Трудовые ресурсы регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.

Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.

Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.

Сложность и многогранность проблем повышения эффективности использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНОВ.doc

— 430.00 Кб (Скачать)
  • формирование информационной базы, включающей статистические данные, а также результаты социологических обследований занятого населения и безработных;
  • согласование системы ресурсного планирования и программ занятости;
  • составление программ обучения, учитывающих профиль безработных»18.

   Формирование  структуры занятости, адекватной экономике  на этапе посткризисной модернизации, предполагает усиление внимания к развитию самозанятости, способной гибко реагировать на быстрые и существенные изменения конъюнктуры рынка труда в зависимости от того, куда направляются инвестиции. Существование самозанятости зависит от того, как вообще чувствует себя в регионе частный предприниматель, имеются ли реальные гарантии сохранения частной собственности и личной безопасности. Ключевыми предпосылками свободного развития самозанятости выступают устойчивая нормативно-правовая среда, благоприятный инвестиционный климат, ликвидация бюрократических барьеров.

Рис. 3 Максимальный срок региональных инвестиционных программ России. ( в рейтенге присутствуют не все субъекты РФ

 

Глава 4. Самарская область

4.1 Самарская область-  инвестиционно привлекательный  регион

     Самарская область  является одним из самых инвестиционно-привлекательных  регионов не только в Приволжском  федеральном округе, но и в России в целом. Кроме того, важным фактором является грамотная инвестиционная политика региональных властей, нацеленная на всестороннюю поддержку бизнеса. Сегодня на территории региона реализуется ряд крупных проектов, которые позволят привлечь в губернию новые инвестиционные потоки. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность самарского региона подтверждается высокими рейтингами, составленными ведущими мировыми рейтинговыми агентствами, такими как S tandard&Poor’s и Moody’s.

Рис. 4 Инвестиционная привлекательность региона19 

     Как отмечают эксперты, высокий экономический  и инвестиционный потенциал Самарской  области связан с целым рядом  факторов. Одним из них является выгодное географическое расположение губернии. Здесь пересекаются основные транспортные артерии «Север – Юг» и «Запад – Восток».  Самарскую область выгодно отличает высокий природный потенциал и мощные научно-технический и образовательный комплексы. Приток инвесторов в регион также объясняется экономической активностью населения и наличием высококвалифицированных кадров.

     «В 2010 году, в некотором смысле благодаря  кризису, в Самарской области  началась реализация ряда крупнейших проектов, направленных на увеличение инвестиционной активности бизнеса и открытие новых производств на территории губернии. «Важнейшие события в инвестиционной сфере Самарской области 2010 года связаны, прежде всего, с разработкой и принятием Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти на 2010–2020 годы. Этот план предусматривает реализацию крупных инвестиционных проектов на территории Тольятти и близлежащих муниципальных образований».

     Основная  задача реализации КИПа – диверсификация экономики моногорода Тольятти, которая до кризиса во многом зависела от ситуации на ОАО «АвтоВАЗ». Ключевыми стартовыми проектами, которые получили федеральную поддержку, стали проект особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Ставропольском районе и создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти.

     Проект  создания технопарка в сфере высоких  технологий «Жигулевская долина» правительством Самарской области рассматривается  как один из наиболее перспективных. Он позволит использовать потенциал информационных технологий для решения задач социально-экономического развития региона.»20 
 

4.2 Трудовые ресурсы  Самарской области

 

     Важнейшим конкурентным преимуществом Самарской  области является ее трудовой потенциал, выгодные характеристики которого подтверждаются оценкой независимых экспертов. В рейтинге регионов Российской Федерации в 2009 – 2010 годах по уровню развития трудового потенциала, как составляющей инвестиционного потенциала, подготовленному национальным рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ РА», регион занимает 8 место (4 место среди регионов ПФО).

     Самарская область обладает собственными  трудовыми ресурсами, достаточными для стабильного и устойчивого развития региона.

Население Самарской области отличает активная трудовая позиция - уровни экономической активности (68,7% от общей численности населения области в возрасте 15-72 года) и занятости населения области (64,8%) превышают аналогичные показатели в среднем по России (соответственно – 67,7% и 62,7%) и Приволжскому федеральному округу (соответственно – 67,8% и 62,7%).

     Несмотря  на то, что среднесписочная численность  работников предприятий области  сократилась за 2010 год на 2,7% против предыдущего года, темпы падения  ежемесячно замедлялись. Наиболее заметные структурные изменения среднесписочной численности работников произошли в базовых видах экономической деятельности (см. рисунок). По сравнению с 2009 годом в общей среднесписочной численности работников предприятий области снизилась доля занятых в отраслях,  наиболее испытавших влияние экономического кризиса, а именно в обрабатывающих производствах, на которые приходиться более четверти работающего населения области, строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг. В тоже время выросла доля предприятий социально направленных видов экономической деятельности: образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, государственное управление и социальное страхование.

Рис. 5.Структура  среднесписочной численности работников предприятий Самарской области  по видам экономической деятельности (в процентах)

     В 2010 году существенно снизились размеры безработицы. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась против предыдущего года на 7,5 тыс. человек (на 7%) и составила 99,2 тыс. человек. Среднегодовой уровень общей безработицы снизился за этот период с 6,1% до 5,7%, что ниже данного показателя в целом по России (7,5%) и Приволжскому федеральному округу (7,6%) – второе место в рейтинге регионов, входящих в ПФО.

     Численность зарегистрированных безработных за 2010 год уменьшилась в 1,7 раза или  на 23,4 тыс. человек и на 01.01.2011 составила 34,9 тыс. человек, уровень официальной безработицы снизился с 3,4% до 2%.

     Сократились размеры «скрытой» безработицы: численность граждан, находящихся  в режиме неполной занятости, уменьшилась  по сравнению с началом года в 8,7 раза и на 01.01.2011 составила 11,1 тыс. человек. 

 

Показатель Самарская область РФ
Уровень экономической активности населения,

в % от численности  населения в возрасте15-72 лет

68,7 67,7
Уровень занятости населения,

в % от численности  населения в возрасте 15-72 лет

64,8 62,7
Уровень безработицы по МОТ (в среднем  за год),

в % от численности  экономически

активного населения

5,7 7,5
Уровень зарегистрированной безработицы 

(на  конец года),

в % от численности  экономически

активного населения

2,0 2,1

Рис. 6 Сравнение основных показателей в сфере занятости населения и рынка труда Самарской области и Российской Федерации за 2010 год

     Улучшение ситуации в сфере занятости населения  и на рынке труда Самарской  области стало возможным благодаря  системным мерам, принимаемым Правительством области, большой поддержке из федерального центра. В регионе успешно реализовываются две программы в сфере занятости населения – Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области (далее – Программа дополнительных мероприятий) и Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области.

     В рамках данных программ в 2010 году создано  более 93 тыс. рабочих мест, в том  числе 78 тыс. рабочих мест на временной  основе.

     В Программе дополнительных мероприятий  на 2011 год несколько смещены акценты  в отношении принимаемых мер  и предусмотрены новые направления работы. По-прежнему, основной упор сделан на поддержке в организации безработными собственного дела, но теперь будет оказываться еще и помощь в создании ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства других безработных. Предусматриваются меры по созданию специально оборудованных рабочих мест для  инвалидов, родителей детей инвалидов и многодетных родителей. Особое внимание уделено переобучению и повышению квалификации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и женщинам, работающим во вредных производствах.

     Приняты комплексные инвестиционные планы  развития по всем монотерриториям области - 4 городских округа, в том числе  комплексный инвестиционный план модернизации г.о.Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы, и 8 населенных пунктов.21

 

Заключение

 

     Одним из элементов производительных сил  являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время  наделены определенным общественным социально-экономическим  содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.

     Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной  связи с техническим прогрессом. В настоящее время нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.

     Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических  процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.

     Многочисленные  исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.

     Современный этап развития экономики России характеризуется регионализацией ее народнохозяйственного комплекса, которая определяется национальными, историческими, политическими, социо-культурными и административными традициями. Экономическая наука, исследуя локальные экономические системы, не имеющие четко определенных территориальных границ, априори предполагает, что они обладают свойствами самоорганизации (самодостаточностью и способностью к саморегуляции без вмешательства извне) и развития. Совокупность таких экономик, находящихся в составе «административного» региона, определяет степень его развития. Они обладают всеми свойствами рынка с вытекающими отсюда последствиями, неравномерности и кризисности развития, плохо поддаются контролю и управлению. В связи с этим представляет значительный научный интерес исследование механизма и факторов самоорганизации хозяйственной деятельности региона.

 

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 9 о5ктября 2007 г. №1351
  2. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, 2006-2010

      http://www.economy.samregion.ru/econmic/economic_potecial/trudovoi

  1. Росстат Самарской области http://www.samarastat.ru/digital/region9/operinf/i100700r.htm
  2. Барбаков О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., Юрист, 2003.
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 28.
  5. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. М.:Знание, 2004.
  6. Государственное и муниципальное управление. Справочник/ Под ред. Н.И. Глазуновой, Забродина Ю.М., Поршнева А.Т. М. – М: Проект, 2004.
  7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. М. Юнити, 2007.
  8. Мелихова Н.В. Моделирование влияния социально-экономических факторов на формирование трудовых ресурсов региона. Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. Москва – 2006.
  9. Морозова Т.Г. Экономическая география России– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -479с.
  10. Протас Н.Г. Оценка эффективности использования труда и предпринимательства регионами Сибирского федерального округа // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства / Сборник докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 10-19 марта 2010 г. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010 – с. 11-20.   
  11. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина; Под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
  12. Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование.- Санкт-Петербург: Юнити, 2002.
  13. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., Проспект, 2002.
  14. Вукович Г., Трунин С. Человек и труд №7 2011С. 32-33  «Рынок труда в инвестиционно привлекательном регионе» 
  15. Решетникова Е. "Российская Бизнес-газета" №807 (25) «Кадры уходят в тень»
  16. Петербург деловой «Набиуллина разошлась с Кудриным в вопросе пенсий» http://www.dp.ru/a/2010/06/18/Nabiullina_razoshlas_s_Ku
  17. Международные инвестиционные проекты «Самарская область является одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов не только в Приволжском федеральном округе, но и в России в целом»
  18. Проект Особая экономическая зона  http://oeztogliatti.ru/ru/page/13

Информация о работе Трудовые ресурсы регионов