Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – более глубокое теоретическое изучение основ учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями, и его особенности;
- предложить совершенствование организации расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками
Документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками
Формы расчетов с покупателями и заказчиками
Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по договору мены и расчетов авансами
Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ТОО « Павлодарстройсервис»
Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками на ТОО «Павлодарстройсервис»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая Учет расчетов с покупателями и заказчиками (1).docx

— 57.95 Кб (Скачать)

Таким образом, основными задачами учета расчетов с поставщиками покупателями и заказчиками  являются:

-  формирование  полной и достоверной информации  о состоянии расчетов с покупателями  и заказчиками, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности;

-  контроль  за состоянием дебиторской задолженности;

-  контроль  за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с  покупателями;

-  своевременная  сверка расчетов с дебиторами  для исключения просроченной  задолженности.

 

1.2 Документы по учету  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

Счета – фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие ГП, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет –фактура выписывается при получении авансов. На основании счета –фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Покупателю готовой продукции  счет – фактура необходима для возмещения сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что покупатель не может зачесть НДС из бюджета на основании счета – фактуры, который был составлен продавцом при получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо еще чтобы ГП была оприходована в учете.

Бланк счета – фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета – фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете – фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, РНН и ИИН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой ГП; цена; налоговая ставка и др. реквизиты (Приложение 1).

Счет – фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки ГП или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту ГП.

Регистрация составленных счетов – фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации ГП.

Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены  печатью. Контроль за правильностью  ведения книги осуществляется руководителем  предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении полных 5 лет с даты последней записи.

Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые необходимо представить  в банк, зависит от того, каким  образом осуществляется платеж как  правило представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка  покупателя). Не какие исправления  при заполнении платежного поручения  не допускаются.

Перед выпиской платежное поручение  регистрируется в журнале регистраций  платежных поручений. При этом ему  присваивается порядковый номер  который указывается в соответствующем  после банк платежного поручения.

В платежном поручении указывается  РНН и ИИН; наименование и номер счета в кредитной организации, банковский идентификационный код и др. реквизиты (Приложение 2).

Первый экземпляр платежного поручения  подписывают главный бухгалтер и руководитель организации.

Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий вас банк.

Последний экземпляр платежного поручения  банк должен возвратить клиенту с  отметкой «принято к исполнению»  и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного  работника, принявшего поручение к  исполнению.

Помимо этого к документам по учету расчетов с покупателями и  заказчиками можно отнести расчетный  чек, заявление на аккредитив, платежное  требование – поручение.

 

 

1.3. Формы расчетов с покупателями и заказчиками

 

К сожалению, на практике нередко возникают  ситуации, когда одна из сторон плохо  выполняет или вовсе не выполняет  своих обязательств по договору. Случается  что предприятие заключив договор  на приобретение необходимой ГП и  оплаты ее стоимости и доставку, не может не получить эту ГП не разыскать  закрывшуюся фирму поставщика. Или  же напротив, поставщик, отправивший  в соответствии с договором партию ГП покупателю, в течении не может  вытребовать причитающиеся ему  деньги.

Все это заставляет искать такие  формы расчетов и договором, которые  позволяли бы  избежать  подобных ситуации. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.

Суть аккредитива – в особом договорном порядке расчетов между  поставщиком и покупателем.

Поставщик получит деньги лишь, после  того как выполнены заранее оговоренные  условия и наступит событие, которое  и будет служить сигналом к  зачислению денег на его счет. Эти  условия и «сигнальное» событие  стороны определяют заранее по взаимному  согласию и точно фиксируют их в договоре поставки.

Покупатель формирует эти условию  и «сигнальное» событие в заявлении  на открытие аккредитива в своем  банке. В соответствии с заявлением и договором банка покупателя перечисляет денежные средства в  банк, обсуживающий поставщика. Но непосредственно  на счет поставщика эти средства не зачисляются. Он получит их лишь после  того, как представит в свой банк документы, доказывающие, что условия  аккредитива выполненные «сигнальное» событие наступило.

Что является такими документами, стороны за ранее определяют в договоре поставки. Это могут  быть как, например, железнодорожная  накладная, подтверждающая факт отгрузки готовой продукции, так и акт заключения (независимого эксперта) о соответствии фактического качества отправленной готовой продукции договорному.

К расчетам по аккредитивам во всем мире применяется следующая терминология: банк покупателя называется банком – эмитентом; покупатель (плательщик) – приказодателем или клиентом банка – эмитента; поставщик (получатель) – бенефициаром; банк поставщика – исполняющим банком.

Существуют несколько видов  аккредитивов.

Покрытый и непокрытый аккредитивы  затрагивают интересы только покупателя и не как не касаются поставщика.

Аккредитив считается покрытым, когда денежные средства списываются  с расчетного счета покупателя (или  представляются ему в кредит) и  депонируются  банком для последующих  платежей поставщику. В результате оборотные средства покупателя отвлекаются  на довольно длительный срок. По этому  более выгодно использовать для  расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с  открытого у него счета банка  покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетом в форме  не покрытого аккредитива можно  лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют  корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету  у банка – в качестве добросовестного и честного клиента.

У непокрытого (гарантированного) аккредитива  есть и недостаток – плата банку  за непокрытый аккредитив значительно  превышает плату за покрытый.

  Безотзывный и отзывной аккредитив  представляют собой интерес, прежде  всего для поставщика. При отзывном  аккредитиве банк покупателя  может в любой момент без  уведомления поставщика изменить  условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно  в случае без отзывного аккредитива для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика (рис.1).

 

 

 






 

Рис.1 - Схема аккредитивной формы расчетов

 

  1. Заключение договора – контракта с указанием аккредитивной формы расчетов;
  2. Заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком);
  3. Выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
  4. Извещение об открытии аккредитива, его условия;
  5. Сообщение поставщику условий аккредитива;
  6. Отгрузка готовой продукции по условиям аккредитива;
  7. Поставщик предоставил платежные документы на оплату за счет аккредитива;
  8. Извещение об использование аккредитива;
  9. Выписка из расчетного счета – зачислен платеж;
  10. Выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива.

Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву напрямую зависит  от того, на каких условиях открывается  аккредитив, а так же от вида аккредитива.

   Согласно статье  410 ГК РК, право собственности у покупателя возникает с момента передачи готовой продукции, если иное не  предусмотрено законом или договором.

Передачей признается не только вручение продукции непосредственно покупателю, но и сдача перевозчику для  отправки покупателю. Как правило, исполнение аккредитива не совпадает с моментом перехода право собственности на отгороженную готовую продукцию. 

В заключении необходимо отметить, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности  учета расчетов с покупателями  и заказчиками по договору  мены и расчетов авансами

 

 Учет  расчетов с покупателями при  продаже продукции по договору  мены. В бухгалтерском учете продавец  признает выручку в тот момент, когда право собственности на  реализованный товар переходит  к покупателю. По договору мены  каждая из сторон сделки является  и продавцом, и покупателем.  При этом право собственности  на купленный товар организация  получает одновременно с тем,  как перестает быть собственником  проданного. Происходит же это  в тот момент, когда обе стороны  передадут друг другу все, что  положено по договору. Отступить  от него можно только оговорив  особый порядок перехода права  собственности в договоре. Получается, что по договору мены в бухгалтерском  учете выручка признается тогда,  когда обе стороны полностью  выполнят свои обязательства,  то есть отгрузят друг другу  товары. Поэтому, если организация  отгрузила товар раньше партнера, то учитывать его нужно на  счете 1330 «Товары». А выручку необходимо  отразить в тот день, когда  контрагент организации в свою  очередь передаст все причитающееся  по договору мены.

Если  партнер выполнил свои обязательства  раньше, то пока ваша организация не произведет встречную отгрузку, все  полученное имущество принадлежит  продавцу и учитывать его надо за балансом на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение". И только после окончательного расчета по договору купленные ценности можно оприходовать на соответствующих  счетах – 1310 «Сырье и материалы», 1330 «Товары» и т.д. Кроме того, в себестоимость  купленных товаров нужно включить сумму доплаты без НДС (если она  предусмотрена договором). Ведь по общему правилу, себестоимость купленного имущества равна сумме всех затрат на его приобретение.

В бухгалтерском  учете договор мены отражается в  следующем порядке:

Дебет 3510 Кредит 6010 - отражена выручка от реализации продукции, равная стоимости полученных по договору мены товаров с учетом доплаты;

Дебет 1420 Кредит 3130 - начислен НДС с выручки  от реализации продукции;

Дебет 7919 Кредит 1310 - списана себестоимость  продукции;

Дебет 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года Кредит 6010 - отражена прибыль от реализации продукции;

Дебет 1330 Кредит 7010 - оприходованы товары по договору мены по фактической себестоимости, которая равна продажной стоимости  переданной продукции за вычетом  НДС;

Дебет 1040 Кредит 3510 - получена доплата за продукцию;

Дебет 3510 Кредит 6280 «Прочие доходы» - отражена разница между выручкой и стоимостью полученных товаров.

 

Расчеты с покупателями и заказчиками  при осуществлении посреднических операций.

При реализации своей продукции, предприятие пользуется услугами посредников. Такого рода операции в обязательном порядке должны оформляться  соответствующими договорами, которые  могут быть трех видов: поручения, комиссии и агентские. При этом все посреднические операции имеют как общие, так  и присущие определенному их виду особенности отражения в учете  организаций. Договор комиссии является одним из видов посреднических договоров.

Аналогично  другим посредническим операциям, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется  по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или  несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Однако главной отличительной особенностью такого рода сделок является то, что по операциям, совершенным комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Это означает, что в отличие, например, от договора поручения или агентского соглашения, комиссионер все сделки совершает от своего имени.

Договором комиссии в обязательном порядке  определяется цена, по которой комиссионер  должен продавать товар комитента. При этом может быть установлено  как фиксированное ее значение (то есть продажа товаров должна производиться  только по цене, определенной комитентом), так и возможность комиссионера реализовывать товар со своей  наценкой.

В этом случае помимо вознаграждения комиссионер  может получить дополнительную выгоду, если продает товары по ценам, выше установленных комитентом. В данной ситуации законодательством определено, что сумма такой выгоды делится  между комиссионером и комитентом поровну, если иное не установлено соглашением  сторон. Следовательно, договором комиссии может быть установлен иной порядок  распределения дополнительного  дохода (вплоть до 100-процентного перечисления этой суммы в пользу комиссионера либо комитента).

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками