Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:27, курс лекций
Цель курса – дать конкретные знания в области теории и практики организации для повышения уровня понимания процессов, происходящих в организационных системах различных видов.
В результате изучения курса представляется возможным:
- овладеть основным категориально-понятийным аппаратом теории организации;
- усвоить основные законы и принципы построения и функционирования различных организационных систем;
- научиться применять методы научной организации труда и организационного проектирования;
- овладеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния.
К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство, консультационная деятельность.
Функции управления управленческой
деятельностью выполняют работн
Каждая функция, процедура и операция имеют три главных параметра: трудоемкость, сложность и стоимость. Трудоемкость выражается в часах. Сложность имеет три уровня – низкий, средний и высокий. Уровень сложности определяется на основе преобладания технических, логических либо творческих операций.
Каждая общая функция управления, составляющая конкретную ФУ, включает набор процедур: подготовку, согласование, принятие, утверждение, организацию выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения. ФУ считается административной, если среди составляющих ее процедур приоритетна процедура «принятие решения» или «утверждение решения». ФУ считается технологической, если приоритетны процедуры «подготовка решения», «согласование» или «организация выполнения решения». При отсутствии в ФУ приоритетных процедур она считается патронажной.
По критерию типизации целесообразно выделять три набора конкретных ФУ для организации: базовый, отраслевой и групповой. Базовый набор состоит из функций, выполняемых в любой организации либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций. Отраслевой набор включает функции, характерные для конкретной отрасли народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и т.п. Групповой набор состоит из функций, определяемых правовой формой организации (ООО, ОАО, ЗАО и др.). К типовому набору могут присоединяться и специфические функции управления.
Единичная самостоятельная общая функция управления (ЕСОФУ) служит элементом для построения соответствующей ЕСКФУ. Каждая ЕСОФУ является общей функцией, но не каждая общая функция – ЕСОФУ.
Между собой ЕСОФУ связаны на уровне процедур. В рамках одной функции процедуры могут быть внутренними и внешними, могут формировать линейные или функциональные связи. Процедуры подготовки решения, принятия решения и организации его выполнения являются внутренними для типового функционального звена, а согласование и утверждение – внешними.
Для формирования взаимодействия процедур нескольких типовых звеньев используется следующая метаморфоза процедур:
Типовое звено соответствует только одной ЕСОФУ. Оно обладает большей независимостью и стабильностью, чем звено управления. Границы типового звена и звена управления в общем случае не совпадают.
Основные принципы формирования типового функционального звена управления: однозначность, детерминированность, стабильность, ограниченность, согласованность, необходимая детализация, совершенствование.
Принцип однозначности – каждое типовое звено должно отражать только одну единичную самостоятельную общую функцию.
Принцип детерминированности – в типовом звене процедура принятия решения должна иметь одно входное и одно выходное воздействия.
Принцип стабильности – изменение трудоемкости функций в заданном диапазоне (нормативный уровень) не должно отражаться на структуре связей типового звена с другими звеньями.
Принцип ограниченности – в типовом звене процедура принятия решения должна быть только одна.
Принцип согласованности – типовое звено должно быть вписано в соответствующую среду своего функционирования, в которой оно должно усиливать действие закона единства системы управления.
Принцип необходимой детализации – типовое звено должно реализовывать одну единичную функцию и иметь все процедуры для ее выполнения.
Принцип совершенствования – в типовом звене должны быть заложены возможности для снижения трудоемкости выполнения функции и повышения качества ее выполнения.
Формирование функциональной структуры из типовых звеньев дает хорошие результаты для небольших организаций, где число функций управления не превышает 200. При увеличении их числа сложность функциональных структур существенно возрастает. Для организаций со значительно большим числом функций предлагается метод агрегирования в рамках единичной самостоятельной конкретной функции управления (ЕСКФУ). При этом важнейшее значение имеет совместимость функций.
С точки зрения совместимости функции бывают одинаковыми, однотипными и разнотипными. К одинаковым относят функции, выполняемые разными людьми по одинаковым правилам (напр., 100 брокеров на бирже). К однотипным относятся функции, выполняемые по разным правилам (технологиям), но относящиеся к одной сфере деятельности (конструкторы автомобилей различных марок). К разнотипным относятся функции, выполняемые по разным правилам и относящиеся к разным сферам деятельности (в подчинении гендиректора – различные функциональные руководители).
Коммуникации в организации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление коммуникации представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности отношений между людьми.
Принята следующая типология
Коммуникации могут
Наиболее характерная реакция подчиненных – противоречие. Противоречие – это результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта. Противоречие имеет 4 ступени: различие, поляризация, столкновение, антагонизм.
Для руководителя ступени противоречий – категории управляемые. Правильное формирование соответствующей ступени противоречий может повысить эффективность работы организации.
На ступени «различие» руководитель и подчиненный достигают взаимопонимания в целях, основных средствах и методах выполнения задания. Различия не накапливаются и носят кратковременный характер. «Поляризация» характеризуется взаимопониманием в целях и задачах, но различным подходом к методам их реализации. При этом «иные» точки зрения могут либо накапливаться для нахождения принципиально иного решения задачи, либо в процессе обсуждения переходить в категорию «различие». Ступени «различие» и «поляризация» эффективны в подразделениях с медленно меняющейся технологией (например, в экономических, финансовых структурах).
«Столкновение»
Все противоречия могут быть сведены к трем видам: системным, производственным, личностным. Системные противоречия являются глобальными, затрагивающими сами основы взаимодействия между управляющей и управляемой системами. Различие, поляризация и столкновение способствуют решению системных противоречий путем эволюционного развития. Антагонизм приводит к смене форм собственности, либо к переходу к более демократической системе управления, либо к возврату к ранее существовавшей системе производства и управления.
Производственные противоречия отражаются в рамках отдельных подсистем. Личностные противоречия отражают бытовой уровень отношений между людьми и определяются степенью удовлетворения социальных потребностей и интересов человека.
Перевод с одной ступени противоречия на требуемую осуществляется путем создания и (или) предотвращения конфликтов. Конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новой информации, существенно меняющей старые представления об интересующем объекте или процессе. Конфликты бывают естественными и искусственными. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Конфликты могут быть деловые или открытые, межличностные или скрытые, тлеющие.
Всякий конфликт должен быть подготовлен, ограничен и иметь три фазы: создание, функционирование и выход. Выход из конфликта может быть достигнут принятием компромиссных решений. Для этого используются три пути:
Каждая ступень противоречий характеризует статику коммуникаций в организации, а конфликты определяют динамику ее деятельности. Обычно организация характеризуется взрывным характером конфликта и долговременным периодом противоречий.
Ступень противоречия
Антагонизм |
А4 Анархия и противостояние |
Б4 |
В4 Неустойчивость Реформа базиса |
Столкновение |
А3 Анархия |
Б3 Стабильность в развивающейся рыночной |
В3 Неустойчивость Реформа надстройки |
Поляризация |
А2 |
Б2 Стабильность в развивающейся плановой |
В2 |
Различие |
А1 Застой |
Б1 Особая область Область обучения |
В1 Волюнтаризм Субъективизм |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Уровень централизации управления
Приведенная матрица наглядно демонстрирует, что стабильность во всех случаях достигается при средних уровнях противоречий и среднем уровне централизации управления.
Данная матрица может быть использована для анализа предполагаемых вариантов стратегий менеджмента. Предположим, организация находится в области А4 (анархия и противостояние). Требуется перевести ее в желаемую область Б3. При этом возможно три сценария перехода
1. А4 à Б4 à В4 à В3 à Б3
2. А4 à А3 à Б3
3. А4 à А3 à А2 à Б2 à Б3
Первый вариант связан с профессионализацией процесса управления, предполагает усиление действия различных методов управления с целью мотивации к труду. В области В4 неизбежны потрясения. Это путь самый «кровавый», но и самый быстрый по времени.
Второй вариант начинается с частичного умиротворения. Дальнейший переход от А3 к Б3 основан на комплексном использовании различных методов управления. Это долгий эволюционный путь.
Третий вариант имеет
Самоуправление и
Выделяют техническую, биологическую, социальную самоорганизацию.
Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация – это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования.
Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений и реализуется за счет самообучения, самовоспитания и самоконтроля.
Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллектива, организации, индивидуума).
Принципы самоуправления: