Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение организации управленческого труда. Задачами данной курсовой работы являются:
-рассмотрение сущности и значения управленческого труда;
- изучение рациональной организации и оценки управленческого труда;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и значение управленческого труда
1.1 Характеристика управленческого труда……………………………....4
1.2 Организация управленческого труда…………………………………..7
1.3 Оценка организации управленческого труда………………………...18
1.4 Основные направления улучшения организации управленческого труда…………………………………………………………………………23
Глава 2. Менеджер, его функции и требования к нему
2.1 Понятие менеджер……………………………………………………26
2.2 Управленческое решение……………………………………………28
2.3 Функции менеджера…………………………………………………31
2.4 Требования предъявляемые к менеджеру…………………………33
Заключение………………………………………………………………...36
Список используемой литературы……………………………………37
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
-ректор по отношению к работающим преподавателям в институте.
Понятие «менеджер» как и
наука «менеджмент» берет свои истоки
на Западе, а именно в США. В 1900 году
Фредерик, У. Тэйлор ввели такое понятие
как «научный менеджмент», который
подразумевал множество определений,
понятий, объяснений руководства и
управления. Там же было описано
кто такой менеджер. И хотя с
того момента произошли большие
изменения и вклады в развитие
менеджмента как науки, основы определения
«менеджера» все те же. Говоря о
«менеджменте», американцы почти всегда
подразумевают фигуру «менеджера»
— человека, субъекта управления, действующего
в некоторой организации. В более
общем смысле они применяют термин
«администрация», «администрирование»
(administration), который в большей степени
отражает обезличенную систему управления.
Во-вторых, когда говорят «менеджер»,
то, по большому счету, имеют в виду
профессионального
Любая организация в большей либо меньшей степени поделена на более мелкие подразделения. Деятельность любого структурного такого подразделения в значительной степени зависит от личности менеджера, потому что он наделен реальной властью, имеет право распоряжаться ресурсами предприятия, осуществлять кадровую политику (подбор, расстановка кадров).
Исходя из этого, можно рассудиться, что понятие «менеджер» имеет несколько определений, а именно:
Менеджер — это представитель особой профессии, принадлежащий к профессиональной управленческой деятельности, это — профессиональный управляющий (а не экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью по совместительству).
— это человек, добивающийся
результатов посредством
— человек самостоятельной профессии с собственными профессионально-специфическими функциями и навыками, явно отличающимися от других профессий (юрист, врач, продавец, и т.п.). Это лидер любого коллектива, человек, прошедший большую специальную подготовку и жизненную школу. Он должен быть эрудированным, знать историю, психологию, социологию, логику, математический анализ, иностранные языки, свободно работать на компьютере.
— это руководитель (управляющий), занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
2.2. Управленческое решение
Рассуждая кто такой менеджер,
обязательно стоит уделить
1. научная обоснованность, объективность;
2. однозначность, не допускающая разночтений;
3. согласованность с ранее принятыми решениями;
4. правомочность (принятие решения личностями, имеющие соответствующие полномочия);
5. полнота решения;
6. своевременность (как в принятии, так и в отмене);
7. динамичность решения;
8. рациональность, экономичность, эффективность.
Возникает вопрос – что же надо делать для принятия правильного управленческого решения? Существует технология принятия решения. Она включает в себя ряд последовательных обязательных операций, действий, соблюдение и выполнение которых ведет к эффективному конечному результату:
1. постановка проблемы – в основе любого решения находится проблема, требующая своего разрешения. Задача менеджера заключается в формулировке проблемы, изучений положений дел и целей, предварительной формулировки критериев решений;
2. выявление ограничений и альтернатив – причиной проблемы могут быть силы, находящиеся вне организации, которые она не в состоянии изменить; Ограничение такого рода уменьшают возможность принятия оптимального решения. Поэтому необходимо выявить источник и суть ограничений;
3. принятие решений – на этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка с наиболее благоприятными проектами;
4. реализация решений – определяется материальное обеспечение, осуществляется доведение решения до исполнителей;
5. контроль за исполнением решений – выявление отклонений, поправки, позволяющие реализовать решение полностью.
Методы принятия управленческого решения.
Неформальные (эвристические) – основаны на аналитических способностях лиц, принимающих решения, представляет совокупность логических приемов и методики выбора оптимального решения путем теоретического сравнения вариантов с учетом опыта и интуиции. Достоинства этого метода состоят в оперативности и простоте. А недостаток в отсутствии гарантии от выбора ошибочных, не эффективных решений.
Коллективные – определяется
круг лиц, участников данной процедуры
по таким критериям как
мозговая атака (штурм)
– важно учесть наличие
метод «кингисе» - кольцевая
система. На обслуживание
1) большинства голосов
2) принцип диктатора
3) принцип Курно (число
решений = число экспертов. Оптимальным
будет решение, отвечающее
4) принцип Паретто – решение, которое не выгодно менять сразу всем экспертам
5) принцип Эджварта – зная предпочтения коалиции, выбирается решение.
метод Дельфи –
представляет многотуровую
- предоставление вариантов решения без аргументации, после чего экспертная группа оценивает их;
- отличающиеся от других вариантов ответы подлежат аргументации, после оцениваются;
Количественные – в основе лежит научно-практический подход принятия решений путем обработки большого количества информации с помощью ЭВМ и экономико-математических методов.
2.3. Функции менеджера
Содержание любого труда
менеджера не зависимо от управления
и принадлежности к линейным или
функциональным руководителям представляют
собой следующие ролевые
1) Менеджер-управляющий –
классическая роль
От него в частности требуется:
- наличие общих знаний
в области управления
- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
-владение не только
навыками администрирования,
-принятие обоснованных
и компетентных решений на
основе согласования с
2) Менеджер-организатор -
осуществляя эту функцию,
3) Менеджер-специалист –
реализуя эту функцию должен
определенно сформулировать
4) Менеджер-инноватор –
деятельность является
5) Менеджер-дипломат –
установление и расширение
-терпимость
-объективность
-умение идти на компромиссы
-умение слушать
6) Менеджер-воспитатель –
осуществляя эту роль, обучает
персонал, развивает творческий
потенциал, совершенствует
В итоге, следует сказать,
что каждый из выше перечисленных
ролевых позиций менеджера
2.4. Требования к менеджеру
Сложность и многообразие
управленческого труда
Создатель административной
школы управления Ф. Файоль считал,
что необходимы руководителям крупных
предприятий следующие
В бывшем СССР при выдвижении управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности. [7, c. 266]
К профессиональным качествам относят: высокий уровень образования и производственного опыта, компетентность в своей профессии, широту взглядов, эрудицию, постоянное совершенствование.
Личные качества менеджера
характеризуют высокие
Очень важно, чтобы менеджер обладал деловыми качествами, умением создавать коллектив, организовать его на достижение конечных целей. Он должен стремится к независимости, нововведениям, лидерству, проявлять инициативность и оперативность, напористость в отстаивании своих прав и готовность идти на риск.