжающих основную массу составляют социально активные лица трудоспособных возрастов, что приводит к спаду производства, разрушению уникального трудового потенциала, ухудшению демографической структуры населения в этих районах, увеличению (относительно доли трудоспособных жителей) экономически избыточной части населения, усилению социальной напряженности, что не соответствует задаче оптимизации состава населения северных территорий.
Таким образом, неконтролируемая
государством миграция населения порождает
высокую социально-
Изучение подходов к государственному
регулированию переселения
Так, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ субсидии распределяются согласно конкретной очередности по следующим категориям граждан: в первую очередь выезжающим из закрываемых по согласованию с Правительством РФ населенных пунктов, затем инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся на Севере, далее пенсионерам, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, работающим гражданам.
Ситуация с чрезвычайно
низким объемом финансирования программ
переселения вызывает высокую социальную
напряженность в среде северян,
претендующих на жилищные субсидии в
соответствии с действующим
Краткий анализ проблемы показывает, что в настоящее время крайне неэффективно осуществляется регулирование переселения жителей северных территорий, как на федеральном, так и на уровне субъектов России. Для проведения более эффективной государственной политики необходимо выполнить ряд первоочередных мероприятий.
Во-первых, необходимо провести «инвентаризацию» всех действующих законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность на Севере и в части, касающейся проблем переселения. Подготовка законопроектов, имеющих целью совершенствование действующего законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов, относится к числу первоочередных задач государства, от решения которых зависит развитие и стабилизация социально-экономического положения на Севере. Принимаемые законопроекты должны обеспечивать создание необходимых правовых условий для проведения эффективной государственной политики по отношению к Северу. Также необходимо систематизировать и привести в соответствие с действующим законодательством разработанную нормативно-правовую базу, регулирующую отдельные сферы жизнедеятельности на Севере: экономическое развитие Севера, социальную защиту северян, миграционные процессы в районах Севера и др. В частности, разработку и систематизацию социально-экономических мер, направленных на регулирование миграционных процессов, необходимо проводить с учетом геополитических интересов страны, социально-экономической, демографической и экологической ситуации и перспективы развития северных территорий.
Во-вторых, необходимо обеспечить увеличение финансирования и выполнение действующих федеральных целевых программ, относящихся к Северу, при необходимости внести в них соответствующие изменения и дополнения, а также разработать ряд других целевых программ, в которых предусматривается адресная направленность средств бюджета того или иного уровня.
В-третьих, необходимо проводить политику консолидации усилий всех уровней власти. Например, усилить координацию деятельности федеральных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере разработки проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
В части, касающейся непосредственно государственного регулирования переселения жителей Севера России, представляются целесообразными следующие меры.
Во-первых, необходимо содействовать добровольному переселению лиц, желающих выехать за пределы северных территрий, способствовать переселению социально незащищенных граждан. Так, посредством сохранения в районах нового места жительства северных надбавок к пенсиям для лиц, выезжающих из районов Севера, государство способно стимулировать отток населения пенсионных возрастов из северных регионов.
Во-вторых, в целях стимулирования безработных трудоспособных граждан депрессивных районов Севера к переселению в экономически более развитые и перспективные северные территории необходимо разработать федеральную программу внутрирегиональной северной миграции.
В-третьих, в целях закрепления населения в развивающихся и перспективных районах Севера необходимо: разработать федеральную программу закрепления в районах Севера квалифицированных кадров во всех отраслях экономики и социальной сферы; сохранить северные надбавки к заработной плате для работников негосударственной сферы хозяйствования, так как их отмена может привести к обострению демографической ситуации в регионе и осложнению трудового баланса за счет оттока из региона лиц трудоспособного возраста; способствовать развитию инфраструктуры перспективных северных территорий, повышению качества обслуживания населения с учетом северных требований проживания; поддерживать все уровни образования, подготовки и переподготовки кадров в северных регионах.
В целях консолидации усилий всех уровней власти, крайне важно проанализировать работу органов власти и управления «на местах», разработать и при поддержке федерального и регионального центров запустить реализацию программ регулирования миграции экономически избыточной части населения в отдельных муниципальных образованиях, где данная проблема стоит особенно остро. Разработка подобных мероприятий на муниципальном уровне особенно актуальна в силу того, что местные власти в большей степени информированы о сложившейся ситуации в северных районах и способны более адекватно и оперативно решать стоящие перед ними проблемы. Такие программы позволят снять социально-экономическую напряженность в северных районах, связанную с образованием экономически избыточной части населения; снизить расходы на завоз топливно-энергетических ресурсов; оптимизировать и перераспределить бюджетные расходы на реструктуризацию экономики, социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, систему жизнеобеспечения; упорядочить процесс миграции жителей северных территорий, оказывая государственную поддержку соответствующим социальным группам мигрантов.
Для более рационального распределения и увеличения объемов финансирования программ регулирования переселения необходимо, чтобы государство, с учетом располагаемых возможностей бюджетов всех уровней, сформировало систему дифференциации и приоритетов при предоставлении средств федерального бюджета на цели переселения, а также эффективные механизмы их адресного доведения.
В целом комплекс проблем
в отношении переселения
В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в государственных структурах идет понимание северных проблем и осознание того, что жизнь на Севере имеет особое «северное измерение» и люди, работающие здесь, имеют право на особую заботу государства и законодательно закрепленные гарантии. Это должно выражаться в достойной оплате труда, пенсионном обеспечении северян, поддержке учащейся молодежи. В 2005 г. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект закона о выплате студентам, обучающимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентной надбавки к стипендии. Профильным комитетом палаты поддержаны законопроекты, позволяющие сохранить полный объем базовой части пенсии с учетом коэффициента для северян в случае их переезда на постоянное жительство в другие регионы [2, с. 9]. Кроме того, в северных регионах должна осуществляться сбалансированная демографическая, миграционная, национальная политика, направленная не только на текущее обеспечение проектов трудовыми ресурсами, но и учитывающая геополитическое значение северных и восточных регионов для экономической и оборонной безопасности страны, интересы коренного и старожильческого населения.
В последнее время все
большей популярностью