Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:50, курсовая работа
Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.
Введение 3
1. Основные положения учета
материально-производственных запасов 5
1.1 Понятие, классификация и оценка материально-
производственных запасов 5
1.2 Нормативно-правовая база учета материально-
производственных запасов 8
1.3 Документальное оформление учета материально-
производственных запасов 16
1.4 Отражение поступления материально-производственных
запасов в бухгалтерском учете 20
2. Учет материально-производственных запасов 25
2.1 Синтетический и аналитический учет движения
материалов 25
2.2 Учет неотфактурованных поставок и материалов,
находящихся в пути 35
2.3 Учет НДС по поступившим материальным запасам 41
2.4 Инвентаризация материалов 42
3. Пример учета материально-производственных запасов
в организациях ВПК 48
Заключение 61
Литература 62
Унифицированные
формы первичной учетной
Документы третьего уровня имеют рекомендательный характер, к ним, в частности, относятся:
Методические
указания по бухгалтерскому учету материально-
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств – конкретизирует проверку фактического наличия в натуре по местам расположения материально-производственных запасов;
Методические рекомендации по учету затрат на производство продукции, работ, услуг. Проект МФ РФ, 2003 г. [16].
Методические
указания и инструкции призваны конкретизировать
учетные стандарты в
К документам четвертого уровня относятся указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами (приказы о формировании учетной политики, должностные инструкции и пр.).
Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.
Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.
Необходимые документы по учету материально-производственных запасов.
Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.
Приходный ордер (ф. № М-4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.
Акт о приемке материалов (ф. № М-7) – применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой – в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.
Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) – нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах – на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу.
Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.
Требование-накладная (ф. № М-11) – применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.
Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй – для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).
Замена
одних видов материалов другими,
сходными по своим свойствам, также
допускается только с разрешения
руководителя и оформляется требованием-
Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) – используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю.
При
отпуске материалов самовывозом
или выносом кладовщик передаст
и бухгалтерию накладную, подписанную
получателем, для выписки расчетно-
Карточка учета материалов (ф. № М-17) – служит дли учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) – применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.
При
перевозке грузов автотранспортом
приемка поступающих материалов
осуществляется на основе товарно-транспортной
накладной, получаемой от грузоотправителя
(при отсутствии расхождений между
данными накладной и
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
В
небольших организациях отпуск материалов
на производство продукции и оказание
услуг осуществляется без оформления
специальными документами. Фактически
израсходованные материалы по их
видам отражаются в актах или
отчетах о выпуске и реализации
готовой продукции. Акты составляются,
как правило, подекадно работником
предприятия, ответственным за приемку,
хранение и реализацию продукции. После
утверждения руководителем
В
установленные дни документы
по приходу и расходу материалов
сдают в бухгалтерию
МПЗ поступают в организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики МПЗ одновременно с отгрузкой продукции направляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные и др.). Полученные материально-производственные запасы сдаются на склад уполномоченным лицом или представителем отдела снабжения (маркетинга) под расписку заведующего складом на сопроводительных документах. С заведующим складом (кладовщиком) обязательно должен быть заключен типовой договор о полной материальной ответственности. При отсутствии должности заведующего складом его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после проведения сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту.
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то заведующий складом выписывает приходные ордера (ф. № М-4) на все количество поступивших материальных ценностей в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их поступления. Бланки приходных ордеров выдаются заведующему складом в заранее пронумерованном виде. Можно приходовать МПЗ без выписки приходного ордера, если нет расхождений между фактически принятым количеством МПЗ и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика. В данном случае на документе поставщика заведующий складом ставит штамп, в описке которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.
Если
при приемке материалов от поставщиков
установлено расхождение с
Если в течение дня несколько раз осуществляются поставки однородного груза, то можно выписывать один приходный ордер в целом за день. На оборотной стороне приходного ордера делается отметка о каждой отдельной приемке с подведением общего итога за день.
Учет движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках складского учета типовой формы (ф. № М-17). На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку па основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера.
Запись
в карточках делается заведующим
складом на основании первичных
документов в день совершения операции.
После каждой записи выводится остаток
по каждому номенклатурному
Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета [18,22].
Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складского учета и их остатков в сальдовой книге.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов