Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:47, курсовая работа
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
• Введение
• 1. Теоретические аспекты потребительского поведения
o 1.1 Понятие потребительского поведения
o 1.2 Типы поведения потребителей
• 2. Факторы, влияющие на поведение потребителя
o 2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
o 2.2 Бюджетное ограничение
o 2.3 Реклама и потребительское поведение
• 3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя
o 3.1 Как покупатель выбирает товар
o 3.2 Довольный покупатель - гарантия успешной торговли
• Заключение
• Список используемой литературы
Кроме классификации потребительского поведения, существуют факторы, которые в той или иной мере влияют на определённый круг покупателей. Давайте рассмотрим некоторые из них в следующей главе.
Иррациональное
потребительское поведение
Многие
формы поведения, в том числе
потребительского, воспроизводятся
людьми без лишних размышлений. В
основе лежит механизм подражания.
Особенно велика его роль в процессе
социализации. Чтобы не ломать голову,
индивид в стандартных
Механизм подражания затягивает людей, так как думать самостоятельно, находить собственные решения - это тяжёлая работа, которая не всем по вкусу, да и невозможно во всем и всегда полагаться только на свой ум - придётся в своей биографии повторить весь путь человечества, открывая огнь, колено и т.п. Поэтому люди, стремясь из лени или из здравого смысла экономить свои интеллектуальные силы, идут по пути подражания; если человек прошёл по льду и не провалился, значит, можно идти вслед за ним; если соседи купили стиральную машину и она работает уже целый год, значит, можно сделать то же.
Важную роль в распространении форм играет механизм заражения. Точно так же, как люди заражаются вирусом той или иной болезни, они могут при определённых условиях заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения.
Не все
люди в равной мере подтверждены заражению.
Французский психолог XIX в. Густав Лебон
писал: "социальное заражение характерно
более всего для людей с
подавленной волей и ведёт
к закреплению традиций посредством
приведения этих людей в определеннее
психическое состояние
Нередко в разного типа группах встречается механизм взаимного заряжения. В этом случае все участники группы заражают друг друга. Американский исследователь Т. Шибутани так описывает этот процесс: "каждый участник вносит свой вклад в эту атмосферу в той степени, в какой он проявляет соответствующие эмоциональные реакции, и каждый заражается этим настроением в зависимости от того, насколько оно соответствует его состоянию".
2. Факторы, влияющие на поведение потребителя
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рисунок 2). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка.
Рисунок 2. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Факторы культурного уровня
Самое
большое и глубокое влияние на
поведение потребителя
Любая
культура включает в себя более мелкие
составляющие, или субкультуры, которые
представляют своим членам возможность
более конкретного
Социальное
положение. Почти в каждом обществе
существуют различные общественные
классы, которые определяются следующим
образом: общественные классы - сравнительно
стабильные группы в рамках общества,
располагающиеся в
Социальный
фактор. Так же на выбор покупателя
оказывает влияние его
Как можно судить из рисунка 10 на покупателя так же влияют личностные факторы: род занятий, экономическое положение, образ жизни и т.д. При определенном роде занятий у человека может возникнуть желание заниматься каким-то еще делом, совершенно не связанным с его повседневными делами или наоборот, дополняющим его занятия. Пример: увлечение каким-либо хобби (рыбная ловля, чтение детективов) помогает человеку расслабиться, но это приводит к покупке необходимых ему при этом товаров (удочка, книги).
Но основной
причиной выбора товара и услуг является
экономическое положение
Психологические факторы лучше рассмотреть при том, как покупатели подходят к приобретению товаров-новинок. Под новинкой имеется в виду товар, услуга или идея, которые часть потенциальных клиентов воспринимают как нечто новое. Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это "степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей". В каждой товарной сфере будут и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Некоторые женщины первыми приемлют новую моду в одежде. Некоторые врачи первыми начинают прописывать новые лекарства.
Другие
люди воспринимают новинки гораздо
позже. Все это позволило
Рисунок 3. Категории потребителей по времени восприятия ими новинок
Новаторы
склонны к риску. Они опробуют
новинки, немного рискуя. Ранние последователи
- лидеры мнений в своей среде
и воспринимают новые идеи довольно
рано, хотя и с осторожностью. Раннее
большинство- люди осмотрительные. Они
воспринимают новшества раньше среднего
жителя, но лидерами бывают редко. Запоздалое
большинство настроено
Роль личного влияния
Большую
роль в процессе восприятия новинок
играет личное влияние. Под личным влиянием
имеют в виду эффект, который производят
заявления о товаре, сделанные
одним человеком, на отношения другого
человека или на вероятность совершения
им покупки. Хотя личное влияние - фактор
важный вообще, оно приобретает особую
значимость в некоторых ситуациях
и для некоторых людей. В отношении
новинки личное влияние оказывается
наиболее значимым на этапе оценки.
На поздних последователей оно производит
большее впечатление, чем на ранних.
В ситуациях, связанных с риском,
оно оказывается более
Как уже говорилось в главе 1, потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые ему позволяет его кошелёк. Это ограничение называется бюджетным и его можно отнести к факторам, влияющим на поведение потребителя. Вернёмся к примеру, в котором всё многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам А и В, предположим это продукты питания и одежда соответственно. Потребитель располагает бюджетом в размере 10000 рублей. Стоимость 1 единицы продуктов питания равна 20 рублей, одежды - 100 рублей. В таблице 1 приведены различные комбинации товаров, которые может купить потребитель, израсходовав весь бюджет.
количество продуктов питания | количество единиц одежды | затраты на продукты питания | затраты на одежду | общие затраты | |
0 | 100 | 0 | 10000 | 10000 | |
50 | 90 | 1000 | 9000 | 10000 | |
100 | 80 | 2000 | 8000 | 10000 | |
150 | 70 | 3000 | 7000 | 10000 | |
200 | 60 | 4000 | 6000 | 10000 | |
250 | 50 | 5000 | 5000 | 10000 | |
300 | 40 | 6000 | 4000 | 10000 | |
350 | 30 | 7000 | 3000 | 10000 | |
400 | 20 | 8000 | 2000 | 10000 | |
450 | 10 | 9000 | 1000 | 10000 | |
500 | 0 | 10000 | 0 | 10000 | |