Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение факторов, определяющих современные тенденции на рынке труда, а точнее, трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

На основе этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить масштабы и географию трудовой миграции;
Рассмотреть последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС.
Рассмотреть рекомендации по регулированию трудовой миграции в России.

Содержание

1 часть

Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

Введение 3

Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС 4

1. Масштабы и география трудовой миграции 4

2. Последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС 14

3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России 20

Заключение 26

Список литературы 28

2 часть

Задание «Верно/неверно» 30

Тест 32

Работа со статистическими данными 33

Приложение 42

Используемая литература 46

Работа содержит 1 файл

Мировая КОНТРОЛЬНАЯ иваненко.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Работодатели  справедливо полагают, что подобное затягивание процедур оформления трудовых мигрантов создает искусственные  барьеры на пути их привлечения и  увеличивает масштабы незаконного использования иностранной рабочей силы в стране. Не случайно работодатели считают бюрократизм одной из основных причин незаконной миграции.

       Среди главных трудностей, с которыми сталкивались работодатели при получении разрешения на право привлечения иностранных работников, можно выделить прежде всего очереди в территориальных органах ФМС – об этом заявили около 94% опрошенных работодателей. Это неудивительно, поскольку на данную службу в последнее время было возложено много  новых обязанностей, но ее штат и ресурсы не были увеличены должным образам. Каждый пятый работодатель считает, что вопрос о выдаче разрешения на работу для иностранных граждан рассматривается очень долго. Наконец, более 8% работодателей полагают, что служба занятости также долго рассматривает вопрос о целесообразности привлечения трудовых мигрантов (см. рис. 4). Согласно результатам исследования, 61% опрошенных работодателей считает, что в настоящее время в связи с введением новых правил процедур оформлении иностранных работников в России стала несколько проще. 1/5 (более 18%) полагает, что процедура стала сложнее. Еще около 8% считают, что процедура принципиально не изменилась.  
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4 Основные трудности, с которыми сталкивались работодатели при оформлении разрешений на привлечение иностранных работников.10 

     Таким образом, административные барьеры продолжают оставаться главным препятствием для эффективного привлечения иностранней рабочей силы в Россию.Исскуственно занятые по времени и излишне бюрократизованые процедуры оформления, вовлечение многих структур в данный процесс снижают эффективность рынка труда и даже оказывают на него отрицательное влияние, вынуждая часть трудовых мигрантов и раработодателей действовать в теневой сфере.

       Новым центом трудовой иммиграции в ЕврАзЭС стал Казахстан. По данным Министерства труда  и социальной защиты, в 2005 г. было легально привлечено на работу около 25 тыс. иностранных граждан. Численность иностранных иммигрантов в стране составила 400-450 тыс. человек. В 2006 г. в Казахстане была проведена акция по легализации незаконных мигрантов. Получить право на трудовую деятельность могли граждане стран СНГ, прибывшие в Казахстан легально до 31 мая 2006 г. и успевшие за этовремя устроиться на работу. Ограничения были введены для того, чтобы не вызвать еще большую волну миграции жителей соседних Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, надеющихся получить официальный статус.

     По  предварительным оценкам, род действии акции должны были попасть около 100 тыс. трудовых мигрантов из соседних республик. После ее завершения МВД сообщило о более чем 160 тыс. иностранцев из государств СНГ, получивщих право на работу в Казахстане. По данным Минестерства труда и социальной защиты, до начала легализации в республике на законных основаниях рабочие места занимали только 25 тыс. специалистов из-за рубежа. Практически не охваченными акцией оказались мигранты, занятые в индивидуальных домашних хозяйствах. Садовники, повара, горничные составили только 4,5% от общего числа легализованных иностранцев. Около 70% мигрантов, официально оформивших свои отношения с работодателем, были заняты в строительстве, 14% - в сельском хозяйстве. Акция по легализации была признана удачной как сторонними наблюдателями, так и государственными структурами.

     В Беларусь на работу официально было привлечено 0,7 тыс. человек. ¾ всей иностранной рабочей силы поступает из Украины, России, Армении, Турции. При этом численность нелегальных иммигрантов в стране составила 50-150 тыс. человек. Кроме того, нелегальные иммигранты присутствовали в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, но в большинстве своем это – транзитные мигранты, стремящиеся попасть в Казахстан, Россию и на Запад.

