Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:24, контрольная работа
Целью данной работы является изучение факторов, определяющих современные тенденции на рынке труда, а точнее, трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.
На основе этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить масштабы и географию трудовой миграции;
Рассмотреть последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС.
Рассмотреть рекомендации по регулированию трудовой миграции в России.
1 часть
Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.
Введение 3
Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС 4
1. Масштабы и география трудовой миграции 4
2. Последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС 14
3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России 20
Заключение 26
Список литературы 28
2 часть
Задание «Верно/неверно» 30
Тест 32
Работа со статистическими данными 33
Приложение 42
Используемая литература 46
Федеральное агентство по образованию
ГОУ
ВПО Тюменский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра экономики
Выполнил: студент 2 курса
очная форма обучения
ЭУС-08-26
Иваненко И.В.
Проверил: Антонова И.В.
к.э.н., доцент
Тюмень-2008
1 часть
Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.
Введение 3
Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС 4
1. Масштабы и география трудовой миграции 4
2. Последствия и регулирование трудовой мировой миграции в рамках ЕврАзЭС 14
3. Рекомендации по регулированию трудовой миграции в России 20
Заключение 26
Список литературы 28
2 часть
Задание «Верно/неверно» 30
Тест 32
Работа со статистическими данными 33
Приложение 42
Используемая
литература 46
Введение
Темой моей контрольной работы является трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС. Эта тема является одной из актуальных проблем на мировом рынке труда.
Трудовая миграция в странах ЕврАзЭС приобрела массовый характер, что приводит к существенным изменениям в социально-экономической области. По оценке, в ней участвуют 3,9-4,5 млн. человек, или примерно 4-5 % занятого населения.
Целью данной работы является изучение факторов, определяющих современные тенденции на рынке труда, а точнее, трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.
На основе этой цели необходимо решить следующие задачи:
Для выполнения
работы использовался материал различных
книг и статьи периодических изданий.
Результаты работы изложены на 18 страницах
текста.
Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС.
1. Масштабы и география трудовой миграции.
Трудовая миграция в странах ЕврАзЭС приобрела массовый характер, что приводит к существенным изменениям в социально-экономической области. По оценке, в ней участвуют 3,9-4,5 млн. человек, или примерно 4-5 % занятого населения. Можно выделить два разнонаправленных потока трудовых мигрантов: въезд иностранных граждан на работу в данные государства (трудовая миграция); въезд собственных граждан на работу за пределы своих стран (трудовая миграция). Причем каждый из потоков включает легальную (зарегистрированную официальными службами) и нелегальную (незарегистрированную) составляющие.
В 2008 г. численность легальных трудовых иммигрантов в трех принимающих странах ЕврАзЭС (России, Казахстане и Беларуси) составили около 728 тыс. человек.1
Таблица 1
Численность и доля трудовых мигрантов в занятости в станах ЕврАзЭС, 2008 г. 2
Страны | Численность трудовых эмигрантов и иммигрантов, тыс. человек | Численность занятости населения, тыс. человек | Доля трудовых мигрантов в занятом населении, % |
Беларусь
Казахстан Киргизия Россия Таджикистан Узбекистан |
200-280
1000 600-700 1000-1200 500-600 600-700 |
4400
7200 1900 66 500 2000 9300 |
4,5-6,4
13,9 31,6-30,0 1,5-1,8 25,0-30,0 6,7-7,5 |
Всего по ЕврАзЭС | 3900-4480 | 91300 | 4,3-4,9 |
Объемы
нелегальной трудовой иммиграции (численность
единовременно пребывавших
Таблица 2.
Масштабы трудовой миграции в странах ЕврАзЭС в 2008 г.
(тыс. человек)
Страны | Численность легальных трудовых иммигрантов | Примерная численность нелегальных иммигрантов | Численность легальных трудовых эмигрантов | Примерная численность нелегальных трудовых эмигрантов |
Россия
Казахстан Беларусь Киргизия Таджикистан Узбекистан |
702,5
24,8 0,65 … … … |
5000-10 000
400-450 50-150 100-150 30 30 |
60,9
0,45 4,2 … 6,0 8,0 |
1000-1200
1000 200-280 600-700 500-600 600-700 |
Всего | 730,9 | 2610-10 810 | 79,6 | 3000-4480 |
Большую
часть легальных трудовых иммигрантов
(более 702 тыс. человек) приняла Россия
благодаря быстрому развитию экономики
и емкому рынку труда. В 2009 г. численность
трудовых иммигрантов в нашей стране увеличилась
и составила 1717 тыс. человек. Согласно
данным Федеральной миграционной службы
(ФМС России), крупнейшим поставщиком легальной
рабочей силы в Россию долгое время являлась
Украина, которая обеспечивала сначала
около 1/3, а позднее - около ¼ трудовых иммигрантов.
В 2005 г. произошла смена лидера и на первое
место вышел Китай - каждый четвертый иностранный
работник был родом из этой страны. В 2007
г. появился новый лидер – Узбекистан,
на который пришлось более 20% всех трудовых
иммигрантов. Так же поднялся в рейтинге
и Таджикистан (см.рис.2).
Рис.
1 Страны – основные поставщики трудовых
иммигрантов в Россию в 2008 г. (тыс. человек).3
Численность иностранных работников сильно зависит от сезонного фактора. По заявлению бывшего директора ФМС России А. Черненко, чтобы получить реальное число трудовых мигрантов в «сезон», цифру официально привлеченной иностранной рабочей силы в стране надо увеличить в 10 раз. Согласно данным опроса работодателей и экспертов (государственные служащие), проведенного в Самарской области летом 2007 г. в качестве «пиковых» месяцев с точки зрения использования труда иностранных мигрантов можно считать период с мая по сентябрь (см. рис.2). Ярко выраженный сезонный характер занятости иностранной рабочей силы отмечается в строительстве и сфере услуг.
Между
сведениями ФМС России и реальными
масштабами трудовой миграции существует
огромный разрыв. Численность незаконных,
или, точнее, незарегистрированных, мигрантов
в России, по нашим оценкам, может
достигать 3,7 млн. человек.4 Большинство
из них – это граждане стран СНГ, которые
имеют полное право приехать в Россию
без визы, но затем не получают регистрации
по месту пребывания или разрешения на
работу.
Рис. 2. «Пиковые» месяцы по привлечению трудовых мигрантов
(по
данным опроса)
Многие из них живут в нашей стране на протяжении нескольких лет либо периодически возвращаются домой.5 По другим оценкам, в России насчитывается не менее 10 млн. нелегальных мигрантов.6
В российской экономике сложились специфические ниши на рынке труда, которые заполняют исключительно иностранные трудовые мигранты: подсобные рабочие в строительстве, уборщики улиц, водители городского транспорта, ремонтные рабочие, торговцы на рынках. Большинство трудовых мигрантов в России – это мужчины в возрасте 30-39 лет.
Как показали результаты исследования, проведенного в Самарской области в 2007 г., преобладающими сферами деятельности незаконных трудовых мигрантов являются строительные работы, торговля на рынках, подсобные работы в частном секторе, общественное питание, сезонные работы в сельском хозяйстве. Основные места их концентрации на территории региона – строительные объекты и площадки, рынки, общежития и дачные массивы (см. рис. 3). Как отмечают эксперты, многие незаконные мигранты живут в частном секторе.
Рис.
3. Основные места сосредоточения незаконных
трудовых мигрантов.
В 2008 г. в 10 российских регионах был проведен эксперимент по легализации незаконных трудовых мигрантов. В ходе акции разрешение на работу получило около 7,5 тыс. трудовых мигрантов. Потом на некоторое время вопрос о продолжении подобного мероприятия «повис в воздухе», хотя для России данная мера очень актуальна.
ФМС начала всероссийскую акции по легализации мигрантов, въехавшись в страну до 15 сентября 2007 г. и находящихс здесь с нарушением миграционного законодательства. Эта акция предусматривает урегулирование правового статуса иностранца путем выплаты штрафа в размере 2 тыс. рублей, после чего мигрант в десятидневный срок получает разрешение на работу. «Легализация» касается только гражлан стран СНГ, занятых в сферах трудовой деятельности, где ощущается дефицит рабочей силы из числа коренного населения. Речь идет о строителях, работниках жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, селького хозяйства. Работодатель не будет нести никаких финансовых затрат, поскольку ему требуется прислать в территориальное управление ФМС по месту нахождения уведомление о трудовых ресурсах о трудовых отношениях с иностранным гражданином.7 Лишь за полтора месяца с начала действия программы легализацию трудовых мигрантов разрешение на работу получили более 200 тыс. человек.8 На 1 января 2008 г. всего было выдано 2 136,3 тыс. разрешений на работу иностранным гражданам, в том числе 1 821,7 – из государств – участников СНГ.9
В ходе социологического опроса работодателей в Самарской облости задавались вопросы относительно оценки новых процедур получения разрешения на работу для иностранных работников в России, вступивших в силу с 15 января 2007 г. Оказалось, что подовляющее большинство (более 88%) работодателей самостоятельно подают документы в территориториальные органы ФМС России. Только 1/8 (около 12%) обращаются к посредникам – фирмами частным лицам, готовым за плату оказывать помощь в подготовке и подаче документов. Работодатели тратят на оформление иностранных работников очень много времени: более 40% - от 16 до 30 дней, порядка 13% - от 31 до 45 дней, около 9% - более 45 дней. Лишь около 18% опрошенных работодателей потратили на получение разрешений до 15 дней.
В этой ситуации, если действовать дегально, работодателям трудно удержать работника. Он не имеет права работать, пока оформляется разрешение на работу. При этом мигрант стремиться преступить к ней немедленно, так как приехал зарабатывать деньги. Вот почему работники часто уходят от работодателей, которые соблюдают закон, к тем, кто нанимает мигрантов незаконно, но быстро.
Информация о работе Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС