Транснациональные компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 03:23, доклад

Описание работы

Транснациональный характер деятельности ТНК давно перешел экономические границы и связан с решением многих социальных и политических проблем, однако подавляющее большинство определений ТНК пор имеет главным образом экономический характер.

Содержание

1. Понятия и признаки ТНК
2. Причины возникновения и развития ТНК
3. Этапы развития ТНК
4. Понятие глобальных ТНК. Общая характеристика
5. Налоговые условия деятельности ТНК
6. Форма экспансии ТНК (слияния и поглощение, внутренние развитие, альянсы)
7. Методы ценообразования ТНК
8. Трансфертное ценообразование
9. Конкурентные стратегии ТНК. Роль SWOT-анализа в разработке конкурентной стратегии ТНК

Работа содержит 1 файл

Транснациональные компании.docx

— 96.76 Кб (Скачать)

Децентрализация управления вызвала сокращение финансово-экономического контроля со стороны высшего звена и повышение маневренности зарубежных подразделений в принятии решений. Несмотря на это, централизация управления, существовавшая на протяжении многих лет, привела к тому, что многие транснациональные корпорации имеют прежнему четко выраженную вертикальную структуру управления с жесткой иерархичностью и делегированием полномочий от высшего звена управления к низшему Вертикальная интеграция позволяет транснациональным корпорациям управлять как основной деятельностью компании, так и связанными с ней сферами интересов преимущественно на технологически последовательных стадиях производства. Необходимость диверсификации производства, внедрения в новые сферы деятельности вызвала изменения в структуре управления ряда транснациональных корпораций. В компаниях стала успешно внедряться матричная структура управления. При этом ряд транснациональных корпораций счел эту форму управления излишне громоздкой, что побудило к возврату к более простым формам вертикальной и горизонтальной соподчинения.

Современная перестройка  управления транснациональными корпорациями непосредственно связана с развитием  науки и техники, и в первую очередь - с компьютеризацией функций  внутри компании.  Использование электронной почты, электронной передачи данных позволяет гибко и активно управлять глобальными процессами в компании, давая возможность вместе с тем осуществлять маневренное оперативное управление на местах.

Организационные формы управления транснациональными корпорациями изменяются в процессе адаптации к новым условиям хозяйствования.

В мировой литературе по организации и управлению проводятся различия между 
многонациональными, глобальными, международными и собственно транснациональными компаниями. Суть этих различия представлена ​​в табл.1 
Таблица 1.

Тип компании                               Основные характеристики

Многонациональная 
Правление определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компании значительную автономию при разработке стиля управления и при решении местных производственных и рыночных проблем

Глобальная 
Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговую политику Выгода достигается за счет экономии на масштабе и деятельности на глобальном уровне Продукция разрабатывается для удовлетворения потребностей целого ряда стран. Специфические местные потребности нередко игнорируются.

Международная

Правление сохраняет значительный контроль над системами управление дочерней компании и маркетинговой политикой, но меньшей степени, чем в глобальной компании Продукция и технологии разрабатываются для внутреннего рынка, распространяются на другие страны с похожими рыночными характеристиками, затем распространяются повсюду Гибкое управление жизненным циклом продукции

Транснациональная

Объединяет свойства многонациональной, глобальной и международной компаний Продукты должны быть конкурентоспособны в мировом масштабе, однако видоизменяются и адаптируются в соответствии с  требованиями местных рынков. Наряду с централизацией одних ресурсов в главном правлении другие ресурсы распределяются среди дочерних компаний и интегрируются в результате их взаимодействия

Транснациональная компания в широком смысле понимается как  компания, ведущая операции в глобальном масштабе через свои филиалы и дочерние предприятия. Это предприятия, которые являются собственниками средств производства или контролируют производственные мощности, находящиеся за пределами страны, где расположена штаб-квартира ТНК. Такие предприятия не всегда являются акционерными или частными, они могут быть также кооперативными или государственными организациями.

Когда транснациональная  компания принимает решение о  расширении деятельности за рубежом, она выбирает страну и конкретный регион на основе таких факторов, как: рыночные условия, факторы производства и рабочей силы, расходы и квалификация кадров; коммуникации и другие инфраструктурные системы, коммунальные услуги; экономические и финансовые условия; восприятие культуры, рисковые ситуации, включая политический риск. Если оценка этих факторов положительная, то страна привлекает капитал широкого круга компаний, возможно, целого ряда отраслей промышленности. А если нет, то страна (или регион) будет испытывать большие трудности с притоком внешних инвестиций. Большинство стран заинтересовано в иностранных инвестициях и стимулирует их привлечения. Типичными примерами стимулирования являются налоговые льготы и скидки на ранней стадии деятельности иностранных компаний, поощрение размещения в наименее развитых районах страны, защиту от экспроприации, гарантии от дискриминационного применения законов. На деятельность некоторых иностранных компаний в данной стране местные власти могут наложить запрет. Это относится к компаниям, которые имеют плохую международную репутацию, нежелающим осуществлять значительные финансовые вложения в экономику этой страны, представляющих угрозу для ее развития. От транснациональной компании необходимо: инвестировать капитал в местные отрасли и (или) принимать участие в общих проектах с партнерами; нанимать на руководящие должности местных работников; передавать технологии, способствовать развитию местных рынков; обеспечивать занятость населения и обучения работников.

Дочерняя компания иностранной  фирмы не получает поддержки правительства, если оно не в состоянии выполнить свои первоначальные обязательства. С другой стороны, нередки случаи, когда дочерняя компания не может обеспечить достаточное участие местных граждан в акционерном капитале предприятия, не нанимает местных управляющих для работы на высших руководящих постах, не уважает национальных законов и трудовых традиций. В таких случаях власти принимают действия для ограничения деятельности дочерней компании. Когда компания ведет деятельность в разных странах, она обычно набирает персонал на различных рынках труда. Когда в одном коллективе работают люди разных культур, компания сталкивается с проблемой дифференциации интересов работников и их согласования с целями компании. Большинство транснациональных компаний обычно предпочитают нанимать на руководящую работу в иностранных филиалах местных управляющих. Благодаря этому дочерняя компания имеет больше возможностей для самоконтроля местные руководители имеют более широкие знания местных рынков, более восприимчивы к поведению местного персонала, отсутствуют затраты на перевозку персонала уменьшаются расходы по обучению работников и их приобщению к местной культуре.

Взаимоотношения между главным  правлением и дочерней компанией  определяются рыночными факторами. Если транснациональная компания продает технологии на рынках разных стран, дочерняя фирма должна иметь реальную возможность оперативно реагировать на местные рыночные потребности. Она действует как ориентированное на новые технологии структурное подразделение ТНК, результаты деятельности которого измеряются размером полученной прибыли. Дочерняя компания нередко проявляет озабоченность тем, что главное правление может пренебрегать местными интересами в пользу осуществления глобальной политики и которые могут игнорироваться особенности местной культуры, не учитываться различия между национальными культурами разных стран. Поэтому поощряется эффективный обмен информацией между главным правлением и дочерней компанией. По мере роста транснациональной компании увеличивается значение эффективного взаимодействия главного правления и дочерней компании. Входные и выходные информационные потоки поступают параллельно. Рыночная информация распространяется незамедлительно. Если руководящие должности в дочерней компании занимают местные граждане с небольшим опытом совместной работы с главным правлением, эффективный обмен информацией помогает преодолеть культурные барьеры. Для успешной деятельности транснациональных компаний принципиальное значение имеет решение проблем, касающихся взаимоотношений между руководством главного правления и дочерней компании, обеспечение функции контроля со стороны главного правления, поддержания равновесия между привлечением к руководству филиалом местных работников и кадровых сотрудников ТНК, а также развития систем обмена информацией внутри компании.

Особые требования предъявляются  к трудовым ресурсам, к расширению числа квалифицированных работников, которые должны иметь: 
- широким профессиональным опытом и знанием других функциональных сфер, представленных в глобальной организации; 
- способностью устанавливать доброжелательные частные взаимоотношения в масштабе всей организации; 
- большим опытом общения и обмена информацией; 
- способностью учиться и применять полученные знания; 
- уметь принимать различия в культуре; 
- репутацией прямого и честного человека.

Деятельность транснациональной  компании строится на основе взаимодействия ее подразделений. Принципиально важно, чтобы ТНК расширяла практику приглашения потенциальных руководителей высшего звена из своих дочерних компаний и не ограничивалась рамками рынка труда страны размещения главного правления. Управляющий, который уверенно себя чувствует в ситуации неопределенности, способен лучше справиться с неоднозначностью решения проблем транснационального управления. Он должен уметь общаться с людьми, слушать собеседника и учиться у других, уметь принимать решения при отсутствии контроля сверху. Управляющий не должен быть связанным коллективным внутригрупповой или не групповым мышлением, если это ограничивает его способность взаимодействовать с другими филиалами на равноправной основе.

6. Формы экспансии  ТНК 
Бурный рост ТНК приходится на 60-70-е годы XX века. с наступлением новой фазы в развитии рыночной экономики. ТНК относятся к категории международных монополий, известных уже несколько десятилетий, и не является чем-то случайным. Однако их деятельность существенно отличается от деятельности монополий, возникших в форме картелей, синдикатов, трестов и т.д.. Они, например, не ставят целью формальное распределение сфер влияния и рынков, не действуют только в сфере обращения. Главное внимание ТНК сосредотачиваются на производстве, ориентируются на зарубежные филиалы и сбытовые подразделения. Так, ТНК - это формы проявления более общей тенденции-стремление капитала к внешнеэкономической экспансии, которая связана с особенностями самого капитализма последней четверти XX в. Рассмотрение ТНК как определенной формы экспансии на мировом рынке помогает глубокому осознанию ее феномена. 
На раннем этапе развития капитализма преобладающей формой экспансии была торговля товарами (товарный экспорт). В конце XIX ст. за пределами национальных границ начинает осуществляться экспансия в форме ссудного капи-; талую, т.е. экспорт капитала для получения высшего процента за рубежом. В зарубежной литературе такой экспорт называется "портфельные инвестиции". Мощным экспортером капитала в начале XX ст. была Великобритания. Экспорт капитала в такой форме не дает экспортеру право контроля за зарубежными промышленными предприятиями.

После Второй мировой войны  масштабы экспорта капитала за национальные границы возрастают, однако в форме прямых зарубежных инвестиций.Зарубежное производство, которое раньше имело эпизодический характер, стало определяющим фактором, отличительной чертой международной компании нового типа.

ТНК как международная  монополия - реальный показатель того, что уровень концентрации капитала и производства перерос национальные границы, они стали завоевывать  прочные позиции не только в национальной, но и в мировой экономике.

ТНК можно рассматривать  как олигополистическую структуру, в которой собственность, управление, производство и продажа осуществляются в рамках юрисдикции нескольких национальных государств. Главная цель корпорации - обеспечение производства товаров для мирового рынка с максимально меньшими затратами для получения высшего прибыли. Эта цель достигается или наиболее эффективным размещением, наиболее приближенным к потребителю распределением производства или услуг, или благодаря минимальному налогообложению при содействии местных властей.

В связи с этим возникает  вопрос, когда стала возможной  и необходимой такая форма  экспансии капитала? Специфика деятельности ТНК заключается в создании и расширении зарубежных и дочерних предприятий и установлении контроля за их деятельностью. Инвестиции за рубежом становятся возможными, если:

1) отдельные капиталы  в процессе концентрации и  централизации достигают таких  масштабов, что они способны  нести риск и расходы начального  периода, которые связаны с  созданием новых производственных  единиц за границей. К таким рискам относятся специфические условия финансирования монополий, которые возникают в процессе переплетения производственного и банковского капитала, законы и другие нормативные акты в стране, которая вывозит капитал, и в стране, которая ввозит его, стимулирующих инвестиции, осуществляемые за рубежом;

2) существуют международные  институты в хозяйственной, валютной, торговой сферах и в области  налоговой политики, которые делают  рентабельным в длительной перспективе  перемещение производства за  границу и связанные с ним  финансовые операции, обусловленные  таким перемещением (например, репатриация прибыли);

3) уровень развития международной  системы коммуникаций обеспечивает  обмен товаров и координационных действий между материнской и дочерними компаниями;

4) страны, в которые поступают  инвестиции, устанавливают ин-ституционные рамки, обеспечивающие функционирование производства, и открывают свои рынки для товаров этого производства.

Эти условия интернационализации  производства и капитала могут быть дополнены и расширены в тех  случаях, когда их использование  дает монополиям определенные преимущества, причем существенные, и давление конкурентов  заставляет использовать их на практике.

Во многом такая интернационализация  деятельности компании была обусловлена  ​​таможенными тарифами, валютным контролем, количественными и другими нетарифными ограничениями, которые нередко обеспечивают существенные преимущества товарам местного производства.Итак, единственно возможный способ для иностранных компаний проникнуть на такие рынки - построить предприятия в соответствующих странах. Таким образом, интернационализированные корпорация является наиболее эффективной и наиболее конкурентоспособной формой экономической и политической деятельности на современном этапе.

Наличие зарубежных производственных филиалов предоставляет международным  компаниям возможности, связанные с использованием различий хозяйственных ситуаций в разных странах, извлечения дополнительных прибылей за счет различий экономического положения стран, элементов асинхронности мирового цикла. В периоды экономических потрясений ТНК опираются на поддержку своих филиалов в странах, охваченных кризисом. Специальные исследования, проведенные в США, свидетельствуют о прямой зависимости между степенью стабильности прибылей ТНК и увеличением числа стран, в которых они имеют производственные филиалы. Более того, выигрыш от уровня стабильности здесь значительный, чем от роста таких показателей, как величина компании или уровень диверсификации производства.

Информация о работе Транснациональные компании