Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:27, курс лекций

Описание работы

Цель курса – дать конкретные знания в области теории и практики организации для повышения уровня понимания процессов, происходящих в организационных системах различных видов.
В результате изучения курса представляется возможным:
- овладеть основным категориально-понятийным аппаратом теории организации;
- усвоить основные законы и принципы построения и функционирования различных организационных систем;
- научиться применять методы научной организации труда и организационного проектирования;
- овладеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния.

Работа содержит 1 файл

Теория организации часть1.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Социальная самоорганизация может  быть личной и коллективной. Коллективная самоорганизация может происходить в трех средах:

  • внутренних коммуникаций;
  • внешних коммуникаций;
  • рисковых операций.

Для внутренней среды характерны типовые  схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых  узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер. Для среды внешних коммуникаций добавляются матричная и редко используемая иерархическая схемы, а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде. Для среды рисковых операций добавляется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они самоорганизуют только часть общей структуры и не могут знать о существовании других.

 

Базовые законы организации.

В любой организации имеются  управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает в себя четыре составляющие – входное воздействие, преобразование входного воздействия, результат преобразования входного воздействия, влияние результата на входное воздействие. Входным воздействием может являться поступающая информация либо субъективное управленческое воздействие. Преобразование входного воздействия заключается в обработке входного воздействия по определенному алгоритму. Результатом преобразования управленческого воздействия может быть управленческое решение либо исполнительское действие. Влияние результата на входное воздействие может заключаться либо в корректировке алгоритма обработки начального входного воздействия либо в изменении его значения.

Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами  могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций. положений).

Зависимости могут быть объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные зависимости формируются независимо от воли и сознания людей. Субъективные зависимости создаются людьми для реализации глобальных целей организации или страны.

Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон». Закон – это зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах (Конституция, законы, подзаконные акты, уставы и т.д.); является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых.

Объективные законы носят  название законов организации, а  субъективные законы – законов для организации. Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия – это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

Организация всегда испытывает два воздействия – первое со стороны  закона, второе со стороны руководителя. Если механизм действия и механизм использования согласованы, это приводит к эффективной деятельности организации. Каждую организацию можно представить как суперпозицию ее составляющих подразделений. Механизм использования закона в организации также можно рассматривать как суперпозицию закона в низовых подразделениях; результат его выполнения представляет собой входное воздействие для выполнения закона на следующем иерархическом уровне организации. Невыполнение закона в некотором подразделении или на некотором уровне иерархии может привести к общему срыву поставленных целей организации.

Законы организации  имеют в своем составе общее  и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенное – это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы.

Законы организации  образуют теоретический фундамент. Они способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать опыт. Законы организации по важности разделяются на два уровня. К первому относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития. Ко второму – менее важные законы: закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации.

Любая организация характеризуется  следующими основными элементами: производительностью, микроклиматом в коллективе,  заинтересованностью, кадровым, научным и техническим потенциалом, отношением к внешней среде, перспективами  развития, имиджем. Эти элементы определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Различные сочетания элементов организации могут создать большой набор возможных уровней суммарного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.

Низкий потенциал возникает  в случаях некомпетентного подбора  кадров, слабого МТО, развитии межличностных  конфликтов в коллективе. Высокий потенциал может возникнуть при приеме на работу совместимых квалифицированных работников, при высоком уровне МТО, при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом производственный потенциал организации, т.е. возможность повышения производительности труда, расширения объема услуг и т.п. может меняться двумя способами:

  • пропорционально привлечению дополнительных ресурсов;
  • скачкообразно.

Процесс существенного усиления или  ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Этот процесс аналогичен физическому явлению резонанса, т.е. резкого усиления динамических характеристик вследствие совпадения элементов и их определенного сочетания. Синергия может быть как положительной (созидательной – график 1), так и отрицательной (разрушительной – график 2).

Закон синергии формулируется  так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

В качестве элемента такой модели уместно привести ряд признаков достижения синергии в организации:

  • позитивное настроение в коллективе;
  • снижение заболеваемости ОРВИ и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • поддержка коллективной оплаты труда вместо сдельной;
  • сокращение технологического цикла;
  • использование «замороженных» ресурсов, в т.ч. находящихся в личном пользовании;
  • частичный отказ от услуг сторонних организаций;
  • рост числа рационализаторских предложений;
  • усиление интереса сотрудников к повышению профобразования;
  • активное приобретение акций своей компании;
  • выработка и поддержка традиций организации;
  • усиление технологической и организационной дисциплины;
  • усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;
  • сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества совещаний по стратегическим вопросам;
  • уменьшение усталости работников;
  • устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;
  • развитие благотворительности;
  • постоянный спрос на продукцию;
  • выполнение бизнес-плана.

Для успешной реализации закона синергии применяется ряд  методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др.

Теоретической основой для анализа  общего состояния организации является закон самосохранения – каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

            

 

                n                n

      åRi > å(V1i + V2i),

               i=1              i=1

 

где  Ri – потенциал (ресурс) организации в области i, способствующий ее развитию;  V1i  - ресурс внешнего разрушительного воздействия;  V2i - ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким образом, сумма  созидательных ресурсов организации  должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Левая часть неравенства называется «энергией удержания» (У), правая часть – «энергией ликвидации» (Л). Иными словами, для самосохранения организации У > Л.

Для анализа положения  организации очень важным показателем  является уровень самосохранения УР:

          

УР = (У - Л) / У * 100%

 

Представляют практический интерес семь уровней самосохранения.

 

Уровень

Диапазон, %

Комментарии

1

(-1000) – (-100)

Организацию следует  немедленно ликвидировать

 

 

2

 

 

(-40) - (-10)

Для старых организаций  уточнить циклы подъема и спада (т.е. имелись ли прецеденты). Общая тенденция – принятие решения о ликвидации или реорганизации.

Для новых организаций  – либо ликвидация, либо подключение  новых источников удержания.

 

3

 

0

Для старых организаций  – это сигнал к принятию радикальных  решений. Для новых организаций – это обычная ситуация борьбы за выживание.

4

10 – 20

Нормальная ситуация в условиях рынка.

5

100 – 200

Благоприятствующая ситуация в условиях рынка

 

6

 

300 – 400

Организация находится  в искусственно льготных условиях. Так долго продолжаться не может, и за этим последует неминуемый кризис.

7

500 – 1000

Организацию следует  немедленно ликвидировать


 

Между организацией и  внешней средой может быть либо равновесное  взаимодействие (успешная деятельность организации), либо противодействие (провал, банкротство, нежизнеспособность и т.п.).

При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии:

  • пассивно-индивидуальная. Пассивно-индивидуальная стратегия основана на ожидании партнеров и предложений, на заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Внешняя среда сужается до 1-2 партнеров. В связи с малой диверсификацией велик уровень предпринимательского риска, следовательно, перспективы непредсказуемы.
  • пассивно-коллективная. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области. Пример – сателлиты естественных монополий. Называется «идти в колее». Риск минимален, доходы средние, время деятельности 3-5 лет. Необходимо избегать бездействия.
  • активно-индивидуальная. Активно-индивидуальная стратегия – это стратегия постоянного поиска фирмой своей ниши в науке, технологии и информации.
  • активно-коллективная. Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Страхование – это финансовое обеспечение от возможного указанного ущерба путем периодических взносов в специальное учреждение, которое выплачивает денежное вознаграждение в случае такого ущерба. Потенциал системы включает в себя ресурсы организации, в т.ч. персонал, основные и оборотные средства, нематериальные активы и т.п. В реальной деятельности организации возможны незапланированные изменения количества и качества ресурсов, которые легко могут дестабилизировать систему. Стабилизация потенциала организации может быть достигнута следующим образом. Необходимо оценить возможные убытки от изменения или выбытия ресурса в наборе Ri  и примерную вероятность наступления такого события Pi в течение года, исходя из чего определить т.н. «запланированные потери» (величину убытков, скорректированную на вероятность их проявления). После этого необходимо рассмотреть возможные варианты заключения договоров страхования со страховыми компаниями, так, чтобы страховые взносы за год не превышали величину «запланированных потерь».

Уменьшая потенциал  организации на сумму страховых  взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

Для целей страхования  ресурсов организации бизнес рассматривается  как процесс (предпринимательство) и как явление (комплекс созданных  ресурсов). Каждая из частей этого комплекса требует отдельных затрат и в совокупности должна приносить определенную прибыль. Учет реальных рисков в процессе производства и управления организацией диктует необходимость постоянного расширения отраслей страхования. На данном этапе развития страхового бизнеса является возможным страхование конечных результатов деятельности организаций (в т.ч. страхование готовой продукции, перевозок, страхование возможных убытков). Конечный риск наступает в трех основных случаях:

Информация о работе Теория организации