Управление развитием Севера России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями:
Во-первых, значением природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России.
Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов.
В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.

Содержание

Введение
1 Управление развитием Севера России
1.1 Экономико-географическое положение Российского Севера
1.2 Стратегия развития Северных регионов России
1.3 Экономика знаний в пространстве Севера
1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики
1.5 Новый Север и коренные малочисленные районы
2 Проблемы регулирования миграции
2.1 Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции
2.2 Кадровый потенциал инновационного развития Северных территорий
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.65 Кб (Скачать)

Если рассматривать необходимые  действия по развитию своих поселений со стороны самих органов местного самоуправления, то мировой и лучший отечественных опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются при использовании технологий стратегического планирования и управления.

Проблемы стратегического  управления впервые стали объектом серьезных исследований применительно к задачам корпоративного управления в 1960-е годы. Стратегический подход в управлении стал синтезом наиболее успешно зарекомендовавших себя управленческих технологий (системный подход к управленческой деятельности, программно-целевой подход, функциональный подход, прикладные аспекты теории принятия решений и др.).Глобализация экономики, усиление международной конкуренции, усложнение механизмов управления территориальными социально-экономическими системами, обусловили необходимость применения методов стратегического управления на государственном, региональном и муниципальном уровнях,

сопоставления характеристик  традиционного и стратегического  подходов к муниципальному управлению следует подчеркнуть, что последний требует кардинального пересмотра всей идеологии, сложившейся технологии управления, практики принятия решений и распределения ресурсов. Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем.

Стратегических подход к  муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением (развитием).

Сложность применения стратегического  подхода в практике муниципального управлении обусловлена рядом факторов. Во-первых, существует объективное противоречие между задачами сохранения равновесия текущего функционирования и достижением целей развития, связанных с необходимостью изменений, т.е. нарушения равновесия. Во-вторых, сложилась устойчивая тенденция использования всех имеющихся ограниченных ресурсов муниципалитетов на решение неотложных текущих задач. В-третьих, серьезное влияние оказывает традиционное сопротивление существующих структур управления и работающих в них руководителей и специалистов любым изменениям, затрагивающих их интересы. Однако указанные сложности преодолимы, о чем свидетельствует опыт городов, успешно применяющих методы стратегического управления в своей практике. Именно стратегическое управление обеспечивает создание условий достижения целей устойчивого развития города при адаптации к динамично меняющейся внешней среде. Оно способствует формированию в городах активных местных сообществ, которые в современных условиях призваны определять цели и приоритетные направления развития.

Для городов российского  Севера применение методов и технологий стратегического управления представляется особенно актуальным. Это обусловлено необходимостью преодоления существующих многих проблем и негативных тенденций в развитии, которые обострились под влиянием глобального финансового кризиса, особенно в моногородах. Вместе с тем, анализ показывает, что для эффективного применения методов стратегического управления в большинстве городов Севера пока отсутствуют необходимые предпосылки. Это обусловлено как недостатками внешних институциональных условий (главным образом нормативно правового регулирования и политики государственных органов власти, не обеспечивающих реальной экономической самостоятельности органов местного самоуправления), так и неготовностью нередко самих органов местного самоуправления применять методы стратегического управления (в силу недостатка соответствующих знаний и опыта). Следовательно, необходимы как специальные меры поддержки со стороны государства, так и активные действия самих органов муниципальной власти городов по внедрению методов стратегического управления в практику их деятельности. Меры со стороны государства должны включать, во-первых, совершенствование законодательного обеспечения деятельности местного самоуправления и, прежде всего, в направлении расширения доходной базы местных бюджетов, позволяющей формировать предпосылки для их перехода к устойчивому развитию, реализации принципов саморазвития, а также включения вопросов стратегического планирования и управления в перечень вопросов местного значения в Федеральном Законе № 131, где они пока не предусмотрены. Во-вторых, необходимо осуществление мер прямой поддержки многих муниципальных образований Крайнего Севера и Арктики, прежде всего моногородов, которые в условиях кризиса оказались в особо тяжелом положении.

