Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение факторов, определяющих современные тенденции на рынке труда, а точнее, трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

На основе этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить масштабы и географию трудовой миграции;
Рассмотреть последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС.
Рассмотреть рекомендации по регулированию трудовой миграции в России.

Содержание

1 часть

Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

Введение 3

Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС 4

1. Масштабы и география трудовой миграции 4

2. Последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС 14

3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России 20

Заключение 26

Список литературы 28

2 часть

Задание «Верно/неверно» 30

Тест 32

Работа со статистическими данными 33

Приложение 42

Используемая литература 46

Работа содержит 1 файл

Мировая КОНТРОЛЬНАЯ иваненко.doc

— 1.06 Мб (Скачать)
DISC">
  • сохранить безвизовый режим и возможность взаимных поездок по внутренним паспортам, отменить требование о получении работодателями разрешения для найма на работу трудовых мигрантов из этих стран, продлить срок нахождения на территории стран без регистрации до 90 дней, а в перспективе ввести упрощенный вариант получения вида на жительство и гражданства:
  • создать условия для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств - партнера путем организованного перемещения рабочей силы в регионы и страны, испытывающие дефицит работников путем подписания соответствующих межправительственных соглашений;
  • развивать миграционную инфраструктуру, в том числе банки данных о вакансиях, миграционные биржи, рекрутинговые агентства и т. п.;
  • осуществлять процедуру легализации («миграционной амнистии») трудовых мигрантов из стран ЕврАзЭС в принимающих странах (прежде всего в России и Казахстане) при условии наличия трудового контракта;
  • обеспечит равные условия оплаты труда трудовых мигрантов, контроль за соблюдением работодателями норм трудового законодательства, предоставлением иностранным работникам пенсионных и социальных гарантий;
  • стимулировать вывод из «тени» денежных средств, заработанных трудовыми мигрантами, путем создания разветвленной сети доступных пунктов денежных переводов;
  • разработать программы внутригосударственной занятости, повышение общеобразовательного уровня, формирования и эффективного использования квалификационного потенциала трудоспособного населения в пределах стран – участниц соглашения.
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России.

         В настоящее время в российском обществе сложились два основных полхода к оценке роли трудовой миграции и ее регулированию.

         Первый  подход – консервативный, связывающую трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Его сторонники выступают за закрытие страны от трудовых мигрантов и депортацию нелегальных мигрантов.

         Второй  подход - либеральный. Он исходит из того, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина – недостаток трудовых ресурсов внутри страны в условиях экономического роста. По мнению сторонников этого подхода, рабочие руки Россия может получить исключительно за счет трудовых мигрантов из стран ближайшего окружения, в том числе Китая и других стран Азии. При этом количественные потребности в мигрантах определить нельзя. Если люди едут в страну – значит, есть возможность для трудоустройства, главное – дать свободу  в передвижении рабочей силы.

         Как показывают анализ ситуации и обобщение  опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, базой  для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе с учетом экономических и геополитических интересов России в увязке с перспективами ее социально – экономического развития. С одной стороны, можно увеличить численность занятого населения (в том числе за счет трудовых мигрантов). С другой стороны, можно и нужно повышать производительность труда, обновлять оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя налоговыми инструментами предпринимателей, вкладывающих средства в модернизацию производства.

         Аргументы, которые приводят большинство работодателей в отношении необходимости найма иностранцев, не всегда однозначны. Например, в настоящее время работодателям выгодно нанимать иностранных работников, поскольку трудовые мигранты нередко работают без официального оформления. Они находятся в сильной зависимости от работодателя, на них модно экономить (платить меньше или вообще не платить), их легче держать в подчинении и запугивать отсутствием регистрации, разрешения на работу или невыплатой заработной платы. В то же время при повышении зарплаты в секторе, где концентрируются иностранные работники, часть рабочих мест может быть занята местным населением. По мнению некоторых работодателей, лучше нанимать работника, располагающего в городе жильем, обустроенного и связывающего свою жизнь с ним на долгосрочную перспективу, имеющего здесь семью и детей. Но в этом случае надо повышать заработную плату и соблюдать трудовое законодательство. К этому готовы не все работодатели, поскольку очень велик соблазн существенно сэкономить на оплате труда.

         Рассмотренные особенности и тенденции трудовой миграции позволили сформулировать ряд рекомендаций  по совершенствованию представители первой являются полноправными гражданами России, полностью интегрированными в общество. Именно их знании и опыт, а также формирующаяся общность с вновь прибывающими мигрантами могут быть использованы в регулировании ВТМ. Кроме того, механизм национальных диаспор во многом поможет предотвращению административных нарушений, ослабит социальную напряженность и снизит количество стихийных теневых образований.

         Основой эффективного включения механизма  национальной диаспоры в регламентацию  миграционных потоков между Россией  и странами оттока рабочей силы должен стать создание соответствующей  законодательной базы. Вполне правомерно предложить, что страны оттока будет увеличивать заключение договоров напрямую с регионами России. Речь идет в первую очередь о договорах, не только устанавливающих легальный статус мигрантов и гарантирующих защиту и прав, но и определяющих обязанности стран-участниц. Дл совершенствования миграционного процесса необходимо взаимодействие диаспор и консульств тех стран, откуда пребывание наибольшее число мигрантов в Россию, прежде всего стран СНГ. 

         В регулировании миграционных процессов ключевую роль следует отвести федеральной миграционной службе (ФМС). В то время как  департаменты миграции будут заняты разработкой новых программ с учетом меняющихся преференций российских производителей, ФМС продолжит осуществлять контроль над соблюдением миграционного законодательства. В компетенцию отдела ФМС, занимающегося вопросами временной трудовой миграции, должны включены следующие функции: проверка полученной через единую базу данных информации о потенциальных мигрантов; присвоение индивидуального номера мигранту для учета платежей и выплаты налогов; выдача специальных контрактных временных разрешений на трудоустройство.

         Как было отмечено выше, внедрение механизма диаспоры позволит ослабить возникновение стихийных теневых экономических образований.  Именно поэтому важны фирмы-работодатели в России, руководителями которых могут быть активные члены «старой» диаспоры или представители организаций, заинтересованных в сезонном наемном труде. При этом целесообразно разработать государственный реестр тех производителей, которые привлекают наемный труд мигрантов. Это позволит обеспечить приоритетное распределение временных трудовых ресурсов в соответствии с потребностями производства.

         Внутри  диаспоры возникает центр, который  будет оказывать поддержку мигрантам в трудоустройстве, в их размещении, ознакомлении с новым местом жительства, с заключением договоров по медицинскому и социальному страхованию. Центр так же может осуществлять поиск национальных работодателей, вводить информацию в единую систему данных, вести учет прибытия и убытия временных мигрантов. Анализ полученной информации позволит разработать соответствующие рекомендации работодателям по своевременному оформлению временных трудовых мигрантов.

         Поток трудовых мигрантов в Россию будет  нарастать, поэтому возможную конкуренцию на рынке труда можно ослабить, если трудовой мигрант высокой квалификации будет прибывать в Россию по системе механизма диаспоры. Важная роль в таком механизме регулирования ВТМ отводится указанным выше центрам, образуемым в национальных диаспорах. Во многом работа центров будет зависеть от средств консульств, играющих роль посредника при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в ходе адаптации и жизнедеятельности мигрантов. Мигрант, прибывая в Россию по временной трудовой визе, проходит регистрацию в центре диаспоры, специальный представитель которого проводит работу с группой вновь прибывших мигрантов по трудовой ориентации, привлекая к участию тех, кто уже был занят в программе и может поделиться своим опытом.

         Доступ к единой базе данных будут также иметь и специально создаваемые рекрутированные агентства в странах оттока рабочей силы. Такие агентства создаются правительствами странами оттока как некоммерческие организации и являются им подотчетными. Возможно и формирование совместных агентств, в которые войдут представители как России, так и стран оттока. Роль этих агентств заключается в предварительном квалификационном отборе потенциальных трудовых мигрантов, в разъяснении правил участия в программах трудовой миграции в Россию и в упорядочении административных формальностей.

