Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ современных ТНК, их роли в мировом экономическом, политическом и социальном процессе.

Содержание

Введение
1. Определение ТНК
2. История развития ТНК
3. Факторы размещения ТНК
4. Секреты экономической устойчивости ТНК
5. Причины роста ТНК
6. ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК
6.3 Особенности современного этапа глобализации
7. Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений
8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
10. Отрицательные стороны деятельности ТНК.
ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

trance.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

      Особое  место в планах ТНК занимает регион Восточной Европы и СНГ. Большинство  наблюдателей не сомневаются в колоссальных возможностях этого региона для помещения международных прямых капиталовложений. Однако регион с населением в 400 млн. человек (не считая земель Германии) к концу 1990 г. привлек такой же объем прямых капиталовложений, как Ирландия и Норвегия с населением в 5 млн. человек. Если сравнивать с индустриальными странами с таким же средним доходом на душу населения, как в наиболее развитых из стран Восточной Европы, то последние привлекли в 40 раз меньше иностранных прямых капиталовложений в расчете на душу населения. Если предположить, что основные страны Восточной Европы сумеют повысить вдвое свой жизненный уровень и завершат процесс приватизации к 2000 г., то международные прямые инвестиции в этот регион могут вырасти до 100 млрд. долл., против 2—3 млрд. в 1990 г. Примерно такой же величины к этому сроку могут достигнуть прямые инвестиции ТНК в странах СНГ.

      Резкая  интенсификация потока иностранных  капиталовложений в этот регион должна наступить во второй половине 90-х  годов. До сих пор мощному притоку  международных инвестиций мешали, по его мнению, отсутствие в странах Восточной Европы должной институциональной структуры, недостаток опыта у руководящих кадров местных компаний, низкий уровень предпринимательской и трудовой культуры, ограниченный доступ этих стран на внешние рынки, недостаток организационных возможностей и материальных стимулов.

      В 1991 г. генеральный директор Европейского парламента Майкл Палмер выдвинул Страсбургский план для Восточной Европы. В плане обосновывалась необходимость оказать помощь Восточной Европе в объеме 16,7 млрд. долл. в год в течение двух ближайших десятилетий для радикальной реконструкции транспортной сети и сети связи, резкого снижения уровня загрязнения окружающей среды, создания эффективной рыночной системы, стабилизации валют и поддержки платежных балансов. Необходимость такой помощи мотивировалась тем, что страны Восточной Европы на два - три поколения отстали от стран Западной Европы по производственной и институциональной инфраструктуре. Страсбургский план должен, как это было сделано в свое время по "плану Маршалла", создать необходимые предпосылки для стимулирования частных инвестиций, включая иностранные прямые капиталовложения.

      Многое, однако, зависит от политики правительств восточноевропейских стран, от их умения эффективно содействовать перестройке  хозяйства и убедить свои народы в необходимости пройти этот путь, несмотря на "дополнительные экономические тяготы".

      Подводя итоги, можно сказать, что ТНК  во все возрастающей степени превращаются в двигатели экономического роста, поскольку они создают наилучшие условия для раскрытия возможностей предпринимательства, развития передовой технологии и роста квалификации рабочей силы. Задача национальных правительств состоит в том, чтобы использовать эти возможности ТНК. 

6.3 Особенности современного  этапа глобализации. 

      Характеризуя особенности современного этапа глобализации производства, следует отметить, что на первом этапе (до первой мировой войны) вывоз капитала в форме прямых инвестиций имел главной целью эксплуатацию природных ресурсов на территориях, находившихся под контролем стран - экспортеров капитала. На втором этапе (в третьей четверти XX в.) вывоз капитала в форме прямых инвестиций был направлен на перемещение в другие страны производства тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого роста в странах - экспортерах капитала.

      Третий, современный этап характеризуется, не столько желанием ТНК приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремлением рационализировать структуры капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции.

      Еще одна особенность деятельности ТНК  в современных условиях - это стремление укрепить свои позиции на наиболее быстро растущих рынках. Именно в свете этой тенденции представляются грандиозными перспективы роста международных прямых инвестиций в странах Восточной Европы и СНГ в ближайшие десятилетия.12

 

7. Россия и ТНК. 

  7.1 Проблемы создания  ТНК в рамках  СНГ.

      Распад  Советского Союза стал одним из главных  кризогенных факторов для российской экономики, выступавшей ядром единого  народнохозяйственного комплекса  СССР. Реинтеграция пост союзного экономического пространства на новых, рыночных, началах есть одна из необходимых мер по приданию России устойчивого антикризисного состояния и обеспечению нормального функционирования ее экономики.

      Задача  кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, оказавшихся в одночасье по разные стороны новых государственных границ возникла сразу после распада СССР. В условиях рыночной экономики эта проблема наилучшим образом решается посредством создания различного рода транснациональных предпринимательских структур. Создание транснациональных корпораций - единственный путь восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями и, наконец, средство совместного выживания.

      О справедливости данного высказывания свидетельствует совокупность предлагаемых и уже реально задействуемых  мер поддержки транснациональных  предпринимательских структур, возникающих  в ходе акционирования и приватизации пост союзных экономик. Руководители государств и правительств СНГ подписали, в частности, ряд соглашений, нацеленных на содействие образованию и функционированию транснациональных предпринимательских объединений, призванных обеспечить на новых, рыночных, началах рационализацию кооперативных отношений, оптимизацию проходящих через наши страны технологических цепочек.

      Главное из них - подписанное 15 апреля 1994 г. главами  правительств всех государств СНГ “Соглашение  о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешенных транснациональных объединений”13

      Документ  имеет пятилетний срок действия и  носит откровенно “рамочный” характер. В силу ряда причин заключение “Соглашения” не преследовало цели установления какого-то универсального алгоритма развертывания механизма создания и обеспечения деятельности разнообразных транснациональных структур в различных сферах хозяйствования и областях экономического и научно-технического сотрудничества.

      Попытка выработки общего инструментария , который удовлетворял бы всех участников “Соглашения”, вряд ли имела шанс на успех прежде всего в силу существенных различий законодательств. Поэтому в настоящее время практика учреждения и функционирования транснациональных структур базируется на законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются, с некоторыми оговорками, предусмотренными в межгосударственных договорах.

      Еще одним препятствием в деятельности по формированию и обеспечению функционирования транснациональных объединений  является неурегулированный комплекс общих вопросов экономического развития Содружества (налогообложение, цен, таможенных пошлин, системы расчетов и взаимоотношений банков, вопросы собственности).

      Исключительно существенными представляются положения  “Соглашения”, предусматривающие: а) условие, согласно которому деятельность транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному национальному законодательству; б) участие в создании таких объединений в качестве учредителей государственных органов; в)возможность предоставления этим объединениям квот, лицензий, в том числе для реализации межправительственных обязательств по поставкам товаров для государственных нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран; г) сотрудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий различных форм собственности; д) выпуск и размещение ими акций и других ценных бумаг, участие в совместных инвестиционных проектах.

      Документом  конституирована совокупность устраивающих все стороны форм транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании. Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов деятельности.

      Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением», правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий, входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законодательством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций.

      Охарактеризованное  “Соглашение” положило начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных  экономических структур в рамках Содружества. В этой связи можно констатировать следующее.14

      Во-первых, после появления документа заметно  усилилось внимание к проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится  в практическую плоскость путем  заключения более конкретных межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного характера и оформления на их основе договорных отношений между непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических структур.

      Однако  практическое создание транснациональных объединений идет крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий.

      Ускорение процесса создания российских транснациональных структур сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран. Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и формирует главные задачи системной государственной поддержки российских транснациональных структур.

      Исходя  из вышесказанного можно утверждать, что только транснационализация  процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая “сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся центр мировой экономики.15 

     7.2 Иностранные инвестиции  в России.

      Мировой опыт доказал, что прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ  перед другими формами экономического содействия реформам: во-первых, они служат источником капитала для финансирования производства товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Исходя из этого основными задачами политики России, связанной с привлечением иностранных капиталов, являются: становление эффективно хозяйствующих единиц; стабилизация хозяйственного и финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны в целом; ускорение структурной перестройки; формирование конкурентной рыночной среды и эффективная борьба с монополизмом; расширение экспорта и сдерживание импорта.16

Информация о работе Транснациональные корпорации