Следует подчеркнуть, что действенность стратегического управления достигается в том случае, если стратегические планы составляются не формально для выполнения «требований сверху», а являются реальными документами общественного согласия, процесс разработки и реализации которых предусматривает участие представителей всех слоев и групп местного сообщества. Это обеспечивает нахождение наилучших способов согласования интересов, что является важнейшим условием устойчивого развития.

Государственная задача перехода российской экономики к инновационному типу развития на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала носит приоритетный характер и безусловно имеет зональную (региональную) специфику

        Прежняя «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» была разработана более 10 лет назад (утверждена постановлением Правительства России от 7 марта 2000 года № 198) и требует обновления.

        Общегосударственное значение Севера, специфические особенности его функционирования, вызванные экстремальными природно-климатическими условиями, удаленностью от центральных районов страны, отраслевой направленностью, требуют особого внимания государства, постоянного учета специфики северных территорий при выработке и осуществлении государственной социально-экономической политики.

         Тема Российского Севера как  региона нового развития неразрывно связана с необходимостью построения в районах Севера и Арктики экономики и социальной сферы инновационного типа.

18 сентября 2008 года Президентом  Российской Федерации Д.А.Медведевым утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

В документе заявлено об Арктической зоне как сосредоточении геополитических, оборонных, экономических, экологических и научных интересов Российской Федерации. Это обусловливает необходимость всестороннего развития региона в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности.

1.3 Экономика знаний в пространствах Севера

Север – форпост новой  экономики

         Формирование инновационно-ориентированной  экономики в современных условиях вполне возможно и на базе реализации проектов в сырьевом секторе экономики. Он может стать точкой приложения сил для передовых идей и разработок фундаментальной и отраслевой наук.

         На переходном этапе к зрелым  рыночным отношениям значительная роль в формировании инновационной среды на Севере должна отводиться государству, задачами которого является экономическая координация инициирование инвестиций в развитие технологий, и тем самым взаимодействие с бизнесом в создании инновационной среды. Подобное согласование интересов открывает исключительные возможности особенно для северных территорий в постиндустриальную эпоху, о чём говорит опыт стран Северной Европы - Норвегии, Швеции, Исландии, Дании, Финляндии. Сегодня эти страны мировые лидеры по экономическому росту, качеству жизни граждан, конкурентоспособности экономики. Причины этого - в особом североевропейском пути развития, который включает в себя инновационную, социальную, экспортную и экологическую компоненты.

         По индексу развития человеческого  потенциала (главный показатель ООН) Норвегия занимает 1-е место, Исландия - 2-е, Швеция - 5-е (Россия - 65-е место). По индексу глобальной конкурентоспособности Финляндия стоит на 2-м месте в мире, Швеция на 3-м, Дания - на 4 - м (Россия на 62-м). При этом общее население североевропейских стран немногим превышает 25 млн. человек.

         Если взглянуть на Север Европы  с точки зрения масштабов ее  участия в международной торговле, то окажется, что этот регион  задействован в мировом экспорте в 1,6 раза больше, а в импорте в три раза больше, чем вся Россия. А товарооборот их превышает российский товарооборот в два раза.          

         Девизом сегодняшнего этапа освоения  северных территорий следует провозгласить: «От освоения территорий – к высокому качеству жизни на территориях».

         Стратегия новой северной экономики  – не просто добыча и экспорт сырья, а преобразование ресурсов для интеллектуализации экономики (чтобы природная рента возвращалась и работала на сбережение народа, высшее образование, наукоемкие предприятия и др.). Научные знания, доведенные до определенной стадии разработки, превращаются в товар, конкурентоспособный на мировом рынке.

         Для инновационного «стандарта»  в области добычи природных  ресурсов приоритет должен быть  отдан проектам, использующим новейшие  технологии, направленных на максимально  глубокую переработку сырья, где  конечной продукцией будут продукты  технологического передела.

Большая часть территории Севера и Арктической зоны Российской Федерации находится в зоне децентрализованного энергоснабжения. В ряде северных городов и поселков энергоснабжение осуществляется, в основном, электростанциями малой мощности и котельными. Многие из них выработали свой ресурс, используют устаревшие технологии, требующие повышенного расхода топлива. В ряде северных территорий возрастает угроза разрушения объектов электроэнергетики вследствие происходящих климатических изменений, таяния вечной мерзлоты, подъема уровня моря.

         Необходимо развивать альтернативную  энергетику Севера, вести поиск  новых видов возобновляемых источников  энергии.

  Северные территории  обладают большим потенциалом  нетрадиционных возобновляемых источников энергии, прежде всего, гидроресурсов малых рек, ветра, геотермального тепла, биомассы, а также большими запасами местных видов топлива.

  Сегодня существуют  технологии использования малых  турбин для выработки электроэнергии  без строительства дамб и плотин. Внедрение речных турбин для обеспечения малых и отдаленных поселков электроэнергией было бы хорошей альтернативой дорогостоящему завозу дизельного топлива в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

 Удачной альтернативой  нефти и газу для производства  электроэнергии может быть использование  силы ветра. Ветряные генераторы  обеспечивают производство большей  части потребляемой электроэнергии. Только в странах Евросоюза  ветроэнергетика снабжает электроэнергией  25 млн. европейцев. Лидером ветроэнергетики  является Дания, на которую  приходится около 1/4 мирового  экспорта ветряных энергоустановок.  Солнечная энергия для выработки электроэнергии успешно используется в Норвегии.

         Принципиально важно добиваться  максимального извлечения сырья из северных месторождений, а не довольствоваться малой долей для получения сиюминутной прибыли. Надо, чтобы технологии, применяемые здесь, были природосберегающими, инновационными, позволяющими извлекать не 30 % нефти из земного пласта, а в два раза больше. В Норвегии уже сейчас извлекается не менее 50% нефти и ведутся разработки по увеличению отдачи. Надо переходить к использованию технологий, которые есть в мире, потому что из пятидесяти базовых технологий, используемых в нефтяной отрасли, российские компании владеют всего восемнадцатью.

Экономика северных территорий требует поиска собственных инновационных ниш развития, а именно тех научных направлений, которые необходимы для Севера.

Одно из главных научно-практических направлений - биотехнологии. В мире эта отрасль активно развивается. Если в 2004 г. рынок биотехнологической продукции в мире составлял около 40 млрд. долларов, то уже в 2010 г. его объем превысит 100 млрд. долларов.

         Большие перспективы имеет развитие  биотехнологий  в профилактике и лечении заболеваний, использованию лекарственных растений и природных биологически активных добавок. В данном контексте традиционные знания северян приобретают практическую востребованность.

         Большие перспективы имеются  в области фармакологии, изучения  морской флоры и фауны. Например, мировой рынок фармацевтической  продукции (450 млрд. долларов) в 5 раз превышает рынок вооружений, и продолжает расти.

Наряду с развитием  и модернизацией рыбодобывающей отрасли, прежде всего в Мурманской и Архангельской областях, особое внимание следует уделить марикультуре (аквакультуре), которую впервые начали осваивать в Норвегии. Такая альтернатива добыче морских биоресурсов путем искусственного выращивания различных промысловых гидробионтов успешно развивается за рубежом.

В России с ее богатыми водными  ресурсами производится лишь 0,2% мировой  аквакультурной продукции.

В старейшем учреждении Российской академии наук на Севере – Мурманском морском биологическом институте одним из основных направлений инновационной деятельности является марикультура промысловых морских гидробионтов и обоснование комплексного использования нетрадиционных объектов промысла. Здесь разработана и успешно апробирована методика подращивания молоди камчатского краба с использованием искусственных кормов. Результаты исследований послужат основой для разработки новых биотехнологий марикультуры камчатского краба и других гидробионтов Баренцева моря.

Информация о работе Управление развитием Севера России