     Легальная трудовая эмиграция из стран ЕврАзЭС в 2007 г. составило около 80 тыс. человек, а с учетом нелегальной состовляющей – от 3, 0 млн. до 4,5 млн. человек. Разница огромна – 38-56 раз! Трудовые эмигранты из России направлялись на работу в страны Европы, США, Либерию и Японию, а из Казахстана – в Россию и Китай. Выходцы из других стран ЕврАзЭС были ориентированы  преимущенственно на российский рынок труда, а так же на некоторые другие страны. Например, узбеки – на Южную Корею и Казахстан, белорусы – на Польшу и Чехию. Трудовую эмиграцию из этих государств в Россию стимулируют географическая близость, безвизовый режим, общность языка и культуры, признание дипломов, наличие соответсвующих соглашений. Для некоторых стран сообщества трудовая эмиграцияприобрела огромные иасштабы, в нее оказались вовлечены каждый третий работающий в Коргизии и каждый четвертый – в Таджикистане.

     Не  удалось выявить четкую зависимость  показателей трудовой миграции от характера  реформ в странах ЕврАзЭС (см. табл. 3). Так, среди стран, проводивших  радикальные рыночные реформы, Россия и Казахстан принимают трудовых мигрантов, а Киргизия, напротив, отдает их за границу. Согласно расчетам, в России легальная трудовая иммиграция превышают трудовую эмиграцию примерно в 12 раз, а в Казахстане – в 44 раза. Страны, проводившие реформы осторожно и даже консервативно, - Узбекистан и Беларусь – являются преимущественно источника трудовой  эмиграции. Таджикистан по характеру экономических реформ занимает промежуточное положение и представляет собой отдающую трудовых мигрантов страну, где трудовая эмиграция в 600 раз превышает иммиграцию.

     Таблица 3

     Группировка стран ЕврАзЭс по соотношению  основных параметров официальной трудовой миграции11 и методов проведения системных реформ.

По  соотношению трудовой миграции за рубеж (эмиграции) и из-за рубежа (иммиграции) По типам  проведения системных реформ
«радикалы» промежуточная группа «консерваторы»
Страны-доноры(с  явным преобладанием с выездом  трудовых мигрантов за пределы страны) Киргизия12 Таджикистан (1:600) Узбекистан13, Беларусь (1:7)
Страны-реципиенты (с явным приобладанием въезда трудовых мигрантов в страну) Россия (12:1), Казахстан (44:1)    
 
 
 
 
 

2. Последствия и регулирования трудовой миграции в рамках ЕврАзЭС.

     Для стран ЕврАзЭС трудовая миграция имеет множество позитивных моментов. Благодаря мигрантам развиваются  целые сектора экономики принимающих стран: торговля, строительство, транспортные услуги, сельское хозяйство. Трудовые иммигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. За счет трудовой иммиграции можно уменьшить дефицит трудовых ресурсов на региональных рынках труда. Отметим, что, по оценкам директора ФМС России К. Ромодановского, вклад трудовых мигрантов в российский ВВП составляет не менее 50 млрд. долл.14 Трудовые иммигранты из стран ЕврАзЭС при успешной интеграции на рынке труда, культурной и языковой ассимиляции могли бы пополнить число граждан стран приема, что очень актуально в условиях сокращения численности населения и трудовых ресурсов. К сожалению, в некоторых принимающих странах ЕврАзЭС власти не осознали полностью те возможности, которые предоставляет приток трудовых мигрантов из стран с общей культурой, языком, менталитетом населения.

     Главным экономическим эффектом для стран  выезда трудовых мигрантов является сокращение безработицы и дефицита платежных балансов  за счет поступления  денежных переводов. По данным ЦБ РФ, в 2007 г. совокупный годовой заработок трудовых мигрантов в России составил около 20 млрд. долл.; они вывезли из страны свыше 3 млрд. долл. В виде денежных переводов и более 10 млрд. долл. наличными15. По данным МОТ, около половины опрошенных трудовых мигрантов в России посылают часть заработанных денег на родину. В среднем эта сумма составляет около 100 долл. в месяц на человека. Главные страны – получатели переводов – Узбекистан, Таджикистан, Украина и другие. Основными целями переводов из России являются материальное поддерживание семьи, покрытие текущих расходов на обучение детей, затрат на лечение.

     Большинство неофициальных денежных переводов из России осуществляется в виде вывоза наличной валюты самими мигрантами или доверенными лицами. В рамках национальных диаспор наиболее широкое распространение получила практика передачи денег через родственников и знакомых, проводников, водителей автобусов и курьерские службы. С учетом общей суммы вывозимым трудовыми мигрантами средств при абсолютной прозрачности денежных переводов это могло бы давать 4,5 млрд. долл. налоговых отчислений для российской экономики.

     Сейчас  трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом экономической интеграции («народной  интеграции») в ЕврАзЭС. Вместе с тем трудовая миграция имеет ряд негативных аспектов, в том числе и стимулирование роста теневой экономики, демпинг заработной платы, усиление межнациональной напряженности. Нежелательной  тенденцией можно считать  формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку (этнических анклавов). Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Замкнутость общин может провоцировать негативное отношение и недоверие к мигрантам со стороны местного населения, способствовать обострению межнациональных отношений.

     В апреле 1998 г. Межгосударственный Советом  государств – участников Таможенного  союза, учредивших впоследствии ЕврАзЭС, было принято Заявление «О десяти простых шагах навстречу простым  людям». В данном документе в качестве одной из важнейших мер по улучшению условий жизни населения упоминалось «обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ четырех государств, пограничного, таможенного и иных видов контроля»16. В целях реализации данного положения Совет глав правительства при Межгосударственном Совете принял Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств – участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты.

     В мае 2000 г. в Минске решением Межгосударственного Совета на уровне глав государств были утверждены основные направления сотрудничества в гуманитарной сфере между ними.  Одним из важных положений являлось сохранение сложившегося безвизового режима пересечения внутренних границ в рамках Таможенного союза при одновременном проведении единой визовой политики в отношении третьих стран.

     В ноябре 2000 г. правительства Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан. В Соглашении предусматривалось, что граждане независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территориях пяти государств без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях к Соглашению. Вместе с тем Соглашение не ограничивало право каждой из сторон, если она сочтет это необходимым, перейти в отношении одного или нескольких участников Соглашения на отличный режим поездок граждан. Кроме того, оговаривалось, что правительства государств-участников имеют право принимать специальные меры защиты своих границ и территории при чрезвычайных ситуациях, в частности угрожающих их безопасности. При этом такие меры носят временный характер и могут быть представлены в виде соответствующих ограничений на въезд, выезд, пребывание, передвижение, транзитный проезд.

     В марте 2005 г. государства ЕврАзЭС  подписали Протокол к соглашению, который еще более упростил режим  пересечения границ граждан государств – членов Евроазиатского экономического сообщества. После этого переезжать из страны в страну стало возможным не только без визы, но и по внутренним паспортам.

     Параллельно миграционный режим был облегчен на основе двусторонних договоренностей. В соответствии с Договором об образовании Союзного государства  граждане России, пребывающие на работу в Беларусь, а так же граждане Беларуси, приезжающие в Россию, обеспечиваются равными правами при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставление других социальных гарантий. В настоящее время обязательный порядок выдачи разрешений работодателям, привлекающим людей из Беларуси в Россию и из России в Беларусь не применяется, а белорусские и российские работники освобождаются от получения подтверждений на право трудовой деятельности. Фактически эти договоренности закрепили создание единого рынка труда России и Беларуси.

     В последние годы некоторые страны ЕврАзЭС существенно активизировали свою позицию в вопросах защиты прав своих граждан и приведение трудовой эмиграции в организованное русло. Например, в Киргизии был образован Госкомитет по миграции и занятости с приданием статуса министерства, а его руководитель вошел в состав правительства страны. Тем самым были созданы условия для начала межгосударственного диалога со странами, в которые выезжают трудовые эмигранты из этой страны. Госкомитет по миграции и занятости открыл свои представительства в ряде российских городов, в том числе в Москве, которым было поручено изучать ситуацию на российском рынке труда. В результате Кыргызстан начал решать вопросы трудоустройства своих граждан с российскими регионами. Например, руководство Пензенской области заявило о готовности принять 2 тыс. трудовых мигрантов из Киргизии, надеясь реанимировать с их помощью овощеводство и скотоводство в сельской местности, а также устранить дефицит квалифицированных кадров в сельском здравоохранении17.

     В условиях сокращения численности населения  и нарастающего дефицита трудовых ресурсов  в принимающих странах становится актуальной идея создания единого рынка  труда и миграционного пространства в рамках ЕврАзЭС, где будут полностью устранены все препятствия для людей, осуществляющих трудовую миграцию18. Для реализации этой идеи необходимо:

Информация о работе Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС