Теория монополии и проблема рыночной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие «монополии» в экономике;
- описать виды, формы, причины возникновения монополий;
- определить понятие рыночной власти
- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и причины существования монополий в экономике……..5
1.1 Сущность монополий…………………………………………………………5
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…12
Глава 2. Проблемы рыночной власти…………………………………….…...19
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22
Глава 3. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации…...…25
3.1 Содержание и виды антимонопольной политики……………………...….27
3.2Специфика антимонопольного регулирования экономики в России……..28
Заключение……………………………...………………………………………36
Список использованной литературы..............................................................37

Работа содержит 1 файл

монополии курсовая.docx

— 81.50 Кб (Скачать)

Так, Закон « О конкуренции» устанавливает, что:

  • запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
  • запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
  • подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности, распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию.

Предметом регулирования  Федерального закона «О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию  на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг  и рынке иных финансовых услуг  и связанных с защитой конкуренции  на данном рынке. Недостатки антимонопольного регулирования, политики обеспечения  добросовестной конкуренции наиболее остро проявляется в сфере  ценообразования. До сих пор не выработано действие механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно-обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высоко монополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Вследствие этого нарастает инфляция издержек и ценовые диспропорции, подрывающие финансовое положение предприятий обрабатывающей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства. Сохраняется неудовлетворительное положение защиты прав потребителей. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать очень высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортного производства.

 

3.1 Содержание и виды антимонопольной политики

 

Государственное антимонопольное  регулирование экономики включает два связанных между собой  направления (аспекта): 1)разработку и  принятие специального антимонопольного законодательства; 2)формирование системы  органов, осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного регулирования  уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался и термин «монополия», принятого считать конституцию о ценах императора Зенона (483 г.). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы на какой-либо вид одежды, или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования».

В экономической юридической  литературе по антимонопольному регулированию  экономики принятого различать  две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как  структурной единицы независимо от социально-экономических последствий  ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая  монополистическую структуру, и  вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будет негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действия антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель в отличие  от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели использует правило разумного подхода. Которого провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие. Регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последствие десятилетия  различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение  идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов  осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учета социально-экономических  и абсолютных размеров, сколько с  учетом социально-экономических последствий  их деятельности для общества.

 

3.2Специфика антимонопольного регулирования экономики в России

 

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к  европейской модели. Это находит  выражение в содержании российского  антимонопольного законодательства, а  также в полномочиях практической деятельности федеральных антимонопольных  органов. Последние включены в Россию в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.

Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1995 г. Закона РСФСР  «О конкуренции ограничение монополистической  деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке  в 1995 г., стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство России состоит из Конституции Российской Федерации,названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования  экономики включает следующие элементы:

  • понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
  • виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
  • перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;
  • определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
  • меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейший элемент в системе  антимонопольного регулирования экономики  в каждой стране само понятие монополиста  как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через  понятие «доминирующее положение»- центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращение товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в  развитых странах проявилось в последнее  время при определении монополиста  и его экономической власти в  учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и  учета таких лиц. В частности, Федеральный закон « Об акционерных  обществах» от 28 декабря 1995г. Обязывает  акционерные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и  категорий принадлежащих им акций (ст.92, 93).

Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и  юридические лица, отношения между  которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические  результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц:

лицо, участвующее в имуществе  другого, если доля такого участия составляет более 20%;

физическое лицо, подчиняющееся  другому физическому лицу по должностному положению;

лица, состоящие в родственных  отношениях (супруги, родители – дети; братья – сестры).

Отношение аффилированых лиц могут быть имущественными; договорными; организационно-управленческими; родственными; смешанными.

Аффилированными считаются  как контролируемые тем или иным лицом субъекты, так и контролирующие его деятельность.

Другой важнейший элемент  в системе антимонопольного регулирования  – определение видов монополистической  деятельности, представляющих злоупотребление  хозяйствующим субъектом (или группой  лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь  своим результатом ограничение  конкуренции:

изъятие товаров из обращения  для создания дефицита и повышения  цен; и повышения цен;

навязывание контрагенту  неприемлемых для него условий договора;

принуждение к заключению «связанных контрактов»;

нарушение установленного порядка  ценообразования;

создание препятствий  доступу на рынок другим хозяйствующим  субъектам;

установление монопольно высоких (низких) цен;

необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности  производства соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической  деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в  виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа  на рынок других продавцов. В отдельных  случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его негативные последствия для рынка.

Один из элементов в  любой системе антимонопольного регулирования – перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:

распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту или нанести  ущерб его деловой репутации;

ложную информацию о потребительских  свойствах и месте изготовления товара;

некорректное сравнение  хозяйствующим субъектов;

продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных  знаков;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца.

Непременный элемент любой  системы антимонопольного регулирования  – совокупность монопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный  орган – это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства (МАП), который  создает в регионах территориальные  отделения. К основным его задачам  относятся:

содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции  и предпринимательства;

предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и не добросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о  прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений  из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов  для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться  бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать  интегрированное предприятие, составные  части которого жестко связаны технологически.

МАП осуществляет государственный  контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдения антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти