Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:27, курс лекций
Цель курса – дать конкретные знания в области теории и практики организации для повышения уровня понимания процессов, происходящих в организационных системах различных видов.
В результате изучения курса представляется возможным:
- овладеть основным категориально-понятийным аппаратом теории организации;
- усвоить основные законы и принципы построения и функционирования различных организационных систем;
- научиться применять методы научной организации труда и организационного проектирования;
- овладеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния.
Социальные системы в
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Особенности социальных организаций:
Механизмы взаимодействия людей через социализацию оказывают заметное влияние на формирование позитивных моральных норм, коммуникабельность, создают систему контроля за поведением людей.
В организации происходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действием законов организации, к субъективным – процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер – физическое лицо, оказывающее наибольшее влияние на сотрудников. Формальный лидер – руководитель с должностными полномочиями. Неформальный лидер – член организации, признаваемый большинством сотрудников в качестве профессионального авторитета либо защитника интересов. В коллективе может существовать несколько неформальных лидеров, но только в непересекающихся сферах деятельности. В идеальном случае необходимо стремиться соединять авторитет неформального лидера и полномочия формального в одном лице.
В теории организации рассматриваются базовые схемы отношений индивидов: линейная, кольцевая, колесообразная и звездообразная.
В линейной схеме нет обратной связи. Она хорошо работает в небольших организациях с высоким уровнем профессионализма и большой личной заинтересованностью персонала в результатах труда.
Кольцевая схема хороша для небольших организаций или подразделений средних организаций, где имеется стабильная продукция и рынок, а также четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
Схема «колесо» хороша для
небольших организаций и
Схема «звезда» дает хорошие результаты для филиальной структуры организаций при необходимости соблюдения конфиденциальности.
Базовые схемы формируют
производные схемы отношений, к
которым относятся
Иерархическая система основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.
Штабная схема основана на базовой схеме «звезда». Предусматривается создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов и групп. Штабы готовят решения для руководителя, руководитель принимает решения. Эта схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.
В основе матричной схемы
лежат схемы «линия» и «кольцо»
В смешанной схеме средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни организации должны быть наиболее консервативны по структуре. В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.
Классификация организаций охватывает следующие группы: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и небюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные. Кроме того, организации различают по отраслевой принадлежности и по самостоятельности принятия решений (головные/материнские, дочерние, зависимые).
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. Этот статус дает определенные привилегии, но и накладывает существенные ограничения. К неправительственным организациям относятся все прочие организации, не имеющие такого статуса. Коммерческие организации строят свою деятельность исходя из императива получения максимальной прибыли в интересах участников. Для некоммерческих организаций основная цель деятельности состоит в удовлетворении общественных потребностей, вся прибыль уходит на развитие организации. Бюджетные организации формируют свой бюджет на основе выделенных государством средств из госбюджета, при этом освобождаются от уплаты большинства налогов, в т.ч. НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, в т.ч. привлекая и бюджетные средства. Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов (во внутренней среде). Хозяйственные организации – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней среде. Формальные организации – зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.п., выступающие как юридические или неюридические лица. Неформальные организации – незарегистрированные в государственном органе организации либо вследствие малочисленности, либо по иным причинам.
Социально-экономическая
К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в т.ч. ООО, АО, ПК и т.д., неюридические лица всех форм, в т.ч. подразделения организаций, организации на базе ИТД и т.д.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Их принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные организации. Категориями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующей продукции.
В соответствии с ГК РФ
предусматриваются следующие
Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.
В мировой практике успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к производительному труду: теория Х, теория Y, теория ожидания, теория потребностей, теория справедливости. Каждая теория имеет практическое применение при работе с персоналом.
Теория Х исходит из предположения, что часть людей не склонны к самоорганизации, лишены честолюбия, являются «ведомыми». Теория Х предлагает для таких людей подбирать властных, высокопрофессиональных руководителей, обладающих способностью организовать труд людей и заставить их работать, не задевая их самолюбия.
Теория У, напротив, исходит из того, что часть людей обладает большим творческим потенциалом и при соответствующем стимулировании способны принести большую пользу, и организации, и себе. Теория У предлагает для таких людей подбирать руководителей-демократов, владеющих социально-психологическими методами управления.
Теория ожидания основана на том, что часть людей может хорошо работать, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. ожидания будут реализованы. Для таких людей рекомендуется подбор быстровыполнимых заданий либо постоянные уведомления о пользе их труда.
Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.
Предметом теории организации являются организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов. Организационные отношения могут быть структурными и процессорными.
Родоначальником научной теории организации производства считают Ф.У.Тэйлора, выдвинувшего строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж, рационализация трудовых приемов и т.д. Тэйлор и его последователи Ганнт, Эмерсон, Форд и другие разработали и утвердили такие принципы научного управления, как
1. Использование научного
анализа для определения
2. Отбор работников, наиболее
подходящих для выполнения
3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для
4. Систематическое и
правильное использование
5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс.
6. Утверждение менеджмента
в качестве самостоятельной
Одновременно с возникновением тэйлористской школы возникла т.н. административная школа менеджмента, которую связывают с именем А.Файоля. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей, организация непременно добьется успеха. Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления, такие как Разделение труда, Власть и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство руководства, Подчинение частных интересов общим, Вознаграждение, Централизация, Скалярная цепь, Порядок, Справедливость, Стабильность рабочего места персонала, Инициатива, Корпоративный дух.
В основе организационных
отношений лежит порядок, т.е. принятый
или установленный свыше
Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Одной из перспективных методик является методика прорыва. Главная ее цель – преодоление шаблонов мышления, консервативных методов производства и управления, эгоизма и недоверия, страха и напряженности, позиции «ждать» и «догонять», состояния «винтика».
Организация и управление.
Система управления (СУ) представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.
Методология управления включает в себя – цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет собой – систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Структура управления включает в себя – функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала.
Техника управления включает – компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления – механизм управления.
Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности, которая может рассматриваться как процесс и как явление.
СУ организации
Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ.
Функции и структура управления организации находятся в диалектическом единстве.
При создании новой организации функции служат основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций.
В общем виде функция – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями, функции управления управленческой деятельностью.