Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ современных ТНК, их роли в мировом экономическом, политическом и социальном процессе.
Введение
1. Определение ТНК
2. История развития ТНК
3. Факторы размещения ТНК
4. Секреты экономической устойчивости ТНК
5. Причины роста ТНК
6. ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК
6.3 Особенности современного этапа глобализации
7. Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений
8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
10. Отрицательные стороны деятельности ТНК.
ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников
Теоретический анализ процесса интернационализации фирм - сравнительно новых раздел экономической науки: работы на эту тему появились только в конце 50-х годов 20 века. Первые исследователи делали акцент на анализе несовершенной конкуренции и олигополий. Постепенно в анализ включались факторы, связанные с организацией фирм, а также элементы теории международной торговли, касающиеся динамики сравнительных преимуществ стран. Сторонники каждого из подходов отдавали предпочтение одному из факторов.
Приверженцы синтетического подхода пытаются интегрировать три уровня анализа процессов интернационализации: фирмы, отрасли, страны. Конкурентные преимущества фирм опираются на факторы снижения издержек производства и факторы, позволяющие осуществлять дифференциацию продукции. В целом конкурентные преимущества фирм порождаются сравнительными преимуществами страны их происхождения: уровнем ее технологического развития и квалификации рабочей силы, конкурентной структурой экономики и объемом внутреннего спроса.
Как известно, фирма производит товары и предъявляет спрос на факторы производства, которые она пытается приобрести по максимально низким ценам. Страна (национальная экономика) предоставляет фирме факторы производства в зависимости от их наличия (количества) и производительности (качества) и предъявляет спрос - через своих потребителей - на произведенные фирмой товары. Совпадение или несовпадение этих двух типов преимуществ (фирм и стран) и определяет условия для зарубежных прямых инвестиций. Однако в размещении капиталов немаловажную роль может играть и отраслевая принадлежность фирмы. Структурные характеристики отраслей в первую очередь влияют на способы размещения фирм. В современных условиях, когда границы между отраслями, группами и фирмами становятся все более подвижными и расплывчатыми, стратегия кооперации-конкуренции между фирмами затрагивает такие аспекты их деятельности, как НИОКР, производство, маркетинг, адаптация к техническим стандартам и нормам. При этом фирмы могут сотрудничать между собой на начальных стадиях конкретной разработки, проектирования и производства продукции.
Стратегические
альянсы между двумя фирмами
порождают специфический
По данным опроса 323 филиалов японских фирм в Европе, проведенного в 1991 году с целью выяснения причин их размещения в европейских странах, 72,8% опрошенных фирм (респондентов) рассматривают инвестиции в Европе как этап в реализации их глобальной стратегии; 39,6% - как средство расширения спроса на японские товары; 29,1% - как средство приближения к потребителям. При объяснении выбора той или иной страны для размещения чаще всего выдвигались следующие факторы: географическое положение страны; возможность общаться с менеджерами по-английски; наличие инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы; емкость внутреннего рынка.3
Английский экономист П. Бакли и М. Кассон в 1976 г. попытались на основе выделения определенных классификационных признаков, учитывающих инвестиционные стимулы предприятий, создать свою теорию интернационализации производства. Эти авторы считают, что принятие решения о заграничных инвестициях зависит от баланса между четырьмя группами факторов, которые они определяют так:
-
факторы, специфичные для
-
факторы, специфичные для
- факторы, специфичные для нации или государства (т.е. политические факторы, налоговое и финансовое законодательство и др.);
-
факторы, специфичные для
Теоретический анализ показывает, что успешно инвестирующие за границей ТНК обладают одним или несколькими конкурентными преимуществами по сравнению с фирмами принимающих стран. В то же время ТНК пытаются разместить свои капиталы в стране, которая обладает сравнительными преимуществами в определенной отрасли производства, либо имеет емкий рынок. Из этих теоретических положений вытекает, что 1) стремление привлечь иностранную фирму, не обладающую конкурентным преимуществом, иллюзорно; 2) невозможно привлечь иностранные фирмы в отрасли, в которых принимающая страна не имеет никаких сравнительных преимуществ; 3) не следует мешать иностранным фирмам проникать в отрасли, в которых принимающая сторона обладает сравнительными преимуществами; 4) необходимо реально оценить конкурентные преимущества фирм, являющихся “гиперзащищенными национальными чемпионами”; если они обладают такими преимуществами, они могут участвовать в международных стратегических альянсах; 5) не следует пытаться привлечь иностранные инвестиции только с помощью финансовых стимулов, не затрагивая при этом структурных факторов и соотношения между спросом и предложением в принимающей стране.
Как отмечает Дж. Диболд американские фирмы разработали определенную технику своего “превращения в транснациональные компании”, которая основана на знании таких элементов, как налоговые и трудовые законодательства различных стран, нормы, регулирующие иностранные инвестиции и деятельность иностранных предприятий, традиции и обычаи в политической и общественной жизни и пр. Группа ученых во главе с Дж. Диболдом выделяет семь факторов, которые по их мнению, в наибольшей мере способствовали в 1950-70 гг. (период интенсивного роста ТНК) превращению отдельных национальных компаний в ТНК.
