Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
Для успешного развития хозяйственных, экономических и социальных задач, стоящих перед нашей страной на современном этапе, необходимы стабилизация и повышение эффективности всего общественного производства, повышение качества прежде всего товаров народного потребления, совершенствование и развитие торговли и рыночных отношений. Тесная связь торговли и производства составляет основу экономической жизни человечества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ………………………...4
1.1.Обмен в эпоху первобытнообщинного строя……………………………….4
1.2. Развитие торговли на Руси……………………………...…………………...7
1.3. Торговля России в XV-XVII вв.………………………………………...….10
1.4. Развитие торговли и промышленности России в XVII-XIX вв…………..14
1.5.Развитие рынка в России к началу XX вв…………………………………16
1.6. Торговля в СССР…………………………...……………………………….17
1.6.1. Торговля в период нэпа…………………………………………………..21
1.6.2. Планирование рыночных отношений и торговли………………………22
Развитие торговли, ее форм и видов…………………………25
Традиционная торговля……………………………………………………..25
Безмагазинная торговля……………………………………………………..26
Электронная торговля…………………………………………………….28
Мобильная торговля……………………………………………………...30
Биржевая торговля…………………………………………………………..31
Фондовая биржевая торговля…………………………………………….32
Товарная биржевая торговля……………………………………………..33
РОССИЯ И ВТО……………………………………………………………...35
Цели и задачи присоединения к ВТО………………………………………38
Значение вступления в ВТО для России…………………………………...40
Перспективы вступления в ВТО……………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..48
3. РОССИЯ И ВТО
Значительную роль в регулировании современной международной торговли, способствованию ее развития и либерализации играют международные экономические организации. Одна из крупнейших таких организаций ГАТТ – Генеральное соглашение о Тарифах и Торговле – была создана после 2-й мировой войны. Договор о ее создании был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 30 стран. 31 декабря 1995 г. организация прекратила свое существование.
ГАТТ – многостороннее международное соглашение, содержало основные принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Сфера деятельности ее охватывала 94% объема мировой торговли.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация – ВТО.
В сферу деятельности ВТО входят соглашения о торговле товарами и услугами и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций.
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение
к ВТО — это присоединение
России к сложившейся в мире развивающейся
практике правового и административного
регулирования международных
Вместе с
тем, необходимо подчеркнуть, что условия
присоединения к ВТО —
Присоединение России к ВТО создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.
Переговоры
о присоединении России к ВТО
носят крупномасштабный характер. В
них вовлечены несколько
Вступив в ВТО,
Россия получит возможность
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».
3.1. Цели и задачи присоединения к ВТО
Членами Всемирной торговой организации на июль 2008 г. являлись уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 3.2. Значение вступления в ВТО для России Членство какого-либо
государства в ВТО является в
настоящее время важнейшим Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности. Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг. Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет и помине, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Понятно, что, вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие. Кроме
того, Россия, будучи членом ВТО,
получит возможность В
скорейшей интеграции России
в систему ВТО заинтересованы
также и наши торговые С
другой стороны, вступая в ВТО, По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны - практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности. Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений "Уругвайского раунда", эти вливания будет необходимо сократить. Между тем существует мнение, что в условиях экономического кризиса следует устанавливать жесткие ограничения для иностранной продукции с тем, чтобы дать собственным предприятиям возможность модернизировать производство, наладить выпуск конкурентоспособной продукции. В этой связи задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который с одной стороны, обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров с тем, чтобы поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой - чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства. 3.3. Перспективы вступления в ВТО Анализируя мнение различных учёных и экономистов России, можно прийти к мысли, что, в мировой торговле в условиях кризиса начинает преобладать "закон джунглей": "Каждый сам за себя". И это логично. Сейчас нашей стране не до либерализма, каждая страна пытается спасти, в первую очередь, свою национальную экономику. И, как следствие, можно констатировать, что наступили непростые времена для такой организации, как ВТО. Она призвана следить за соблюдением единых правил игры на мировых рынках и бороться со всякого рода протекционистскими поползновениями. Но, очевидно, то, что было эффективным инструментом при нормальном развитии экономики, оказалось совершенно не годным в ситуации мирового кризиса. Авторитет ВТО как всеобщего регулятора международной торговли начал стремительно падать. В такой ситуации вполне уместно задаться вопросом, а насколько еще актуальна тема присоединения России к этой организации? На пресс-конференции по итогам недавнего визита в Москву делегации Еврокомиссии ее глава Жозе Мауэл Баррозу заявил, что Евросоюз всячески поддерживает Россию в вопросе ее присоединения к ВТО. Еще в сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с призывом "как можно быстрее вступить в организацию". В сентябре, с российской стороны прозвучал ответ, что наша страна вряд ли станет членам ВТО, по крайней мере, до середины 2009 года. А на пресс-конференции Владимир Путин, в свойственной ему игривой манере, порадовался, что Россию "не пустили" в ВТО, и заявил буквально следующие слова о том, что Россия со всей душой пытались вступить в ВТО, но, к счастью, Евросоюз не пустил Россию в ВТО. Ключевым словом в данном заявлении стало слово "к счастью". В условиях кризиса членство в данной организации становится крайне неэффективным, оно тянет страны на дно, намертво связывая, их друг с другом взаимными обязательствами. Окончательно "расшифровал" позицию российских властей по вопросу вступления в ВТО глава МИД Сергей Лавров. На встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса в Москве он заявил, что Россия не будет биться за присоединение к Всемирной торговой организации любой ценой. Существует лишь один вариант присоединения нашей страны, и этот вариант основывается на стандартных условиях. Поскольку "стандартных условий" присоединения к ВТО не существует, т. к. каждая страна договаривается отдельно, причем, как правило, в закрытом режиме, можно сделать вывод, что Россию данные условия не устраивают. Россия в ближайшее время, по крайней мере, пока продолжается кризис и пока не будет понятна посткризисная финансово-экономическая архитектура мира, не собирается вступать в ВТО. Чем же было мотивированно данное высказывание? Тем, что вступление в ВТО не выгодно для нашей страны, а в условиях кризиса крайне не выгодно. Краеугольным камнем этой международной организации, с чего она начиналась и без которого ее существование лишено всякого смысла, является регулирование таможенных пошлин. А это сегодня один из немногих еще оставшихся в руках государства механизмов защиты отечественной экономики. И допускать к данному "рулю" кого-то извне - это не просто поступиться частью собственного суверенитета (о чем, кстати, противники ВТО неоднократно предупреждали и ранее). Фактически это означает окончательно добить и без того вяло стоящего на ногах российского производителя. Можно сказать, что ВТО, по сути, переживает свой собственный, отдельно взятый кризис по ходу всеобщего кризиса. На заседание комитета ВТО по обзору торговой политики в Женеве в начале апреля 2009 года, обсуждалось усиление протекционизма во внешней торговле. Сложилась довольно парадоксальная ситуация, т.к. главы всех государств-членов ВТО на словах придерживаются тезиса об опасности и недопущении протекционизма, а на практике этот самый протекционизм поддерживают и внедряют в жизнь. В частности, по данным ВТО, количество антидемпинговых расследований в январе 2009 г. выросло на 40% по сравнению с январем 2008 г. Причем погрешности протекционизмом совершаются и адептом рынка и свободной торговлей США, и ЕС. Согласно докладу главы ВТО Паскаля Лами, в результате этих действий в 20009 году объем мировой торговли сократится на 2,1%. Получается, что ВТО на этом заседании фактически расписалось в невозможности повлиять на сложившуюся ситуацию в международной торговле и на действия своих же собственных членов. А это значит, что организация сегодня не может соблюсти выполнение даже собственных "краеугольных" правил и обязанностей. Что же можно сказать о жизнеспособности данной структуры в посткризисном мире? Однако, что касается нашей страны, то высказывалось мнение о том, что Россия могла стать полноценным членом Всемирной торговой организации (ВТО) с января 2009 года. Об этом заявлял руководитель информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. Тем более что Россия уже провела двусторонние переговоры с более чем 60 странами, но незавершенными остались лишь переговоры с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Грузией. Так же Россия полностью завершила переговоры по ВТО со своими основными торговыми партнерами - США, Евросоюзом и Японией. У России оставались лишь некоторые вопросы, которые нужно было решить, это вопросы по техническому регулированию, защите прав интеллектуальной собственности, вопрос о функционировании госпредприятий в условиях ВТО, поддержке сельскохозяйственных производителей. После решения
данных вопросов, предполагалось, что
Россия, возможно, вошла бы в ВТО
в третьем квартале 2008 года, а
обязательства перед ВТО вступи |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, торговля прошла большой путь в своем развитии. На протяжении столетий периодически изменялась форма торговли. Ее виды, отношение к торговле как внутренней так и внешней хозяйственной деятельности общества. Постоянно совершенствовалась взаимосвязь торговли с производством товаров, с экономикой государства.
Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров отводится активной экономической политике.
Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСПОЧНИКОВ
1. Л.В. Орленко. История торговли: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.
2. Л.П. Дашков,
В.К. Памбухчиянц В.К.
3. А.В. Манько. Коммерция: учебно-метод. Пособие. – Финансы и статистика, 2002.
4.Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века./ под. ред. А.К. Сорокин – М.: «Российская политическая энциклапедия», 1997.
5. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация / И.И. Дюмулен. - М.: Экономика, 2003.
6. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В. В. Покровская. - М.: Экономистъ, 2006.
7. Алиева, Э. Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране // Финансы и кредит. - 2007. - N 28.
8. Некрестьянова С. Что необходимо сделать на пути в ВТО // Кадровый менеджмент. - 2008. - N 6. - С. 73-78.
9. http://www.wto.ru
Информация о работе Торговая система России. Состояние и перспективы развития