Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение факторов, определяющих современные тенденции на рынке труда, а точнее, трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

На основе этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить масштабы и географию трудовой миграции;
Рассмотреть последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС.
Рассмотреть рекомендации по регулированию трудовой миграции в России.

Содержание

1 часть

Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

Введение 3

Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС 4

1. Масштабы и география трудовой миграции 4

2. Последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС 14

3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России 20

Заключение 26

Список литературы 28

2 часть

Задание «Верно/неверно» 30

Тест 32

Работа со статистическими данными 33

Приложение 42

Используемая литература 46

Работа содержит 1 файл

Мировая КОНТРОЛЬНАЯ иваненко.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 

     ГОУ ВПО Тюменский государственный  архитектурно-строительный университет 
 
 

Кафедра экономики

 

Контрольная работа

по дисциплине «Мировая экономика»

 
 
 

                     Выполнил: студент 2 курса

                    очная форма обучения

                         ЭУС-08-26

                         Иваненко И.В.

                  Проверил: Антонова И.В.

                              к.э.н., доцент 

 

Тюмень-2008 
 
 
 
 
 

Содержание
 

1 часть

Трудовая  миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

Введение 3

Трудовая  миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС 4

1. Масштабы и география трудовой миграции 4

2. Последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС 14

3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России 20

Заключение 26

Список  литературы 28

2 часть

Задание «Верно/неверно» 30

Тест 32

Работа  со статистическими данными 33

Приложение   42

Используемая  литература 46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Темой моей контрольной работы является трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС. Эта тема является одной  из актуальных проблем на мировом  рынке труда. 

     Трудовая  миграция в странах  ЕврАзЭС приобрела массовый характер, что приводит к существенным изменениям  в социально-экономической области. По оценке, в ней участвуют 3,9-4,5 млн. человек, или примерно 4-5 % занятого населения.

      Целью данной работы является изучение факторов, определяющих современные тенденции на рынке труда, а точнее, трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

На основе этой цели необходимо решить следующие  задачи:

    • Изучить масштабы и географию трудовой миграции;
    • Рассмотреть последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС.
    • Рассмотреть рекомендации по регулированию трудовой миграции в России.

Для выполнения работы использовался материал различных  книг и статьи периодических изданий. Результаты работы изложены на 18 страницах текста.   
 
 
 
 
 
 
 
 

     Трудовая  миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.

     1. Масштабы и география трудовой миграции.

     Трудовая  миграция в странах  ЕврАзЭС приобрела  массовый характер, что приводит к существенным изменениям  в социально-экономической области. По оценке, в ней участвуют 3,9-4,5 млн. человек, или примерно 4-5 % занятого населения. Можно выделить два разнонаправленных потока трудовых мигрантов: въезд иностранных граждан на работу в данные государства (трудовая миграция); въезд собственных граждан на работу за пределы своих стран (трудовая миграция). Причем каждый из потоков включает легальную (зарегистрированную официальными службами) и нелегальную (незарегистрированную) составляющие.

     В 2008 г. численность легальных трудовых иммигрантов в трех принимающих странах ЕврАзЭС (России, Казахстане и Беларуси) составили около 728 тыс. человек.1

     Таблица 1

     Численность и доля трудовых мигрантов в занятости в станах ЕврАзЭС, 2008 г. 2

Страны Численность трудовых эмигрантов и иммигрантов, тыс. человек Численность занятости  населения, тыс. человек Доля трудовых мигрантов в занятом населении, %
Беларусь

Казахстан

Киргизия

Россия

Таджикистан

Узбекистан

200-280

1000

600-700

1000-1200

500-600

600-700

4400

7200

1900

66 500

2000

9300

4,5-6,4

13,9

31,6-30,0

1,5-1,8

25,0-30,0

6,7-7,5

Всего по ЕврАзЭС 3900-4480 91300 4,3-4,9
 

     Объемы  нелегальной трудовой иммиграции (численность  единовременно пребывавших нелегалов) в странах сообщества составляли от 5,6 млн. до 10,8 млн. человек. По примерным  расчетам, незаконная иммиграция превышала легальную иммиграцию в 8-15 раз (см. табл. 2).

     Таблица 2.

     Масштабы  трудовой миграции в странах ЕврАзЭС в 2008 г.

     (тыс.  человек)

Страны Численность легальных  трудовых иммигрантов Примерная численность  нелегальных иммигрантов Численность легальных  трудовых эмигрантов Примерная численность  нелегальных трудовых эмигрантов
Россия

Казахстан

Беларусь

Киргизия

Таджикистан

Узбекистан

702,5

24,8

0,65

5000-10 000

400-450

50-150

100-150

30

30

60,9

0,45

4,2

6,0

8,0

1000-1200

1000

200-280

600-700

500-600

600-700

Всего 730,9 2610-10 810 79,6 3000-4480
 

     Большую часть легальных трудовых иммигрантов (более 702 тыс. человек) приняла Россия благодаря быстрому развитию экономики  и емкому рынку труда. В 2009 г. численность трудовых иммигрантов в нашей стране увеличилась и составила 1717 тыс. человек. Согласно данным Федеральной миграционной службы (ФМС России), крупнейшим поставщиком легальной рабочей силы в Россию долгое время являлась Украина, которая обеспечивала сначала около 1/3, а позднее - около ¼ трудовых иммигрантов. В 2005 г. произошла смена лидера и на первое место вышел Китай - каждый четвертый иностранный работник был родом из этой страны. В 2007 г. появился новый лидер – Узбекистан, на который пришлось более 20% всех трудовых иммигрантов. Так же поднялся в рейтинге и Таджикистан (см.рис.2). 

     

     Рис. 1 Страны – основные поставщики трудовых иммигрантов в Россию в 2008 г. (тыс. человек).3 

     Численность иностранных работников сильно зависит  от сезонного фактора. По заявлению  бывшего директора ФМС России А. Черненко, чтобы получить реальное число трудовых мигрантов в «сезон», цифру официально привлеченной иностранной рабочей силы в стране надо увеличить в 10 раз. Согласно данным опроса работодателей и экспертов (государственные служащие), проведенного в Самарской области летом 2007 г. в качестве «пиковых» месяцев с точки зрения использования труда иностранных мигрантов можно считать период с мая по сентябрь (см. рис.2). Ярко выраженный сезонный характер занятости иностранной рабочей силы отмечается в строительстве и сфере услуг.

     Между сведениями ФМС России и реальными  масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. Численность незаконных, или, точнее, незарегистрированных, мигрантов  в России, по нашим оценкам, может  достигать 3,7 млн. человек.4 Большинство из них – это граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в Россию без визы, но затем  не получают регистрации по месту пребывания или разрешения на работу. 

     

     Рис. 2. «Пиковые» месяцы по привлечению трудовых мигрантов

     (по  данным опроса) 

     Многие  из них живут в нашей стране на протяжении нескольких лет либо периодически возвращаются домой.5 По другим оценкам, в России насчитывается не менее 10 млн. нелегальных мигрантов.6

     В российской экономике сложились  специфические ниши на рынке труда, которые заполняют исключительно иностранные трудовые мигранты: подсобные рабочие в строительстве, уборщики улиц, водители городского транспорта, ремонтные рабочие, торговцы на рынках. Большинство трудовых мигрантов в России – это мужчины в возрасте 30-39 лет.

     Как показали результаты исследования, проведенного в Самарской области в 2007 г., преобладающими сферами деятельности незаконных трудовых мигрантов являются строительные работы, торговля на рынках, подсобные работы в частном секторе, общественное питание, сезонные работы в сельском хозяйстве. Основные места их концентрации на территории региона – строительные объекты и площадки, рынки, общежития и дачные массивы (см. рис. 3). Как отмечают эксперты, многие незаконные мигранты живут в частном секторе.

     

     Рис. 3. Основные места сосредоточения незаконных трудовых мигрантов. 

     В 2008 г. в 10 российских регионах был проведен эксперимент по легализации незаконных трудовых мигрантов. В ходе акции разрешение на работу получило около 7,5 тыс. трудовых мигрантов. Потом на некоторое время вопрос о продолжении подобного мероприятия «повис в воздухе», хотя для России данная мера очень актуальна.

     ФМС начала всероссийскую акции по легализации  мигрантов, въехавшись в страну до 15 сентября 2007 г. и находящихс здесь с нарушением миграционного законодательства. Эта акция предусматривает урегулирование правового статуса иностранца путем выплаты штрафа в размере 2 тыс. рублей, после чего мигрант в десятидневный срок получает разрешение на работу. «Легализация» касается только гражлан стран СНГ, занятых в сферах трудовой деятельности, где ощущается дефицит рабочей силы из числа коренного населения. Речь идет о строителях, работниках жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, селького хозяйства. Работодатель не будет нести никаких финансовых затрат, поскольку ему требуется прислать в территориальное управление ФМС по месту нахождения уведомление о трудовых ресурсах о трудовых отношениях с иностранным гражданином.7 Лишь за полтора месяца с начала действия программы легализацию трудовых мигрантов разрешение на работу получили более 200 тыс. человек.8 На 1 января 2008 г. всего было выдано 2 136,3 тыс. разрешений на работу иностранным гражданам, в том числе 1 821,7 – из государств – участников СНГ.9

     В ходе социологического опроса работодателей  в Самарской облости задавались вопросы относительно оценки новых процедур получения разрешения на работу для иностранных работников в России, вступивших в силу с 15 января 2007 г. Оказалось, что подовляющее большинство (более 88%) работодателей самостоятельно подают документы в территориториальные органы ФМС России. Только 1/8 (около 12%) обращаются к посредникам – фирмами частным лицам, готовым за плату оказывать помощь в подготовке и подаче документов. Работодатели тратят на оформление иностранных работников очень много времени: более 40% - от 16 до 30 дней, порядка 13% - от 31 до 45 дней, около 9% - более 45 дней. Лишь около 18% опрошенных работодателей потратили на получение разрешений до 15 дней.

     В этой ситуации, если действовать дегально, работодателям трудно удержать работника. Он не имеет права работать, пока оформляется разрешение на работу. При этом мигрант стремиться преступить к ней немедленно, так как приехал зарабатывать деньги. Вот почему работники часто уходят от работодателей, которые соблюдают закон, к тем, кто нанимает мигрантов незаконно, но быстро.

Информация о работе Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС