Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ современных ТНК, их роли в мировом экономическом, политическом и социальном процессе.
Введение
1. Определение ТНК
2. История развития ТНК
3. Факторы размещения ТНК
4. Секреты экономической устойчивости ТНК
5. Причины роста ТНК
6. ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК
6.3 Особенности современного этапа глобализации
7. Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений
8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
10. Отрицательные стороны деятельности ТНК.
ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников
В
результате более благожелательного
отношения принимающих стран к иностранным
ТНК критерий привлекательности последних
изменился: вместо критерия увеличения
объема добавленной стоимости все чаще
используется критерий повышения конкурентноспособности
местных ресурсов и мощностей в долгосрочной
перспективе. Эти изменения проявились
в дерегулировании и либерализации рынков,
приватизации многих отраслей промышленности
и упразднении большого числа мер государственного
регулирования (субсидий, тарифных и нетарифных
барьеров, контроля за ценами и др.). Однако
государство сохраняет за собой функцию
“помощника” рыночной экономики. По мере
того как специфические для фирмы активы
становятся все более мобильными в международном
масштабе, роль правительств как координаторов
рынков возрастает и становится критической.
8.2 Треугольная дипломатия” и сценарии отношений.
В новых экономических условиях ТНК, осуществляя свою деятельность, вступают в конкурентные отношения с другими фирмами, борясь за долю рынка, поддерживают отношения с правительством своей страны, а также испытывают на себе влияние взаимодействий между правительствами разных стран в ходе проведения торговой политики, заключения двухсторонних и многосторонних торговых соглашений. Эти три типа отношений формулируют “треугольную дипломатию”, определяющую поведение фирм и правительств. Особое внимание стоит уделить отношениям между ТНК и правительством своей страны, которые строятся на основе договоров. Разные фирмы по-разному относятся к таким договорам: одни из них отказываются от переговоров, опасаясь обвинения в участии в политической жизни, другие стремятся к либерализации регулирующих законов, третьи лоббируют правительство, требуя повышения уровня защиты. В поддержке правительства обычно более заинтересованы слабые фирмы и фирмы наиболее уязвимых отраслей. Проводя свою линию в ходе переговоров с правительствами, ТНК должны действовать дипломатично. Если дипломатическая функция выполняется неудовлетворительно, это может вызвать реакцию правительства, противоречащую экономическим интересам фирм.
В
перспективе возможны два сценария
развития отношений между правительствами
и ТНК. Оптимистичный сценарий предполагает,
что большинство сильных ТНК будет более
активно взаимодействовать с правительством
и побуждать его к проведению политики,
более соответствующей экономической
реальности. В результате такого взаимодействия
возрастает возможность формирования
либерализированной глобальной экономики,
характеризующейся растущей экономической
взаимозависимостью стран, при этом внутренние
диспропорции в экономике отдельных стран
будут ослабевать и постепенно исчезать.
Второй сценарий - пессимистичный: в переговорах
между ТНК и правительствами будут преобладать
слабые ТНК, требующие от правительств
помощи в решении своих проблем. Если при
этом правительства не откажутся от устаревшего
взгляда на сравнительные преимущества
страны, то ведущим промышленно развитым
странам не удастся сохранить конкурентноспособность.
8.3 Экономический суверенитет и глобализация.
Государства и ТНК представляют собой две законные системы, наделенные потенциальными возможностями и несущие в себе конфликты взаимного сосуществования.
Попытки ООН в середине 70-х годов разработать кодекс повеления ТНК на многосторонней основе не увенчались успехом. Сейчас главными документами, определяющими права и обязанности ТНК, являются двухсторонние соглашения (главным образом в области налогообложения). США в одностороннем порядке приняли ограничительные меры, например поправка Эксона-Флорио к торговому договору 1988 г., разрешающая президенту США ограничивать приток прямых инвестиций (ПИИ), если они создают угрозу национальной безопасности.
Ужесточение контроля над притоком ПИИ в США не вызвало аналогичной реакции у правительств других промышленно развитых стран. Напротив, большинство правительств осуществляют либерализацию рынков капиталов, что вызвано отчасти нехваткой ПИИ в развивающихся странах, отчасти растущей взаимозависимостью и необходимостью развития сотрудничества на многосторонней основе.
В настоящее время происходит модификация самой концепции суверенитета в области экономики. Сужая понятие суверенитета, правительства признают необходимость сотрудничества между Центральными банками для регулирования рынков иностранных валют, целесообразность создания глобальных стандартов в различных областях телесвязи и начавшегося процесса сближения стандартов в области национальной безопасности, здравоохранения и охраны окружающей среды.
В то же время сохраняются области, где возможны трения между ТНК и государствами, причем последние, учитывая сложность этих проблем, не стремятся к их разрешению. Новая волна международных слияний и поглощений среди крупнейших ТНК еще более осложняет процесс определения прав и обязанностей глобального бизнеса. К проблемам, вызывающим наиболее острые конфликты, относятся: налогообложение (возможность перевода прибылей из одной страны в другую или поставка крупного оборудования); стремление правительства каждой страны размещения зарубежных филиалов ТНК заставить их больше экспортировать и меньше импортировать; способы получения информации, необходимой для правительств, потребителей, профсоюзов и разных категорий населения относительно стратегии ТНК, действующих на территории данного государства; урегулирование конфликтов в соответствии с национальными законодательствами в таких сферах, как антитрестовская деятельность и экспортный контроль; стремление минимизировать деструктивное влияние конкуренции между разными странами по поводу привлечения прямых иностранных инвестиций и др.
Одновременно государства повышают требования к экономической деятельности предприятий, расположенных на их территории. Если правительства пытаются решать эти проблемы на базе одностороннего подхода, они действуют вопреки своим интересам и интересам ТНК. Единственным выходом из положения является разработка многостороннего подхода к решению проблем, который мог бы свести неизбежные трения к приемлемому уровню.
Силы, способствующие глобализации ТНК, развивают национальные границы и создают три крупных региональных экономических блока, известных под название триады. На долю ЕС, США и Японии приходится свыше 80% из числа 500 крупнейших ТНК. В современных условиях одновременно с экономической интеграцией происходит процесс политической фрагментации, в результате чего зоны действия ТНК определяются скорее культурными, чем национальными границами. Культурные факторы лежат в основе различий в стратегиях ТНК, принадлежащих к разным регионам триады: японские ТНК наиболее эффективно используют экономию от крупномасштабного производства, поскольку в этой стране бизнес и правительство поддерживают друг друга; американское правительство более подвержено действию лоббистов, поэтому деятельность их ТНК менее эффективна; европейские ТНК отражают противоречивую сущность самого ЕС, обладающего одновременно экономической мощью и политической слабостью.
Основная
тенденция в развитии ТНК в
ближайшее десятилетие
Сопоставим
тенденцию децентрализации
Усиление
экономической
В результате падения тоталитарных режимов в восточноевропейских странах в Европе создались благоприятные условия для роста иностранных инвестиций. При осуществлении этих инвестиций в ближайшие 5-10 лет принцип экономической эффективности (глобализации) будет доминировать над принципом обеспечения суверенитета. В то же время принцип суверенитета будет играть все большую роль в стратегии ТНК.
В отличие от Северной Америки и Европы в Японии нет проблемы децентрализации экономической власти, и успехи японских ТНК объясняются, главным образом, высокой степенью централизации японской экономики, что дает возможность использовать рычаги промышленной и торговой политики в интересах ТНК. Более того, ТНК принимают участие в разработке промышленной политики, что делает ее более эффективной. Таким образом стратегия японских ТНК ориентирована в большей степени на глобализацию, чем на суверенитет. Но именно эта ориентация и представляет опасность для будущего развития ТНК, так как стратегия последних может недоучитывать важность элемента суверенитета, т.е. национальных особенностей, роль которых в регионах триады неуклонно возрастает.
В
целом деятельность ТНК на современном
этапе дает основание полагать, что они
будут оказывать положительное влияние
на рационализацию и повышение эффективности
мировой экономики.
9.
Транснациональные
корпорации и развивающиеся
страны.
Роль отдельных развивающихся стран (РС)в процессе глобализации деятельности ТНК неодинакова, что объясняется следующими факторами: 1) производство большинства зарубежных филиалов ТНК ориентировано на местный рынок РС; 2) ТНК размещают свои филиалы в ограниченной группе РС; 3) зарубежные филиалы ТНК в РС чаще всего создаются в отдельных отраслях - производстве одежды, обуви, игрушек, электроники; 4) ТНК участвуют в международном разделении труда не только через производственную деятельность, но и как покупатели продукции местных фирм и организаторы системы субпорядка.
РС, в которых ТНК осуществляют производство продукции на экспорт, обычно имеют достаточно высокие темпы экономического роста. Для них характерны низкий уровень заработной платы и высокая продолжительность рабочего дня, что дает возможность эффективно использовать основной капитал. Прямые зарубежные инвестиции лежат в основе нового международного разделения труда, при котором развитие технологии и новые формы организации дают возможность разделить сложный производственный процесс на элементарные составные части, которые могут выполняться неквалифицированными работниками после соответствующей подготовки. При новом международном разделении труда зарубежные филиалы ТНК, расположенные в развивающихся странах, вертикально интегрируются в ТНК. Многие РС ориентируются свою политику развития на создание с помощью ТНК экспортного производства.
К концу 60-х годов возникает новый тип организации производства, так называемый “постфордизм”, в основе которого лежит новая конкуренция, базирующаяся не на ценах, а на инновациях. Каждая страна и каждая фирма должны найти свое место в мировом производстве в условиях новой конкуренции. В этой ситуации РС, включающиеся в процесс глобальной интеграции, не смогут долго пользоваться преимуществом в виде низкой заработной платы, так как основным фактором конкурентноспособности становятся инновации.
В эпоху “фордизма” одним из элементов ценовой конкурентноспособности была экономия на масштабах производства, имевшая три измерения: количество производимого продукта, размер предприятия и размер фирмы. Все эти три измерения существовали одновременно и действовали в одном направлении. В “постфордистский” период стратегия производства стала более гибкой: предприятие может производить более широкую номенклатуру продуктов, что означает сокращение объема производства отдельного продукта. Последние связано с обеспечением более высокого уровня соответствия требованиям потребителя на различных рынках, включая РС. Во многих отраслях в результате применения новой философии производства, более гибкой производственной практики и автоматизации сокращаются размеры предприятий. Особенно ярко это выражено в автомобильной промышленности. Однако размеры фирмы по-прежнему остаются определяющим элементом экономии на масштабах производства, следовательно, роль ТНК в мировой экономики возрастает. В то же время развитие технологического сотрудничества между малыми и средними фирмами является альтернативным способом распределения косвенных производственных расходов.20