Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопроса эффективного управления финансами в регионе и исследование методологических подходов к управлению финансовых потоков региона.
Основные задачи изучения - это исследование:
1)Основных направлений и методов управления финансами;
2) Системы органов управления финансами;
3)Система управления финансами региона и ее совершенствование;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
1.1 Сущность и методы управления финансами 9
1.2 Объекты управления 12
1.3 Субъекты управления 18
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1 Методы государственного регулирования финансов 21
2.2 Органы управления финансами 23
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА
3.1 Финансово-экономическая основа местного самоуправления 33
3.2 Методологические подходы к управлению финансовыми потоками региона 36
3.4 Совершенствование системы управления финансами региона 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Для реализации указанных
задач необходимы конкретные меры по
принятию новых законопроектов и
внесений изменений и дополнений
в действующие в целях создание
благоприятного делового климата, защиты
прав собственности, дебюрократизации
управления, повышения инвестиционной
активности управления, выравнивания
налогового бремени по совершенствованию
платежной системы, внедрению международных
стандартов финансовой отчетности и
повышению открытости информации о
финансово-хозяйственной
1.2 Объекты управления
Финансовая система
Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
Функциональное значение.
Состоит в выполнении каждым звеном
финансовой системы своих задач
(госбюджет выражает распределительные
отношения между государством, предприятиями
и населением; финансы предприятий
выражают отношения по созданию и
использованию денежных фондов предназначенных
для обеспечения первичных
Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы - это
отношения по поводу распределения
и перераспределения
В сфере государственных финансов выделяются звенья:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
Государственный бюджет является
главным звеном финансовой системы.
Он представляет собой форму образования
и использования
Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение и являются
самостоятельными финансово-кредитными
учреждениями. По признаку целевой
направленности расходования средств
их можно объединить в три группы.
Первая включает внебюджетные фонды
социального страхования, имеющие
общегосударственное значение (Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования). Вторая группа охватывает
внебюджетные фонды межотраслевого
и отраслевого (ведомственного) назначения
(создаются на федеральном уровне
для финансирования затрат на НИОКР,
социальное и материально-техническое
обеспечение отдельных
Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.
Государственный кредит выражает
кредитные отношения между
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами. [4;с.197]
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
- федеральные финансы;
- финансы субъектов РФ;
- местные финансы.
Финансы предприятий различных
форм собственности, являясь основой
единой финансовой системы страны,
обслуживают процесс создания и
распределения общественного
Финансы предприятий представляют
собой денежные отношения, связанные
с образованием и распределением
денежных доходов и накоплений и
их использование на выполнение обязательств
перед финансово-кредитной
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
- финансы коммерческих предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих организаций.
От состояния финансов
предприятий зависит
Страхование - это совокупность
особых замкнутых перераспредели тельных
отношений между его
Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.
По различиям в объектах
страхования страховые
- социальное;
- личное;
- имущественное;
- страхование ответственности;
- страхование
В социальном страховании
в качестве объекта выступает
уровень дохода граждан и включает
в себя страхование пенсий, пособий,
льгот. При личном страховании объектом
является жизнь, здоровье и трудоспособность
- страхование жизни и
Страхование проводится в
обязательной и добровольной форме.
Оптимальное сочетание
1.3 Субъекты управления
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат:Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
осуществляет методическое
руководство в сфере
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
- составляет консолидированный бюджет.
На Министерство финансов возложены следующие функции:
- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.
Министерство по налогам
и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная
служба налоговой полиции (ФСНП РФ)
осуществляют контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка
Российской Федерации (ЦБ РФ) является
важным органом реализации денежно-кредитной
политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с
Федеральным казначейством
Счетная палата Российской Федерации - это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки. [1;с.12]
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1. Методы государственного регулирования финансов