-
получение доступа к
-
использование с выгодой для
себя изменений, происходящих
в мировых торговых отношениях;
-
приближение к иностранным
- предотвращение захвата конкурентами иностранных рынков и источников сырья;
-
обход национального
-
уменьшение и по возможности
нейтрализация циклических
-
реализация преимуществ,
Следует
подчеркнуть, что по существу указанные
факторы отражают побудительные
мотивы крупномасштабного
Интернационализация
производства, если говорить о инвестициях
ТНК в различных регионах мира,
неоднородна. Причины этой неоднородности
заключается в экономических
и политических факторах. Так, на Западную
Европу приходится основная масса инвестиций,
вложенных в обрабатывающую и наукоемкую
промышленности, тогда как в странах Латинской
Америки, Азии и Африки иностранных капитал
сосредоточен главным образом в добывающих
отраслях. Важно учитывать и структурный
фактор. Дело в том, что параллельно с расширением
экспансии корпораций происходил процесс
их структурного “созревания”. Если в
начальной стадии вывоза капитала он вкладывался
главным образом в добывающие отрасли
промышленности, в разработку источников
сырья, особенно нефти, то по мере процесса
“созревания” структура капиталовложений
менялась - большая часть инвестиций направлялась
в обрабатывающую и наукоемкую отрасли.
4.
Секреты экономической
устойчивости ТНК.
Экономическим кризисам принадлежит роль своеобразных экзаменов, которые необходимо выдержать любому капиталистическому предприятию. Удачное их преодоление обеспечивает компании резкое усиление позиций за счет разоренных и ослабленных конкурентов, неудача же ограничивает возможности их развития. Максимальное смягчение последствий кризиса является для каждой фирмы задачей исключительной важности.
Современные промышленные гиганты редко гибнут во время кризисов. В последний момент их, как правило, спасают скрытые финансовые резервы, вмешательство мощных банковских групп или помощь государства. Это не означает, однако, уменьшения заинтересованности монополий в обеспечении стабильного развития.
Стабильность развития принадлежит к числу приоритетных целей большинства корпораций. Более того, особое значение придается, если допустимо такое выражение, “активной стабильности”, т.е. способности не просто выдержать испытания, но и не допустить резкого падения оборота, сохранить свою долю на рынке, известный уровень рентабельности и т.д. Не случайно фирмы, добившиеся в этом успеха, постоянно подчеркивают и рекламируют свои достижения. Западногерманский концерн “Сименс”, например,, создал поддерживаемую десятилетиями традицию выплаты одинаковых дивидендов вне зависимости от того хороша или плоха экономическая обстановка в Германии. За исключением 1971/72 финансового года по каждой акции ежегодно выплачивалось 16% прибыли, в том числе и во время самых тяжелых в истории страны экономических кризисов 1974-75 и 1980-82 гг. Традиция была нарушена в 1984 году, но лишь для того, чтобы поднять уровень дивидендов до 20%. Трудно себе представить более демонстративную - причем не на словах, а на деле - заявку на независимость от развития экономического цикла.
Еще более ярко способность предприятий “большого бизнеса” относительно легко преодолевать кризисы проявляется на отраслевом уровне. Обратимся к примеру ФРГ. В 1981 г. в условиях кризиса черной металлургии оборот этой отрасли в Западной Германии увеличился в текущих ценах на 1,1% (реально производство упало на 2,6%). Показатели же ведущих металлургических концернов оказались много выше: у фирмы Тиссен вырос на 4,1%, Фрид. Крупп - на 6,6%, Маннесманн - на 17,6%. Есть много других примеров.6
Каждый
из примеров граничит с парадоксом,
с нарушением элементарной аксиомы логики,
согласно которой целое складывается
из составляющих его частей. Здесь же развитие
целого (отрасли) неблагоприятно, тогда
как входящие в него части (монополии)
процветают! Но, пожалуй, наиболее отчетливо
парадоксальность ситуации видна на примере
автомобилестроения США. Представленный
в таблице период 1969-1988 гг. был отнюдь не
лучшим для американских монополий. На
его протяжении автомобилестроение США
утратило свои лидирующие позиции в капиталистическом
мире. В кризисные годы (1969-70, 1974, 1980-1982 гг.)
Дженерал моторз, Форд, и особенно Крайслер,
вынуждены были мириться с серьезными
сокращениями своего оборота. Однако сопоставление
динамики оборота “ведущей тройки” с
соответствующими показателями автомобилестроения
США показывает, что трудности ведущих
монополий были на велики в сравнении
с выпавшими на отрасль в целом.7
Динамика оборота Дженерал моторз, Форд, Крайслер
и
автомобилестроения
США в целом, прирост/сокращение
в % к предшествующему
году.
Год | “Большая тройка” | отрасль | Год | “Большая тройка” | отрасль |
1969
1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 |
4,1
-11,7 29,4 14,6 16,9 -6,3 7,9 28,3 19,5 11,7 |
3
-16,5 36,9 9,7 17,0 -8,2 2,0 36,2 23,5 12,1 |
1979
1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 |
-0,4
-14,6 7,4 -4,1 23,5 17,8 9,4 10,4 6,1 24,7 |
-0,5
-20,4 11,9 -3,4 35,3 21,7 5,2 1,6 3,0 19,1 |