Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:23, доклад
Транснациональный характер деятельности ТНК давно перешел экономические границы и связан с решением многих социальных и политических проблем, однако подавляющее большинство определений ТНК пор имеет главным образом экономический характер.
1. Понятия и признаки ТНК
2. Причины возникновения и развития ТНК
3. Этапы развития ТНК
4. Понятие глобальных ТНК. Общая характеристика
5. Налоговые условия деятельности ТНК
6. Форма экспансии ТНК (слияния и поглощение, внутренние развитие, альянсы)
7. Методы ценообразования ТНК
8. Трансфертное ценообразование
9. Конкурентные стратегии ТНК. Роль SWOT-анализа в разработке конкурентной стратегии ТНК
С помощью зарубежных ресурсов компании свободнее формируют свое поведение во время кризисов. Они вполне способны предотвратить невыгодным изменениям и стимулировать необходимые. В некоторых аспектах кризис выгоден ТНК - появляется возможность избавиться от конкурентов.
Сравнительно безболезненное переживание кризисов ТНК - еще одно важное свидетельство их гибкости и прочности.
ТНК имеют уникальную возможность смягчать последствия экономических кризисов. Благодаря интернационализации своей деятельности они находятся в привилегированном положении по сравнению со всей экономикой страны базирования.
Прямые иностранные
Транснациональные альянсы имеют определенные формы проявления. Они определяются функциональным назначением создаваемого альянса, его масштабами, источниками транснациона-лизации и др.. Рассмотрим некоторые из этих форм. По степени регионализации транснациональные альянсы можно классифицировать как (а) национальные - созданные компаниями одной страны; (б) транснациональные - созданные компаниями двух или более стран, действующих на трансграничной основе, (в) глобальные - созданные компаниями нескольких стран, действующих в глобальном масштабе.
Степень транснационализации или регионализации (глобализации) альянса существенно влияет на регулятивную среду его деятельности, поскольку это предполагает необходимость учета условий государственного и межгосударственного регулирования на трех уровнях: национальном, региональном (региональной интеграции) и глобальном.
С экономической точки зрения создания альянсов следует из отделения функций (права) собственности на активы (материальные и особенно нематериальные) и их эффективного использования на трансграничной основе, а также соответствующей комбинации различных функций распоряжения, использования и управления совместной деятельностью.
Основным экономическим мотивом создания транснациональных альянсов является относительное сокращение прямых инвестиций и достижение экономического эффекта за счет трансграничного использования нематериальных активов, долевого участия, партнерства или распределения и комбинации функций.
7. Методы ценообразования ТНК есть несколько достаточно простых методов, которые целесообразно использовать при установлении цен в зависимости от рыночной ситуации и ценовой политики предприятия.
Они могут быть разбиты на три группы: 1) ценообразование с ориентацией на издержки; 2) ценообразование с ориентацией на спрос; 3) ценообразование с ориентацией на конкуренцию.
Ценообразование с ориентацией на издержки производства
Среди
методов данной группы
· метод «издержки плюс прибыль»;
· метод, основанный на принципе безубыточности производства.
Первый из них учитывает только два фактора: 1) уровень издержек (себестоимость); 2) долю прибыли в структуре цены. Суть этого метода расчета цен заключается в следующем: производитель товара определяет издержки производства и прибавляет к ним желаемую сумму прибыли, которую рассматривает как вознаграждение за вложенный капитал.
Этот метод удобен своей простотой и возможностью обходиться без сложных и дорогих исследований рыночной ситуации. Но применять его можно только том случае, если у фирмы нет конкурентов и она не опасается их появления. В противном случае конкуренты с более низкими уровнями затрат на производство установят на свои товары более низкие цены и быстро вытеснят фирму с рынка.
К методам
ценообразования на основе
(желаемой) суммы прибыли.
При
использовании метода, основанного
на принципе безубыточности, решение
о цене вытекает из ответа
на вопрос, можем ли мы достигнуть
безубыточности при продаже
Формула безубыточности может быть записана следующим образом:
Валовой Валовые
доход издержки
Значение Q,
при котором доход от
8.Трансфертные цены в деятельности ТНК
Трансфертные цены играют важную роль в экономическом механизме ТНК и глобальной экономике в целом. Это обусловлено прежде всего тем, что значительную (почти половину) долю глобального экспорта составляет внутренний оборот ТНК между филиалами в разных странах. Внутренний оборот ТНК опосредуется внутрикорпоративными ценами, которые имеют название "трансфертные". Трансфертные цены выполняют различные функции.
Механизм трансфертных цен базируется на возможности их отклонения от рыночных. Относительное снижение трансфертных цен на импортируемые филиалом комплектующие и сырье от других филиалов ТНК означает фактически ее дополнительное финансирование и увеличение прибыли.Относительное повышение трансфертных цен на импортируемые от корпоративной структуры ТНК товары приводит к фактическому трансферту финансовых ресурсов в материнской компании. Если рассмотреть это с точки зрения экспорта, зависимость будет обратной.
