Торговая система России. Состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Для успешного развития хозяйственных, экономических и социальных задач, стоящих перед нашей страной на современном этапе, необходимы стабилизация и повышение эффективности всего общественного производства, повышение качества прежде всего товаров народного потребления, совершенствование и развитие торговли и рыночных отношений. Тесная связь торговли и производства составляет основу экономической жизни человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ………………………...4
1.1.Обмен в эпоху первобытнообщинного строя……………………………….4
1.2. Развитие торговли на Руси……………………………...…………………...7
1.3. Торговля России в XV-XVII вв.………………………………………...….10
1.4. Развитие торговли и промышленности России в XVII-XIX вв…………..14
1.5.Развитие рынка в России к началу XX вв…………………………………16
1.6. Торговля в СССР…………………………...……………………………….17
1.6.1. Торговля в период нэпа…………………………………………………..21
1.6.2. Планирование рыночных отношений и торговли………………………22
Развитие торговли, ее форм и видов…………………………25
Традиционная торговля……………………………………………………..25
Безмагазинная торговля……………………………………………………..26
Электронная торговля…………………………………………………….28
Мобильная торговля……………………………………………………...30
Биржевая торговля…………………………………………………………..31
Фондовая биржевая торговля…………………………………………….32
Товарная биржевая торговля……………………………………………..33
РОССИЯ И ВТО……………………………………………………………...35
Цели и задачи присоединения к ВТО………………………………………38
Значение вступления в ВТО для России…………………………………...40
Перспективы вступления в ВТО……………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..48

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Прежде всего в руки новой власти перешел Российский государственный банк, хотя это и не было национализацией, так как он и прежде был государственным. Затем были национализированы государственные и частные банки. В стране установилась банковская монополия.

Национализировалась земля, промышленность, транспорт.

Наряду с  национализацией в 1918 г. была установлена  государственная монополия на торговлю важнейшими товарами народного потребления  и установлено централизованное распределение предметов потребления.

В апреле 1918 г. была объявлена национализация внешней  торговли. Теперь внешней торговлей могла заниматься только государство.

В результате революции  и войны в стране сложилась  тяжелейшая обстановка. В центральную  часть страны не поступало топливо и сырье, сократилось промышленное производство. В очень тяжелом положении оказался транспорт, железные дороги были разрушены.

Началась разруха. В сложившихся условиях перестали  действовать экономические регуляторы хозяйственной жизни – деньги, рынок, прибыль, материальная заинтересованность. Население городов стало уходить в деревни. Продовольствие не поступало в города. Деньги обесценивались, а промышленных товаров для обмена на крестьянскую продукцию и хлеб почти не было.

Нарушился товарооборот между городом и деревней. Теперь сельское хозяйство не только не производило товарной продукции, оно само стало потреблять весь свой продукт.

В 1919 г. в деревне была введена продразверстка: крестьяне обязаны были сдавать все продовольствие, за исключением необходимого для жизни минимума, сначала по твердой государственной цене, т.е за номинальную плату, а потом и вовсе бесплатно.

Частная торговля продовольствием была запрещена, так  как считалась важной составной частью буржуазной экономики, поэтому всю товарную продукцию надо было бесплатно сдать государству.

Торговля промышленными  товарами также запрещалась. В промышленности была установлена централизация управления – все предприятия подчинялись своим центральным отраслевым органам (главкам). Все экономические отношения прекращались. Все предприятия в административном порядке получали от государства все необходимое для производства и тоже бесплатно сдавали выработанную продукцию. Денежные расчеты не велись, рентабельность, себестоимость продукции теперь значения не имели.

Собранное продовольствие поступала в распоряжение Наркомпрода  и распределялось в городах по карточкам.

С началом гражданской  войны летом 1918 г.  и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, в котором устанавливался военный режим. Наступил период «военного коммунизма».

В сложившейся  обстановке созревала идея о немедленном  построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в масштабе всей страны распределением продуктов.

Гражданская война, охватившая всю страну, требовала  от государства огромных расходов. Но обычных источников государственных доходов больше не было. Налоги отменены, пошлины в условиях экономической изоляции государства не собирались. Не могло быть теперь и иностранных займов. Чтобы хоть частично покрыть военные расходы, государством были приняты «чрезвычайные» меры:

  1. Введены чрезвычайные налоги с буржуазии. Но это была просто конфискация государством у буржуазии сохранившихся ценностей – золота, серебра, драгоценных камней.
  2. Осуществлена бумажно-денежная эмиссия, т.е усилен выпуск бумажных денег.

Бумажно-денежная эмиссия привела к тому, что  деньги вообще вышли из обращения. На рынке денежный обмен сменился натуральным: меняли товар на товар, никто не желал продавать что-либо за деньги. В результате стала ненужной банковско-кредитная система и банки были закрыты.

Последствиями политики «военного коммунизма»  в экономической сфере страны было нарушение рыночных отношений, развал финансов, сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве, возрождение кустарничества, голод.

Таким образом, первые экономический преобразования Советской власти основывались на нерыночной, централизованной экономике, с преобладающим влиянием роли государства. Политика «военного коммунизма» не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее.

Гражданская война  и иностранная интервенция явились  страшным бедствием для народов  России. Они привели к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, окончательному разрушению торговли и торговых связей, к полной хозяйственной разрухе.

 

 

 

1.6.1.Торговля в период нэпа.

С окончанием гражданской  войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Для прекращения разрухи и перехода к восстановлению хозяйства надо было изменить экономическую политику. Советское государство перешло от политики военного коммунизма к новой экономической политике.

Первоначально нэп включал комплекс экономических  и социально-политических мероприятий, которые означали отступление от принципов «военного коммунизма» и предполагали:

- разрешение  частной торговли;

- замену продразверстки  продовольственным налогом; продукты, оставшиеся в хозяйстве после  уплаты продналога, разрешалось  продавать на рынке;

- привлечение к развитию промышленности иностранного капитала;

- сдачу государством  в аренду многих мелких предприятий;

- наем рабочей  силы;

- отмену карточной  системы и уравнительного распределения;

- платность  услуг и т.д.

Сначала при введении нэпа торговля разрешалась крестьянам только недалеко от места жительства. При этом Ленин рассчитывал на товарообмен (обмен продуктами производства по твердым ценам и только через государственные и кооперативные магазины), но к осени 1921 г. признал необходимость товарно-денежных отношений. Перед государством и хозяйственными органами Ленин ставил задачу экономического овладения рынком, управления государственной торговли и кооперации, урегулирования денежного обращения.

Теперь нэп  – это политика восстановления товарооборота между городом и деревней, а значит, это политика восстановления товарно-денежных отношений, т.е. экономических отношений, требующих в свою очередь перехода от административных методов хозяйствования к экономическим методам. В связи с этим в 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа, налоговая реформа и возрождена кредитно-банковская система.

1.6.2. Планирование рыночных отношений и торговли

Формы внутренней торговли. С построением социалистического общества усилилась роль планового начала во всех рыночных связях, началась планомерная организация торговли. Создавалась система оптовых баз промышленности. Расширялась торговая сеть государственной и кооперативной торговли и общественного питания, колхозная торговля. Система внутренней социалистической торговли в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. обеспечила регулярной и устойчивое снабжения населения и армии.

В процессе развития плановой экономики были созданы  и получили развитие 3 формы внутренней торговли: государственная, кооперативная и колхозная. Ведущая государственная торговля обслуживала главным образом городское население, кооперативная торговля – в основном сельское. Потребительская кооперация вела также комиссионную торговлю. Государственная и кооперативная торговля совместно образовала организованный рынок страны, на котором цены устанавливались непосредственно государством. На долю государственной торговли приходилось 69% общего объема розничного товарооборота, на долю кооперативной – около 29%. Колхозная торговля представляла собой продажу колхозами и колхозниками излишков сельскохозяйственной продукции на рынке. Специфика колхозной торговли состояла в том, что она не планировалась государством, осуществлялась по свободным ценам и в ней отсутствовал посредник. Производители ту часть своей продукции, которая не охвачена закупками по системе контрактации, продавали непосредственно населению на колхозных рынках.

Государственная монополия внешней торговли. Государственная монополия внешней торговли представляла собой сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговли страны.

Теоретическое обоснование внешней торговли было разработано В.И. Лениным, под руководством которого и были определены организационные формы ее осуществления.

Основные функции  этой монополии – обеспечение в сфере внешних торговых связей общегосударственных интересов. Она должна способствовать достижению максимально эффективных экспортно-импортных операций, обеспечить единство выступлений всех советских хозяйственных организаций на внешних рынках, а также органов управления в сфере межгосударственных отношений по вопросам внешней торговли.

Монополия внешней  торговли гарантировала независимое  развитие  хозяйства СССР и плановый характер его внешней торговли. Во взаимоотношениях с капиталистическими странами монополия внешней торговли выступала в качестве действенного инструмента защиты от экономической экспансии. В отношениях с другими социалистическими странами монополия внешней торговли была важным средством координации планового развития народного хозяйства.

Основные черты монополии внешней торговли:

- осуществление  непосредственного государственного  руководства внешнеторговым обменом страны специально уполномоченными органами управления;

- определение органов управления или организаций, имеющих право совершения внешнеторговых сделок;

- планирование  внешней торговли;

- валютное регулирование экспортных и импортных операций;

- установление порядка совершения таких операций и контроль над порядком соблюдения всеми органами управления и хозяйственными организациями, получившими право выхода на внешний рынок.

Непосредственное  государственное руководство внешнеторговым обменом осуществляло Министерство внешней торговли СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ, ЕЕ ФОРМ И ВИДОВ

Современная купля-продажа товаров имеет две формы: форму прямого обмена и форму опосредованного обмена.

Первая форма  торговли базируется на прямом личном контакте покупателя с продавцом или покупателя с продавцом и кассиром

Вторая форма  торговли означает почти полное отсутствие такого прямого контакта и наличие в отдельных случаях посредников (сети Интернет, телефонных компаний и др.).

2.1.Традиционная торговля

Первая форма  – это традиционная форма торговли. Возникшая еще на заре человечества как прямой товарообмен, а позже как обмен товарами через определенный товар – посредник обмена (посредником был скот, мех и т.д.). Традиционная форма торговли применяется и сегодня – в супермаркетах, универмагах и универсамах, киосках, кафе, на ярмарках и т.д.

Широкое распространение  во всем мире получили универсальные магазины (универмаги).

Главная задача универмага – привлечь покупателя одним товаром  и продать ему что-нибудь еще. Поскольку человек по своей природе очень любопытен, то шанс на то, что он заглянет в соседние отделы универмага и сделают «внеплановую» покупку достаточно велик. Особенно успешно с этой задачей справляются появившиеся в XX в. огромные торговые центры – универсамы и моллы.

С универмагами соперничают  специализированные магазины, в которых торгую товарами только определенного вида (мебелью, компьютерами, бытовой техникой и т.д.) и предлагают более широкий выбор, чем в любом универмаге.

Традиционная торговля предполагает следующие операции:

- ознакомление  покупателя с товаром (наглядное представление, демонстрация товара в действии, реклама, консультации и т.д.);

- выбор покупателем товара;

- денежные платежи  за товар;

- оформление  и отпуск товара покупателю;

- доставка покупателю  на дом крупногабаритных и  тяжелых товаров (мебель, холодильник, пианино и пр.);

- приведение технически сложных товаров в вид, готовый к употреблению (сборка мебели, подключение холодильника и т.п.);

- послепродажное обслуживание покупателей некоторых товаров (гарантийный ремонт тех товаров, стоимость оплаты ремонта которых в период гарантийного срока уже заранее включается в цену товара).

Существуют  еще и фирменные магазины. В  таких магазинах продают не только товары определенного типа, но и только одной фирмы. Это дает фирмам возможность активно управлять продажами своей продукции и позволяет получать «из первых рук» информацию о своих товарах. Так они могут узнать, что нравится или не нравится покупателям в товарах и что бы они хотели увидеть в магазине завтра.

Именно фирменные  магазины предпочитают многие изготовители дорогой и технически сложной продукции.

2.2. Безмагазинная торговля.

Вторая форма  торговли – это различные виды безмагазинной торговли. К ним относятся: посылочная торговля, торговля вразнос, торговля с помощью автоматов, телевизионная торговля, мобильная торговля.

Информация о работе Торговая система России. Состояние и перспективы развития