         Мигрант и работодатель предоставляет регулярные отчеты центру, которые направляются в рекрутированное агентство и региональный департамент по ВТМ. Сборники отчетности центров диаспоры, ФМС и региональных административных структур, предоставленные департаменту миграционной политики (департаменту), будут способствовать взаимодействию государственно-административных и общественных организации, позволят создать систему социальной ответственности за эффективное решение вопросов занятости и конкуренции на местном рынке труда.

         По  мере своей трудовой деятельности мигранты накапливают часть получаемого  дохода. Для упорядочения и легализации  финансовых потоков целесообразно, как было отмечено выше, создание миграционного банка развития. Его основными функциями могут стать предоставление мигрантам различных услуг, например начисление заработной платы на счет в банке, осуществление упрощенного режима денежных переводов за границу. МБР может предоставлять более высокий процент по сравнению с обычным коммерческим банком по мере повышения своей финансовой устойчивости, гарантированной правительствами стран-участниц. Первоначально вкладчиками таких банков могут быть мигранты с соответствующими подтверждениями, выданными ФМС и центром диаспоры. Упорядочение потоков через миграционный банк упростит систему денежных переводов, обеспечивая дополнительную защиту прав мигрантов.

           При наличии такой развитой  системы ФБР появится возможность  четко определять полный объем переводимого за границу капитала. В дальнейшем спектр финансовых проектов с участием такого банка может быть расширен. Наличие соглашений между двумя странами о совместном использовании средств МБР позволит инвестировать их в новые проекты поддержания рабочих мест, например в развитие национальной инфраструктуры.

         Модель  организации временной трудовой миграции на основе использования потенциала диаспоры и создания МБР представляется одним из возможных способов решения  в ближайшее время проблем  миграционной политики в России и в других странах СНГ, поскольку позволяет установить контроль над ситуацией на рынке труда и обеспечить взаимовыгодное использование денежных накоплений мигрантов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Заключение

          Таким образом, трудовая миграция в странах ЕврАзЭС, действительно, приобрела массовый характер, что приводит к существенным изменениям  в социально-экономической области.

         Не  удалось выявить четкую зависимость  показателей трудовой миграции от характера  реформ в странах ЕврАзЭС. Так, среди стран, проводивших радикальные рыночные реформы, Россия и Казахстан принимают трудовых мигрантов, а Киргизия, напротив, отдает их за границу. Согласно расчетам, в России легальная трудовая иммиграция превышают трудовую эмиграцию примерно в 12 раз, а в Казахстане – в 44 раза. Страны, проводившие реформы осторожно и даже консервативно, - Узбекистан и Беларусь – являются преимущественно источника трудовой  эмиграции. Таджикистан по характеру экономических реформ занимает промежуточное положение и представляет собой отдающую трудовых мигрантов страну, где трудовая эмиграция в 600 раз превышает иммиграцию.

         В условиях сокращения численности населения  и нарастающего дефицита трудовых ресурсов  в принимающих странах становится актуальной идея создания единого рынка труда и миграционного пространства в рамках ЕврАзЭС, где будут полностью устранены все препятствия для людей, осуществляющих трудовую миграцию

         Как показывают анализ ситуации и обобщение  опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, базой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе с учетом экономических и геополитических интересов России в увязке с перспективами ее социально – экономического развития. С одной стороны, можно увеличить численность занятого населения (в том числе за счет трудовых мигрантов). С другой стороны, можно и нужно повышать производительность труда, обновлять оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя налоговыми инструментами предпринимателей, вкладывающих средства в модернизацию производства.

         Рассмотренные особенности и тенденции трудовой миграции позволили сформулировать ряд рекомендаций  по совершенствованию  представители первой являются полноправными  гражданами России, полностью интегрированными в общество. Именно их знании и опыт, а также формирующаяся общность с вновь прибывающими мигрантами могут быть использованы в регулировании ВТМ. Кроме того, механизм национальных диаспор во многом поможет предотвращению административных нарушений, ослабит социальную напряженность и снизит количество стихийных теневых образований. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС