Теория монополии и проблема рыночной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие «монополии» в экономике;
- описать виды, формы, причины возникновения монополий;
- определить понятие рыночной власти
- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и причины существования монополий в экономике……..5
1.1 Сущность монополий…………………………………………………………5
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…12
Глава 2. Проблемы рыночной власти…………………………………….…...19
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22
Глава 3. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации…...…25
3.1 Содержание и виды антимонопольной политики……………………...….27
3.2Специфика антимонопольного регулирования экономики в России……..28
Заключение……………………………...………………………………………36
Список использованной литературы..............................................................37

Работа содержит 1 файл

монополии курсовая.docx

— 81.50 Кб (Скачать)

Система антимонопольного регулирования  включает также и меры ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях  предусматриваются и более строгие  меры.

В экономике современных  государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе не конкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправдано. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные монополии. Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства ). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро - , водо – и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону РФ « О естественных монополиях» от 17 августа 1995г., к ним отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, как и всякая монополия, несет  в себе возможность злоупотребления  монопольной властью со стороны  ее субъектов. Эти злоупотребления  возможны при назначении цен и  тарифов на товары и услуги отраслей - естественных монополистов, при определении  монополистов, при определении объемов  производства, распределении продукции  между отдельными потребителями  и др. Для недопущения злоупотреблений  государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

В России применяют следующие  методы регулирования естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме потребности  в товаре, производимом субъектом  естественной монополии.

Государственное регулирование  естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов  потребителей и субъектов естественных монополий.

Наряду с естественными  монополиями из сферы рыночной конкуренции  могут быть исключены и иные сферы  деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции  в этих отраслях нецелесообразно  не только в силу ее экономической  неэффективности, но и по причине  особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и  социального развития страны, обеспечение  национальной безопасности, а также  особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов  государственной монополии в  России выступают, как правило, государственные  унитарные предприятия, имеющие  лицензии на осуществления определенных видов деятельности. Виды государственной  монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической  деятельности (экспорт и импорт отдельных  товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим  государственной монополии имеет  исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

Таким образом, антимонопольная  политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий. Обеспечивая их государственное  регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющейся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования  в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии составления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью  государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему  государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования  в России шире, чем сохранение и  защита конкуренции. Оно успешно  может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая  последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая  деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов  местного самоуправления. Поэтому антимонопольное  регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Экономическая теория: учеб. / В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 576с.

  1. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д :изд-во «Феникс», 2008. – 416с. Научный редактор д.э.н. О. Мамедов
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. – 860с.
  3. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480с.: ил.
  4. И. В. Липсиц /Экономика: учебник для вузов / – М.: Омега – Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).
  5. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА –М, 2009. – 128с.

6. Федеральный закон от 22.03.1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ).

7. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

8. Смольякова Т. «Будет больно» / Т. Смольякова // Российская газета.

9. Правовой сервер «Консультант Плюс» [http://www.consultant.ru]

  1. Сайт «Российской газеты» [http://www.rg.ru]
  2. Сайт журнала «Вопросы экономики» [http://www.vopreco.ru]

 

 

 

 


Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти