Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
Для успешного развития хозяйственных, экономических и социальных задач, стоящих перед нашей страной на современном этапе, необходимы стабилизация и повышение эффективности всего общественного производства, повышение качества прежде всего товаров народного потребления, совершенствование и развитие торговли и рыночных отношений. Тесная связь торговли и производства составляет основу экономической жизни человечества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ………………………...4
1.1.Обмен в эпоху первобытнообщинного строя……………………………….4
1.2. Развитие торговли на Руси……………………………...…………………...7
1.3. Торговля России в XV-XVII вв.………………………………………...….10
1.4. Развитие торговли и промышленности России в XVII-XIX вв…………..14
1.5.Развитие рынка в России к началу XX вв…………………………………16
1.6. Торговля в СССР…………………………...……………………………….17
1.6.1. Торговля в период нэпа…………………………………………………..21
1.6.2. Планирование рыночных отношений и торговли………………………22
Развитие торговли, ее форм и видов…………………………25
Традиционная торговля……………………………………………………..25
Безмагазинная торговля……………………………………………………..26
Электронная торговля…………………………………………………….28
Мобильная торговля……………………………………………………...30
Биржевая торговля…………………………………………………………..31
Фондовая биржевая торговля…………………………………………….32
Товарная биржевая торговля……………………………………………..33
РОССИЯ И ВТО……………………………………………………………...35
Цели и задачи присоединения к ВТО………………………………………38
Значение вступления в ВТО для России…………………………………...40
Перспективы вступления в ВТО……………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..48
В период феодальной раздробленности Русь не смогла оказать достаточное сопротивление монголам-кочевникам: один за одним они разрушали города, уничтожали и порабощали население, грабили и облагали страну тяжелой данью. Это привело к массовому обнищанию, упадку торговли.
На юге Российского государства, спасаясь от монгольского ига и разорения, население оставляло свои земли и жилища, уходило на северо-восток в междуречье Волги и Оки. Это был глухой лесной край. И в эти леса потянулся народ с юга. Основывая здесь деревни и города, часто с теми названиями, какие были и их родных сел и городов на юге.
Постепенно экономический центр русских земель переносится с юга в лесные края северо-востока, которые быстро заселяются. Здесь заново начинает развиваться торговля, налаживаются торговые связи, открываются новые торговые пути.
Русские княжества отчаянно сопротивлялись монголам. Своим сопротивлением они спасли от разорения Западную Европу. Однако монгольское иго не только отбросило назад экономику и торговлю русских земель, но и существенно изменило направление исторического развития страны.
1.3. Торговля России в XV-XVII вв.
В северо-восточной Руси со второй половины XIV в. торговым центром стала Москва. Период феодальной раздробленности закончился, и русские княжества объединяются вокруг новой столицы. После монгольского нашествия Россия отстала от Западной Европы на столетия. В государствах Европы конец феодальной раздробленности стал началом перехода к капитализму и к организации единого рынка. Произошло экономическое и политическое объединение сил, за которыми стоял новый класс – класс городской буржуазии , занимавшейся как торговым производством, так и торговлей.
В России в этот период городской буржуазии еще не было, как не было и единого рынка.
Для образования Русского централизованного государства в XV-XVI вв. имела значение торговля между княжествами. Во внутренней торговле участвовали многие социальные группы: ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре, а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки. Развивались различные виды передвижной торговли, которой занимались скупщики (скупали товары у мелких производителей и перепродавали их крупными партиями на рынке по более высокой цене), прасолы (торговцы, скупавшие оптом в деревнях мясо и рыбу и производившие их засол), коробейники (торговцы, вразнос продававшие галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту) и т.п. Возникли гостиные дворы – места в городах, где хранились товары и вели торговлю купцы. Однако остатки феодальной раздробленности и многочисленные таможенные пошлины сдерживали развитие внутренней торговли.
В XV в. Москва и Новгород являются важнейшими центрами внешней торговли России. В Москву прибывало множество купцов из Германии и Польши для покупки мехов. Торговля происходила в Гостином дворе – обширном каменном здании, с множеством лавок, поражавших иностранцев обилием и разнообразием товаров.
Товары к Москве шли двумя путями - летним и зимним. Летним путем служила Москва-река. Предпочитался зимний путь: по санным дорогом стекались товары в Москву со всех сторон. Каждый торговец должен был предъявить свои товары на таможне, где чиновники составляли подробную опись и оценку товаров и «предоставляли на благоусмотрение государя». Если великий князь изъявил желание купить что-нибудь в свою казну, то купец не имел права торговать, пока не состоится выбор товара для великокняжеской казны. Эти задержки составляли неудобства для купцов, и они охотнее ездили торговать в Новгород – там эти правила соблюдались не очень строго.
К концу XV в.в небольшой торговый город Молога (находился в устье реки Мологи (левый приток Волги, проходит через Тверскую, Новгородскую, Вологодскую области) была перенесена холопьевская ярмарка, после чего Молога стала одним из важнейших пунктов торговли России с азиатскими странами. На ярмарку кроме русских купцов прибывали татары, турки, среднеазиатские купцы, поляки, литовцы. Приезжие купцы меняли свои ткани, одежду, ножи, посуду, вино на меха и сырье этого края.
Европейских купцов Россия интересовала еще и как страна, получавшая из первых рук восточные и азиатские товары и пропускавшая их на Запад. И эта торговля для них была выгодна
В XVII в. Начал складываться всероссийский рынок. До этого экономически еще сохранялась феодальная раздробленность. Страна делилась на ряд районов (местных рынков), между которых не было постоянных торговых связей.
Слияние отдельных районных
рынков во всероссийский рынок
Однако связи между отдельными районами пока были слабыми, а это вело к большой разнице в ценах на товары в разных городах. Купцы наживались, используя эту разницу цен, покупали товар в одном городе, везли в другой и продавали намного дороже. От торговых сделок они получали до 100% прибыли и выше на вложенный капитал.
Внешняя торговля России в XV-XVI вв. была слабой. Ведь средневековая торговля была преимущественно морской, а Россия не имела выхода к Балтийскому морю, и поэтому была практически изолирована от Запада. Эта экономическая изоляция замедляла торговлю и экономическое развитие страны.
Хозяйственная отрасль России, противоречия между централизованным устройством государства и феодальным хозяйством влияли на государственные финансы. Для содержания государственного аппарата требовались большие деньги. Когда в стране господствует рыночная экономика, эти расходы успешно покрываются за счет налогов. Но Российское государство возникло на феодальной основе, а натуральное феодальное хозяйство не давало достаточных денежных ресурсов для обложения налогами.
Одним из источников пополнения казны были монополии и откупа. Торговля многими товарами, например, пенькой, поташом, водкой, была государственной монополией. Купцы могли торговать этими товарами, только откупив у казны право торговли, взяв откуп, т.е. доплатив в казну определенную сумму денег. Но, как оказалось, это обогащало не только казну, сколько откупщиков, и откупа стали одним из главных источников первоначального накопления капитала в России.
В экономике России в XVII в. возникли первые капиталистические элементы:
- начал формироваться единый всероссийский рынок;
- начался процесс
Но капиталы накапливались у купцов в процессе неэквивалентной торговли, особенно в откупах. Следующего этапа первоначального накопления – разорения крестьян и превращения их в наемных рабочих – не произошло, так как крестьяне были прикреплены к земле и к помещикам.
1.4. Развитие торговли и промышленности России в XVII-XIX вв.
В России, где переход к капитализму тормозился господством феодально-крепостнической системы хозяйства, отсутствовал особый исторический период первоначального накопления капитала.
Процесс накопления богатства у нарождавшегося класса капиталистов был связан прежде всего с ростом торговли и формированием всероссийского рынка. Колониальные источники накопления и транзитная торговля в России получили меньшее развитие, чем в других странах. Специфическая структура русских государственных финансов делала особенно важным источником мобилизации капиталов откупные операции.
Существенную роль в формировании денежных богатств со 2-й четверти XVIII в. стали играть казенные поставки и субсидии предпринимателям. Роль государства в накоплении капитала нарождавшейся буржуазии в России была даже большей, чем в странах Западной Европы; русская буржуазия была тесно связана с самодержавием. Однако широкое использование накопленных средств в качестве промышленного капитала тормозилась системой личной крепостной зависимости. Поэтому особенно важную роль в развитии первоначального накопления капитала в России сыграла отмена крепостного права и крестьянская реформа 1861 г. Эта реформа вызвала к жизни и еще один источник мобилизации капиталов – выкупные операции. В последующий период процесс первоначального накопления капитала резко ускорился, вместе с тем все более важную роль приобретало капиталистическое накопление, предполагавшее воспроизводство буржуазных производственных отношений.
В России во второй половине XVII – первой половине XIX вв. возникла мануфактура. Ее характерной особенностью было то, что она развивалась в условиях феодально-крепостнических отношений.
Первые мануфактуры возникли в отраслях промышленности, продукция которых имела широкий сбыт на внутреннем и внешнем рынках.
С ростом мануфактурного производства в России значительно расширился внутренний рынок. Мануфактуры не только продавали основную часть своей продукции государства, но и приобретали массу товаров на рынке: железо для оборудования, необходимые для производства материалы, продовольствие для рабочих
Другим не менее важным фактором увеличения внутреннего рынка был рост товарности помещичьего хозяйства. Чтобы получить деньги для покупок, помещики увеличивали эксплуатацию крестьян. Увеличение феодальной ренты означало не только увеличение продаваемой массы сельскохозяйственной продукции, но и увеличение покупок других товаров.
Под особым покровительством государства была внешняя торговля. Именно для ее расширения велась Северная война, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Чтобы ускорить торговое освоение нового пути, Петр строит новый город, Петербург, и объявляет его столицей, которая по сути далее была перенесена на границу государства. В новую столицу принудительно были переселены богатые архангельские купцы, знатные вельможи обязаны были строить здесь дворцы, а торговля через этот порт получала льготы. Но важнее всего были качественные изменения внешней торговли:
- ведущее место
в экспорте заняли
- торговля получила активный баланс: экспорт превысил импорт.
Разница в виде ввоза и вывоза в виде иностранных монет оставалась в России.
Во второй половине XIX в. появилась кооперативная торговля.
В конце XIX в. в России возникли акционерные торговые товарищества. Развивалась оптовая биржевая торговля.
1.5. Развитие ранка в России к началу XX в.
В 90-е годы XIX века в России происходил бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности – в 2,5 раза. По объему промышленного производства к началу XX века Россия занимала 5-е место в мире, но лидировала по темпам роста. Догоняя самые передовые страны. Лидировала Россия и по концентрации производства.
Этому способствовало, прежде всего, то, что в российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятие и продавать продукцию этого предприятия без пошлин. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.
Кроме того, содействовало
подъему и определяло его особенности
и государственное
Рост производства способствовал росту рынка. Если росла тяжелая промышленность, значит, увеличивается и ее рынок сбыта. Поскольку продукцию тяжелой промышленности составляют средства производства, потребляемые промышленностью, то своим развитием промышленность сама создает рынок для себя. А железнодорожное строительство существенно увеличивала этот рынок. Ведь в 90-е годы железные дороги в среднем потребляли столько же металла, сколько его производили металлургические заводы России.
Увеличивался рынок легкой промышленности. Выпуск товаров народного потребления расширялся за счет увеличения количества самих рабочих, а рабочие, в отличии от крестьян, не вели натурального хозяйства, и все необходимое для потребления вынуждены были покупать. С ростом товарности сельского хозяйства деревня больше продавала своих продуктов и соответственно больше покупала промышленных товаров.
Железные дороги способствовали расширению внутреннего рынка. Он расширялся территориально, присоединяя далекие окраины. Только железные дороги превратили страну в единый рынок сельскохозяйственной продукции, завершив формирование всероссийского рынка.
Правительство активно защищало внутренний рынок страны от иностранных товаров, содействуя развитию русской промышленности. В это время действовал высокий покровительственный тариф: пошлины в среднем составляли 33% от стоимости ввозимых товаров.
Из-за этого доходы российских фабрикантов доходили до 30-40% годовых, т.е. были в 2-3 раза выше, чем за границей. Это было дополнительной причиной усиления притока иностранных капиталов в российскую промышленность.
Анализ внешней торговли этого времени показывает, что Россия оставалась аграрной страной, вывозившей сельскохозяйственную продукцию и ввозившей промышленные товары. Первое место в составе экспорта по-прежнему занимал хлеб. На второе место выдвинулся лес, третье занимал лен.
Первое место в составе импорта занимали машины. Таким образом, Россия ввозила преимущественно товары промышленного потребления, а это значит, что спрос на товары народного потребления обеспечивала отечественная промышленность.
1.6. Торговля в СССР
Летом 1917 г. В.И. Лениным была разработана экономическая стратегия пришедших к власти большевиков. В основе этой стратегии лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом.
По идее новое общество должно иметь бестоварный и безденежный механизм. На первой стадии строительства нового общества все же предполагалось наличие товарно-денежных отношений, и материальной базой этих процессов призвана была стать национализация всех банков и синдикатов. Национализация по замыслу большевиков должна была не разрушать хозяйственные капиталистические связи, а, наоборот, объединить их в масштабе всей страны, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.
Информация о работе Торговая система России. Состояние и перспективы развития