Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:31, курсовая работа
Целью данной работы является исследование трудового потенциала перспективы его развития, реализации.
Цель работы определила основные задачи исследования:
1) изучить теоретические основы функционирования трудового потенциала
2) выявить перспективы развития, реализации трудового потенциала, изучить влияние занятости на трудовой потенциал
3) Провести анализ развития социально трудовой сферы за 2006 год
4) Предложить рекомендации ведущих экономистов по улучшению положения в сфере трудового потенциала
Введение
Актуальность
выбранной темы объясняется тем,
что состояние трудового потенциала России
не адекватно вызовам современного этапа
ее экономического развития. Деформированная
профессионально-
Национальное
богатство создается
Трудовой потенциал – это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности.
Целью данной работы является исследование трудового потенциала перспективы его развития, реализации.
Цель работы определила основные задачи исследования:
Предметом исследования является человеческий капитал, оценка его состояния и влияния на экономический рост.
Данную тему мне помогли раскрыть следующие источники:
1. Трудовой потенциал и занятость населения
1.1. Понятие, состав и структура трудового потенциала.
Трудовой потенциал – это мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей жизни личности, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. Трудовой потенциал делает человека причиной собственного благополучия и благополучия других людей. Совместная деятельность, в которой присутствует трудовой потенциал, преобразует и окружающий мир, и самих людей.* Трудовой потенциал как мера наличных ресурсов и возможностей работника обеспечивает многие процессы в обществе:
Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристику.
Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период. Качество трудового потенциала характеризуется четырьмя основными составляющими:
______________________________
*Шаталова Н.И. «Трудовой потенциал работника» - М.: Юнити, 2003. - с. 7
Трудовой потенциал – это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность, или возможное количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны.
Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) – совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности.
Трудовой потенциал предприятия – это предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал региона, муниципального образования – это совокупный трудовой потенциал людей разных поколений, проживающих на территории региона.
Трудовой потенциал поколения, страны – сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел.-лет).
Трудовой потенциал – это ресурсная категория. Он включает в себя источники, средства, ресурсы труда. В качестве главного показателя объема применяется численность, а показателя использования – человеко-год.
Однако ряд исследователей в качестве общего показателя предлагают использовать человеко-час, т. к. среднесписочная численность предприятий при неполной занятости не может быть эталоном при оценке величины потенциала. При этом можно выделить суммарную величину используемого рабочего времени, в которое входит три показателя:
– число
часов, на которое сокращается
– число дней дополнительных отпусков;
– число дней по общей заболеваемости.
1) Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле:
где Фп – совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.;
Фк – величина календарного фонда времени, ч.;
Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.;
Чр – численность рабочих, чел.;
Д – количество рабочих дней в периоде, д.;
Тсм – продолжительность рабочего дня, ч.
2) Применительно
к обществу трудовой потенциал определяется:
где Фп.общ – потенциальный фонд рабочего времени общества, ч. Он определяется:
– численность населения, способного участвовать в общественном производстве, по группам;
Тр – законодательно установленная величина времени работы по графику работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную задолженность рабочего дня в часах.
В 1990 году
в международной лексике
Пж – ожидаемая продолжительность жизни (годы жизни);
Уобр – уровень образования (годы обучения);
ВВП – реальный душевой внутренний валовой продукт (ВВП).
Они отражают три главных качества:
а) здоровую жизнь;
б) уровень знаний;
в) уровень жизни.
Таким образом, трудовой потенциал можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении.
Структура трудового потенциала
подразделяется на поселенческую, демографическую,
этническую, социальную, образовательно-
Поселенческая: Городское и сельское население
Этническая: Количество наций и народов, проживающих в стране
Социальная: Качество и уровень жизни населения, среда семья стимулы и престиж.
Образовательно-
Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
Различают три типа воспроизводства населения:
Для характеристики
воспроизводства применяют
где КР и КС – коэффициенты рождаемости и смертности;
ЧР – число родившихся за год;
ЧУ – число умерших за год;
НСГ – среднегодовая численность населения.
Разница между ними дает коэффициент естественного прироста населения:
КЕП
= КР –
КС
По показателю
общей численности населения
за 2005 год Россия занимает 8 место: после
Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии,
Пакистана и Бангладеш. (Приложение
№1). Однако воспроизводство имеет не только
демографический, но и экономический и
социальный аспекты (снижение уровня жизни,
уменьшение детских учреждений, уровень
младенческой смертности). К началу 70-х
годов доминирующей стала двухдетная
семья, затем росло число семей с одним
ребенком. В 90-е годы начался процесс суженного
воспроизводства, депопуляция, естественная
убыль населения. В ближайшее десятилетие
рождаемость будет несколько выше за счет
поколения женщин, родившихся в 80-е
годы. Однако этого будет недостаточно
для возобновления естественного прироста
населения. Поэтому далеко не случайно
проблема демографического развития страны
поднята в последнем послании Президента
Российской Федерации Федеральному собранию
Российской Федерации и создан специальный
фонд будущих поколений.