Транснациональные компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:23, доклад

Описание работы

Транснациональный характер деятельности ТНК давно перешел экономические границы и связан с решением многих социальных и политических проблем, однако подавляющее большинство определений ТНК пор имеет главным образом экономический характер.

Содержание

1. Понятия и признаки ТНК
2. Причины возникновения и развития ТНК
3. Этапы развития ТНК
4. Понятие глобальных ТНК. Общая характеристика
5. Налоговые условия деятельности ТНК
6. Форма экспансии ТНК (слияния и поглощение, внутренние развитие, альянсы)
7. Методы ценообразования ТНК
8. Трансфертное ценообразование
9. Конкурентные стратегии ТНК. Роль SWOT-анализа в разработке конкурентной стратегии ТНК

Работа содержит 1 файл

Транснациональные компании.docx

— 96.76 Кб (Скачать)

Транснациональные  компании

1. Понятия и признаки  ТНК

2. Причины возникновения  и развития ТНК

3. Этапы развития  ТНК

4. Понятие глобальных ТНК. Общая характеристика

5. Налоговые условия деятельности  ТНК

6. Форма экспансии ТНК (слияния и поглощение, внутренние развитие, альянсы)

7. Методы ценообразования ТНК

8. Трансфертное ценообразование

9. Конкурентные стратегии ТНК. Роль SWOT-анализа в разработке конкурентной стратегии ТНК

 

1. Признаки и  сущность ТНК  (Рокоча  А. «Транснаціональні  корпорації»)

Транснациональный характер деятельности ТНК давно перешел  экономические границы и связан с решением многих социальных и политических проблем, однако подавляющее большинство  определений ТНК пор имеет  главным образом экономический  характер. 

Обобщение чисто экономических  критериев ТНК дает возможность  выделить параметры их измерения, критерии оценки . ТНК можно объединить в две группы: 1) группа количественных характеристик, 2) группа качественных характеристик. Группу количественных характеристик образуют три подгруппы. 

Первая из них дает общую  количественную характеристику деятельности компании за рубежом. Она включает следующие показатели: 

1) число иностранных государств, в которых действуют ТНК; 

2) процент денежной массы,  выплачиваемой за границей 

3) процент иностранных  капиталовложений; 

4) число занятых за  границей 

5) процент прибыли, который  компания получает из других  стран; 

6) процентное соотношение  продукции и получаемой прибыли  в странах базирования и за  границей 

7) общий уровень продаж  за рубежом. 

Вторая группа - расчетные  коэффициенты, позволяющие уточнить вывод о транснациональный характер компании. Они рассчитываются, во-первых, как соотношение (1) зарубежного и всех продаж, (2) зарубежного и всей прибыли, (3) занятых за рубежом и всех занятых, во-вторых, как данные о (1) увеличение и сокращение имущества и взносов за рубежом, (2) увеличение и сокращение прибыли за рубежом, в-третьих, как соотношение вышеназванных данных с аналогичными показателями страны, в которой размещены ТНК. 

Третья группа показателей, хотя и относится к количественным, имеет смешанный количественно-качественный характер, ее образуют следующие критерии: 

* достаточно большой размер  фирмы, что дает возможность  использовать весь арсенал средств  эффективной международной деятельности 

* элементы монопольного  положения на рынке; 

* интернациональная производственная  структура с развитым внутрифирменным  разделением труда; 

* значительная доля зарубежных  операций в общей деятельности, транснациональный характер операций ; 

* верховенство центра  при принятии стратегических  решений и контроль всех звеньев; 

* единая глобальная стратегия. 

Группу качественных параметров ТНК составляют характеристики, которые  определяются как космополитизм интересов компании, глобальность ее операций, отражающий специфику международных монополий. Суть этих уточняющих характеристик ТНК заключается в том, что независимо от того, в какой стране была сначала размещена корпорация, она рассматривает весь мир как единое целое, как арену своей деятельности и проникает во все уголки земного шара в поисках рынков, техники, технологий, людей , идей, капиталов и др.. Мировые рынки имеют для ТНК существенное значение, даже если они происходят из крупных экономически развитых стран и могли бы рассматривать зарубежные операции как второстепенное дополнение к основной деятельности внутри страны своего базирования. 

Учитывая это определяющая качественная характеристика ТНК охватывает не только количественный рост транснационального монополистического капитала - увеличение числа ТНК, их активов, оборотов (что  является характеристикой количественного  развития), - но и постепенное повышение  заинтересованности компаний в глобальных операциях, т.е. в создании собственных  глобальных сетей научно-технической-и  производственно-сбытовой деятельности во всем мире. Суть этой стратегии заключается в такой организации производства, закупки, сбыта, планирования, управления, технологической и финансовой политики, при которой деятельность всех элементов интернационального экономического комплекса ТНК подчиняется интересам фирмы как единого механизма, функционирующего в глобальном масштабе. 

Обладая разветвленной, многократным производственным комплексом , ТНК  под влиянием объективных предпосылок и потребностей развития производительных сил и для получения дополнительных возможностей рационализации внешнеэкономического обмена в рамках своей внутрикорпорационных структуры развивают различные формы международного разделения труда - предметной, подетальной, по операционную (технологическую) специализацию. В таком случае качественной отличительной особенностью ТНК является не просто перенос части производственной или сбытовой операции в другую страну, а размещение производства деталей и полуфабрикатов на предприятиях, обслуживающих регионы и континенты. Сбор готовых изделий приближают к конкретным рынкам с учетом специфических особенностей и запросов конкретного местного потребителя. 

Стратегия глобальных операций позволяет ТНК успешно осуществлять стратегию долгосрочной максимизации прибыли, которая предусматривает отказ от краткосрочных выгод для укрепления рыночных позиций в будущем и обеспечения стабильной прибыли на длительную перспективу. Политика ориентации на многолетнее получение стабильного дохода под силу только мощным предприятиям, имеющим гигантский финансовый и политическое влияние. 

С реализацией количественно-качественных параметров в процессе глобальной экспансии  ТНК расширяют сферы деятельности в мировом масштабе. Они преодолевают ориентацию на традиционные регионы, которым для США, например, была Латинская Америка, для Западной Европы - африканские колонии, для Японии - Юго-Восточная Азия, и активно осваивают территории своих конкурентов. 

Исходя из содержания количественно-качественных характеристик, признаки ТНК охватывают : сферу обращения (фирма реализует  выпускаемую продукцию более  чем в одной стране) и сферу  производства (предприятия и филиалы  фирмы расположены в двух и  более странах). Реально функционирующим фирмам достаточно иметь любой из этих признаков, чтобы быть отнесенными к категории ТНК. Многие компании два признака одновременно. 

Таким образом, ТНК - это международные  фирмы, имеющие свои хозяйственные  подразделения в двух или более  странах, управление которыми осуществляется с одного или нескольких центров. В основе такого управления - механизм принятия решений, который позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли. ТНК - это сеть взаимосвязанных предприятий, которые происходят из одной страны и имеют составные части и филиалы в других странах. ТНК владеют или контролируют комплексы производства и / или обслуживания, находящиеся за пределами страны базирования. Они являются лидерами в производстве и реализации определенного товара. В отличие от обычной корпорации, которая функционирует на мировых рынках, ТНК переносит за границу не товар, а сам процесс вложения капитала, сочетая его с зарубежной рабочей силой в рамках международного производства.

2. Причины возникновения и развития ТНК (Рокоча  А. «Транснаціональні  корпорації»)

Общим фактором появления  ТНК было развитие процессов интернационализации, в основе которого - углубление международного разделения труда и международной  специализации, позволяющие улучшить экономическое положение хозяйствующих  субъектов и стран, участвующих  в этих процессах. Конкретные причины возникновения ТНК могут варьироваться. Это существование ограничений на пути развития международной торговли, сильная монопольная власть производителей, валютный контроль, транспортные расходы, различия в налоговом законодательстве. Например, появление первых японских ТНК в Западной Европе была вызвана ростом таможенных ограничений на экспорт японских товаров на рынки стран Западной Европы.Стремление японцев сохранить рынки сбыта реализовалось в экспорте капитала, который осуществлялся в форме прямых инвестиций и давал возможность наладить производство товаров в Европе, экспорт которых тормозилось таможенным налогообложением. 

Как форма международного бизнеса, ТНК имеют ряд неоспоримых  преимуществ перед национальными компаниями, их зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении доступа фирмы к иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении прибыли. Расширение за счет зарубежных филиалов сферы обращения и производства и роста их эффективности способствует усилению финансовой устойчивости ТНК и помогает им пережить периоды экономических кризисов. 

Преимущества корпорации, связанные с транснационализму-цией, является одновременно причинами активного развития ТНК. Основными среди причин-преимуществ являются: 

1. Возможности повышения эффективности и конкурентоспособности. В целом такие возможности являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в своей структуре снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия. Однако ярко эти возможности оказываются в фирмах, капитал которых является транснациональным. Мировое экономическое среду, в которой функционируют ТНК, - дополнительный фактор повышения эффективности компании и укрепление ее позиций на мировых рынках. 

2. Несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный опыт и другие "неосязаемые" активы, прежде управленческий и маркетинговый опыт. Несовершенство рыночного механизма, заставляет фирму стремиться к сохранению контроля за использованием своих "неосязаемых" активов. В рамках ТНК такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны, и внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы ТНК. 

3. Дополнительные возможности повышения эффективности и конкурентоспособности через доступ к ресурсам иностранных государств. Они реализуются в процессе использования дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны. 

4. Близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы ТНК получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы. 

5. Возможность использования в собственных интересах особенности государственной, в частности налоговой, политики в разных странах, различия в курсах валют и проч. Такая возможность реализуется, как правило, в уменьшении трансакционных издержек, непосредственно влияющих на эффективность хозяйственной деятельности ТНК. 

6. Способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции. Обеспечивается благодаря тому, что появляется возможность "сбрасывать" устаревшие технологии и продукты в зарубежные филиалы и концентрировать усилия и ресурсы подразделений в разработке новых технологий и изделий в стране базирования. 

7. С помощью прямых иностранных инвестиций фирма получает возможность избегать барьеров при вхождении на рынок определенной страны через экспорт товаров и / или услуг. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 60-х годах XX ст. большой поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейским Экономическим Сообществом. Вместо экспорта готовой продукции ТНК создали в странах ЕС производственные структуры, обойдя таким образом торговые тарифы. 

В целом эффективность  внешнеэкономической экспансии  как средства смягчения конъюнктурных  колебаний оценивается высоко и считается большей, чем та, которую обеспечивают чисто национальные средства снижения экономического риска. На основании многочисленных исследований ученые-экономисты пришли к выводу, что наличие филиалов во многих странах надежнее гарантирует стабильность получения прибылей, чем такие важные факторы, как большой абсолютный размер компании и степень диверсификации ее производственной программы внутри страны. Свободно маневрировать размерами производства корпорация может лишь тогда, когда она способна получать прибыль даже небольшого размера производства. 

Широкая сеть производственных филиалов, расположенных в разных странах, позволяет ТНК увеличивать производство там, где его можно осуществлять с максимальной выгодой, и ограничивать там, где оно убыточно. Фирмы, входящие в международную компанию и оказались в тяжелом положении, способны резко сокращать убыточное производство. Более решительные действия ТНК сравнении с национальными фирмами объясняются тем, что добиться покрытия постоянных издержек они, в отличие от своих чисто внутренних конкурентов, могут не только сохранением убыточного, производства, а за счет доходов, получаемых в других странах.

3. Этапы развития  ТНК (Рокоча  А. «Транснаціональні  корпорації») в процессе становления и эволюционного развития транснационального капитала и ТНК как формы функционирования транснационального капитала выделяют несколько этапов, связанных с формами экспансии и направлениями торгово-производственной деятельности ТНК. 

На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных компаний происходил процесс инвестирования прежде всего в сырьевые области иностранных экономик. Он сопровождался созданием в этих странах распределительных и сбытовых подразделений компании, инвестировала. Необходимость последнего была продиктована, во-первых, тем, что создание собственных заграничных распределительных и сбытовых подразделений требовалось значительно меньше инвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, во-вторых, возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на предприятиях фирмы, которые расположены в стране-метрополии. Такое влияние особенно ощутимо проявился в производстве одинаковой или слабо дифференцированной продукции. В частности, этот фактор сдерживал рост производственных инвестиций металлургических фирм, но фирмы пищевой и других отраслей промышленности, которые производили продукцию с определенными товарными марками, охотнее инвестировали в создание производственных предприятий за рубежом. 

Информация о работе Транснациональные компании