Управление развитием Севера России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями:
Во-первых, значением природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России.
Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов.
В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.

Содержание

Введение
1 Управление развитием Севера России
1.1 Экономико-географическое положение Российского Севера
1.2 Стратегия развития Северных регионов России
1.3 Экономика знаний в пространстве Севера
1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики
1.5 Новый Север и коренные малочисленные районы
2 Проблемы регулирования миграции
2.1 Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции
2.2 Кадровый потенциал инновационного развития Северных территорий
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.65 Кб (Скачать)

Серьезнейшей проблемой, сдерживающей социально-экономическое  развитие российских северных регионов, является неразвитая транспортная инфраструктура. Именно здесь ключевую роль играют транспорт, транспортные потоки, железнодорожные и воздушные коридоры, логистика.   Эффективное функционирование транспортного комплекса на Севере является необходимым условием роста экономики и освоения его уникальных природных ресурсов, улучшения условий и уровня жизни населения и укрепления национальной безопасности России. Кроме того, усиление транспортной доступности связывает районы северной периферии в сетевые структуры, создавая благоприятные условия для формирования промышленных, инновационных кластеров на Севере и реализации кластерной политики.

Особое внимание необходимо уделить развитию циркумполярных транспортных систем, реализации проекта арктических  кроссполярных и циркумполярных перелетов. Открытие регулярных рейсов через Северный полюс значительно  укорачивает расстояние и уменьшает  себестоимость доставки. В настоящее время достаточно регулярно осуществляются чартерные рейсы между Аляской и Юконом и некоторыми российскими дальневосточными регионами.  Принципиальным вопросом модернизации северного широтного экономического пояса является проблема Северного морского пути. Совершенствование инфраструктуры Севморпути - главной арктической транспортной магистрали, соединяющей транспортные подсистемы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера может дать мощный импульс инновационному развитию северных территорий.

            Модернизация Северного морского  пути будет способствовать обновлению  морского и речного флотов, парка  воздушных судов, портовых сооружений  и оборудования, поддержанию на  необходимом уровне навигационного, гидрометеорологического и авиационного обслуживания и средств связи. Оживление таких морских портов, как Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Дудинка, Тикси, их интеграция в транснациональные транспортно-логистические центры должно оказать существенное влияние на социальное и экономическое развитие северных территорий. Оно обеспечит повышение занятости населения, подготовку квалифицированных кадров, развитие новых видов предпринимательства, расширение источников доходов населения, повышение качества жизни, превращение городов океанского побережья в саморазвивающиеся точки роста (техноэкополисы).

            Помимо обеспечения грузоперевозок  между Европой и Азией, модернизация  Севморпути может послужить основой  для развития северного экологического  туризма – нового, перспективного  вида туризма, успешно осваиваемого в Гренландии, Исландии, на Шпицбергене, который может стать источником валютных поступлений для России.

Среди проблем экономической  модернизации Арктики и Севера, необходимо указать на важное значение роли арктических островных территорий.

По примерным подсчетам, в пределах Российской Арктики более 300 тысяч квадратных километров приходится на острова и архипелаги Северного Ледовитого океана.

Острова арктического сектора  административно отнесены к прибрежным субъектам Российской Федерации – Республике Саха (Якутия), Красноярскому краю, Архангельской и Мурманской областям, Ненецкому, Чукотскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.

В то же время, территории островов относятся к муниципальным образованиям.

Например, в Якутии управление Ляховскими островами передано администрации Усть-Янского района. Весь архипелаг Новая Земля входит в муниципальное образование городской округ «Новая Земля». Остров Врангеля, где в 1976 году создан государственный природный заповедник, - в состав территории Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа.

Для российских островов, расположенных  в морях Северного Ледовитого океана, характерны специфические особенности всего арктического пояса. Это - низкая плотность населения, имеющая очаговый характер в сочетании с низким уровнем жизни коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. Экономическая деятельность и жизнеобеспечение находятся в абсолютной зависимости от «северного завоза». Неразвитость инфраструктуры привязывает населенные пункты к единственному транспортному пути, причем к наиболее затратному - вертолетному из-за отсутствия взлетно-посадочных полос для малой авиации. Также повышенных затрат требует само жизнеобеспечение населения. Хозяйственное использование островов ограничено их труднодоступностью и суровыми климатическими условиями.

В XX веке на части островов и архипелагов были созданы населенные пункты, метеорологические и иные научные станции, пограничные заставы, дислоцированы воинские подразделения. Однако в последнем десятилетии  прошлого века многие их них прекратили свою деятельность, и в ближайшее  время заметного расширения хозяйственной  или иной деятельности на большинстве островов не предполагается. Большую экологическую угрозу имеет скопление оставленных здесь ГСМ в цистернах и бочкотаре, интенсивно разрушающихся под воздействием морской воды и атмосферных осадков (например, на архипелаге Земля Франца Иосифа).

На островных территориях  Арктики целесообразно развивать  экологический бизнес. Здесь необходимо сохранить редчайшие виды животных, памятники культурного наследия и сакральные места северных коренных народов.

Арктика и Север становятся крупнейшим, и по существу, последним  участком Земли, наделенным разнообразной  природой, флорой и фауной. Поэтому, в первую очередь, надо осваивать  острова, развивая здесь своеобразный животный мир: заселять территории овцебыками, оленями, бизонами. И таким образом закреплять острова, а, следовательно – и защищать их.

Для поступательного развития Арктических рубежей России необходимо, в первую очередь, восстановить и модернизировать транспортную инфраструктуру Северного морского пути, в том числе, на островах Северного Ледовитого океана; упорядочить систему административного подчинения островных территорий - передав их в ведение областей и краев, минуя муниципалитеты; разработать и реализовать мероприятия по сохранению экосистем островов, в том числе освобождение территорий заброшенных полярных станций, гидрометеопостов, военных баз и т.д., на которых скопилось огромное количество металлического лома в виде, бочек, цистерн, техники; создать научную базу для комплексного мониторинга состояния арктических островных экосистем в рамках глобального изменения климата.

1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики

В основе решения всего  комплекса проблем Севера и Арктики - сохранение ее природы. Человечеству надлежит исходить из того, что развитие полярных регионов допустимо только в режиме устойчивости, то есть экологической безопасности.

Арктика и Север играют приоритетную роль в сохранении глобального  климата, биохимического равновесия планеты. Природные объекты здесь уникальны  и привлекательны. Растительный и  животный мир своеобразен, научно интересен, биологически ценен. Целебная ценность северных растений чрезвычайно высока и в перспективе Арктика может стать одним из мировых центров производства экологически чистых и высокоэффективных фармацевтических и продовольственных продуктов.

С другой стороны, природные  комплексы этого региона крайне уязвимы, неустойчивы к антропогенной нагрузке. Север, в силу своих природных закономерностей, - самое слабое звено биосферы Земли, и наиболее ранимая его часть – Арктика.

Природное своеобразие северных территорий характеризуется и таким  фактором, как низкая самоочищающая  способность водоемов. Если в средней полосе России вода реки может самоочищаться на участке в 20-30 километров, то в условиях Севера для самоочищения рек недостаточно и 200-300 километров.

Особенностью северных регионов является длительный период хозяйственного оборота лесной растительности (120-140 лет). Лес на Севере при слабом лесовозобновлении выполняет средообразующую функцию, и лесопользование здесь нуждается в значительных ограничениях.

На северных территориях  необходимо создание сети заповедных, особо охраняемых природных территорий, как комплексного резервирования ресурсов для жизнеобеспечения будущих поколений. И это должно на много опережать планы хозяйственного освоения.

Что касается размеров охраняемых территорий, то их площадь должна составлять, в идеале, до 50% всех приполярных  и субполярных земель. Сегодня в мире существует более 30 тысяч территорий, которые могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям.

Особую историю и более  чем вековую традицию имеют такие  охраняемые природные территории, как национальные парки.

            Национальные парки снискали  высокую популярность благодаря своим многофункциональным задачам, в число которых входило и соблюдение интересов хозяйственного использования природных ресурсов, в основном, коренным населением, и экологическое просвещение, и туризм.

            Огромные площади занимают национальные  парки в Гренландии, на Шпицбергене и Аляске. Причем, в Гренландии более 32 процентов территории занимает только один национальный парк.

            В России заповедники существуют  с 1919 года, первые российские национальные парки созданы в 1983 году, а организация природных парков введена в практику федеральным законом об особо охраняемых территориях лишь с 1995 года, поэтому российским регионам так полезен международный опыт

            В числе охраняемых природных  территорий Севера России –  20 заповедников, из которых 2 - Лапландский  (в Мурманской области) и Центральносибирский имеют статус биосферных.

            Перспективные для организации  заповедные территории были выделены  на Ямале, Новой Земле, Земле  Франца-Иосифа, в Республике Саха (Якутия), на Чукотке и других  регионах.

Эффективным механизмом сохранения биологического разнообразия в северо-арктических  регионах являются питомники – хозяйства, занимающиеся размножением и выращиванием редких и исчезающих видов животных, птиц, лекарственных растений.

Используя опыт заселения  фауной арктических территорий, следует  осуществлять практику восстановления и распространения численности  особей ондатры, соболя, бобра и других исчезающих видов.

Сюда же относится и  практика зарыбления озер Арктики и  Севера в целях восстановления ресурсов ценных пород рыб.

Сохраняя, таким образом, разнообразие живой природы, мы одновременно решаем вопросы занятости коренного населения северо-арктических территорий.

   На территориях  циркумполярных стран многие  особо охраняемые природные территории  располагаются на землях, на которых  коренные народы занимаются охотой, рыбной ловлей, скотоводством. Эти территории являются базой традиционного северного природопользования с богатым опытом национальных экологических традиций.

По мнению экспертов Всемирного фонда дикой природы, биологические ресурсы должны использоваться устойчиво: эксплуатация нефтегазовых месторождений не должна лишать будущие поколения традиционного, полезного для здоровья и неистощенного источника пищи. Необходимо применение принципа «Приоритет – охране», а не восстановлению разрушенной системы обитания, а также создание свободных от нефтегазовой деятельности зон, которые, с одной стороны, богаты своими природными ресурсами, замечательны по своему биологическому разнообразию, с другой стороны, особенно восприимчивы к воздействию нефтегазового комплекса и судоходства.

    Сегодня в России  отсутствуют долгосрочные программы  повышения экологической безопасности  в Арктике. Например, в некоторых  районах Баренцева моря живые организмы концентрируются в таких количествах, что незначительные по объему разливы нефти будут иметь катастрофические последствия для всей экосистемы.

         Экологичность экономики Севера - в осуществлении прорыва к  разработке и освоению высоких  технологий и сохранении уникального  природного комплекса Севера и Арктики.

         В индустриальный период технология  была враждебна экологии Севера. Умная экономика исходно нацелена  на гармонизацию с природной  средой. Высокие технологии обеспечивают  эту гармонизацию.

1.5 Новый Север и коренные малочисленные народы

В Концепции нового развития Российского Севера особое место  должно быть отведено сохранению и развитию традиционного для этих территорий хозяйства коренных малочисленных народов, повышению качества их жизни.

Северные территории –  родина коренных малочисленных народов, вобравшая в себя мощный пласт древних самобытных культур. Уникальную специфику Крайнего Севера формируют не только суровые климатические условия, но и те особые виды хозяйственной деятельности, которые начали развиваться здесь многие столетия назад. Они определяют само мировоззрение и духовные истоки коренных народов.

Традиционное природопользование при небрежном, а порой и хищническом освоении территорий подвергается негативному, разрушительному воздействию. Вытеснение традиционного хозяйствования в результате отчуждения угодий или их трансформации под техногенным воздействием – главная угроза существования национальных культур и самобытного, исторически преемственного развития народов Севера и Арктики.

Информация о работе Управление развитием Севера России