Основные характеристики трансфертных цен:
а) они не являются свободно рыночными, а являются внутренними регулируемым ценам ТНК, поэтому стабильными;
б) они базируются на затратах на производство или индикаторах рыночных цен, но одновременно устанавливаются на уровне, который отвечает определенным потребностям ТНК - минимизации налогов и таможенных расходов, трансферта финансовых ресурсов от одного филиала ТНК к другой, аккумуляции активов ТНК в определенной стране и др.. Отклонение трансфертных цен от рыночных определяет объем перераспределения финансов внутри ТНК;
в) трансфертные цены способствуют формированию внутренней нормы прибыли ТНК за счет перераспределения финансовых ресурсов и минимизации налоговых и иных обязательств в глобальной корпоративной структуре;
г) трансфертные цены влияют на основные макроеконо-кие показатели: уровень экспорта, валового внутреннего продукта, национального дохода, государственного бюджета принимающих стран.
Налоговые органы развитых стран контролируют уровень трансфертных цен ТНК учитывая их важную роль, в других странах такого контроля фактически не существует.
Для анализа и контроля трансфертных цен, который осуществляется время от времени в процессе налогового аудита ТНК, как правило, используют определенные модели ценообразования. Наиболее распространенными из них являются:
1) модель расчета цены
на основе издержек
2) модель расчета цены на основе рыночных аналогов, т.е. цен на такие же виды продукции;
3) модель расчета цены
на основе оценки параметров
основной потребительской
4) модель расчета цены
на основе экспертной оценки
стоимости новых технологий
Налоговый контроль трансфертных цен направлено на установление занижения налоговых обязательств ТНК путем установления "несправедливых" цен. Все другие последствия применения трансфертных цен при этом не учитываются.
9. Конкурентные стратегии ТНК
Глобальные конкурентные силы. В условиях осуществления деятельности в международной экономической среде ТНК находится под действием конкурентных сил не только национального рынка, но и конкурентных сил, действующих в глобальной экономической среде.
Как показал в своих
исследованиях М. Портер, состояние
конкуренции в отрасли
Конкуренция между продавцами в условиях интернационализации производственной и сбытовой деятельности означает для ТНК, как правило, конкуренцию со стороны международных компаний, осуществляющих деятельность на различных национальных рынках. Это исходный пункт в определении стратегии компании на этих рынках. Учитывая характеристики конкуренции между продавцами ТНК делает выбор между стратегией осуществления самостоятельной деятельности и стратегии использования различных форм сотрудничества с местными производителями, вплоть до их приобретения. При принятии решения о выборе стратегии ТНК должен оценить оптимальный размер производства, затраты на перемещение продукции, соотношение международных и национальных конкурентов, их уникальные возможности.
Конкуренция со стороны производителей товаров-субститутов требует создания условий для удержания покупателей от перехода к использованию продуктов-субститутов. ТНК оказываются перед необходимостью оценить скорость изменения параметров продукта и создать условия реализации продукции, при которых отказ от продуктов компании и переход к потреблению товаров-субститутов для покупателей были бы связаны с дополнительными расходами. Эти конкурентные силы действуют, пожалуй, наиболее интенсивно, ведь ТНК предлагают на национальных рынках технологически сложные и качественные продукты, ставя целью утверждения на новых рынках.
Потенциально возможно проникновение новых конкурентов на рынок зависит в основном от наличия барьеров для вхождения на эти рынки и возможной реакции существующих на них конкурентов. В условиях ТНК вхождения на новые рынки - часть стратегии, подкрепленной финансовыми и другими ресурсами, ее реализация требует от компании выполнения всех регулятивных процедур, необходимых для доступа на национальный рынок.Сила этой конкуренции зависит во многом от уровня доходности соответствующей отрасли. В отраслях с высоким уровнем рентабельности компания почувствует наибольшее сопротивление со стороны уже действующих на этом рынке компаний, особенно со стороны ТНК. Поэтому это создает для ТНК стимулы для поиска различных форм сотрудничества с компаниями, присутствующими на национальных рынках (альянсы, приобретение национальных компаний, имеющих лицензии на определенные виды деятельности, и др.)
Сила поставщиков определяется уникальностью товаров, которые они поставляют на рынок, и уровнем конкуренции среди них. На национальных рынках стран и стран с трансформационной экономикой сила этой конкуренции, за исключением отдельных отраслей, незначительная, ведь стоимость ресурсов здесь, как правило, ниже, чем в развитых странах, а конкуренция между поставщиками за стабильные рынки сбыта продукции интенсивная.
Сила покупателей определяется их способностью существенно влиять на установление цены. Как правило, оптовые покупатели имеют большую переговорную силу, поскольку могут обеспечивать-ти для ТНК экономию затрат на сбыт продукции. Сила по-купцов меньше, если их расходы для перехода к новым поставщиков связаны с дополнительными неоправданными потерями. При разработке своей стратегии ТНК должен определить каналы сбыта своей продукции, исходя из того, насколько она хочет защитить себя от конкуренции со стороны покупателей.
Общий подход к разработке
стратегии компании с учетом конкурентных
сил, действующих на ТНК, заключается
в необходимости (а) защиты компании от
вышеназванных конкурентных сил, (б) направлении
их в выгодном для компании направлении
и (в) создании преимуществ для компании
в долгосрочном периоде .
Глобальные стратегии и условия их использования.