Теория монополии и проблема рыночной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие «монополии» в экономике;
- описать виды, формы, причины возникновения монополий;
- определить понятие рыночной власти
- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и причины существования монополий в экономике……..5
1.1 Сущность монополий…………………………………………………………5
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…12
Глава 2. Проблемы рыночной власти…………………………………….…...19
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22
Глава 3. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации…...…25
3.1 Содержание и виды антимонопольной политики……………………...….27
3.2Специфика антимонопольного регулирования экономики в России……..28
Заключение……………………………...………………………………………36
Список использованной литературы..............................................................37

Работа содержит 1 файл

монополии курсовая.docx

— 81.50 Кб (Скачать)

Эластичность спроса по цене – мера реагирования спроса на товар  на каждый процент изменения его  цены [4].

4.Монополия может сама препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции, т.е. силовое давление, сговор с деловыми партнерами с целью не допустить на рынок новую фирму-конкурента.

Однако существуют и контраргументы, указывающие, что деятельность монополий  способствует увеличению эффективности  развития экономики. С ростом объема производства вступает в действие положительный  эффект масштаба предприятия, ведущий  к сокращению средних издержек производства по мере роста его объемов. Следовательно, в отраслях с длительным действием положительного эффекта масштаба объем производства в условиях несовершенной конкуренции становится выше объема производства совершенно конкурентного рынка, а средние издержки ниже.

Захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. По мнению И.В. Липсица [3] существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

  1. Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Юридические ограничения представлены в форме лицензии, авторского права, товарного знака, патента:
  • Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов  деятельности, и без получения  государственной лицензии такой  деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т. д. Итогом лицензирования являются ограничение  доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

- Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).

- Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента

- Товарные знаки –  это специальные символы, позволяющие  узнавать («идентифицировать») товар,  услугу или фирму; конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные  товарные знаки, подделывать их  или применять похожие, путающие  потребителя [2].

  1. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие монополии естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.
  2. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Добиться снижения монополизации  российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических  причин, мешающих появлению тех новых  фирм, которые могли бы потеснить  прежних хозяев рынков.

Основными такими причинами  в нашей стране в середине 90-х  годов были:

1) высокий уровень налогов,  подрывающий интерес к любой  коммерческой деятельности вообще;

2) дороговизна нового  оборудования, приводящая к росту  суммы стартового капитала, без  которого предприятия просто  не создать;

3) дефицит качественного  сырья, материалов и комплектующих,  возникший из-за спада производства  в большинстве отраслей;

4) отсутствие у населения  собственных накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой  деятельности.

 

 

1.3 Формы и виды  монополий

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

1.      патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

2.      авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;

3.      торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1.      создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2.      ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3.      создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4.      применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5.      "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.

 

Корнер – способ, придуманный  немецкими купцами еще в 16 в. Смысл  этого метода прост: купцы или  производители заключают тайное соглашение о скупке или временном  изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его  дефицит и вызвать рост цен. После  чего товар из запасов выбрасывается  на рынок, и участники сговора  получают повышенный доход.

Например, в 1931г. участники  Международного оловянного картеля  организовали корнер по олову. Они скупили  огромное количество олова и создали  на него ажиотажный спрос, вызвавший  в свою очередь резкий рост цен. Добившись  этого, участники корнера год  спустя распродали свои запасы металла  с огромной прибылью [3].

Картель – соглашение предприятий  одной и той же отрасли об объемах  продаж, ценах, рынках сбыта, распределении  прибыли. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем  более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой монополией осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.

Синдикат обычно представлен  объединением предприятий, характеризующимся  тем, что распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной  продукции осуществляются через  единую сбытовую организацию. Участники  синдиката производственно независимы друг от друга, но в коммерческом плане  свободой действий не обладают. Организационно-правовая форма, в которой действуют синдикаты, - многогранна. Это может быть акционерное  общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.

Отраслевой холдинг –  метод, заключающийся в скупке контрольных  пакетов конкурирующих фирм и  установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест. Трестом называется объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Руководство трестом  осуществляется из специально созданного единого центра. Прибыль, получаемая по результатам хозяйственной деятельности данной организации, распределяется в  соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. При  этом обычно различают одноотраслевой и комбинированный, многоотраслевой  трест, когда объединение захватывает  предприятия другой отрасли. Комбинированный  трест, объединяющий предприятия разных отраслей, получает возможность извлекать дополнительную прибыль, во-первых, за счет использования побочных продуктов и отходов другой отрасли, во-вторых, за счет организации вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырье, другое изготовляет из него детали, третье превращает их в товары и т.д. В современной хозяйственной жизни данная форма монопольной организации производства встречается крайне редко.

Одна из сложных форм монополистических  объединений – концерн. Как правило, в его состав входят предприятия  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Такое объединение предпринимается  для того, чтобы уменьшить межотраслевую  конкуренцию путем единого, централизованного  руководства производством, снабжением, реализацией товаров, планированием  своих действий по внедрению новой  техники и перспективной стратегии  общих действий в будущем. Важной особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутрифинансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Его цель состоит в том, чтобы специализировать и интегрировать свои предприятия в единый экономический комплекс. Считается, что концерн – наиболее развитая форма объединения предприятий, основанная на общих интересах и осуществляемая посредством системы участий, финансовых связей.

Консорциум – временный  союз независимых в хозяйственном  и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических  проектов. Консорциум формируется на базе соглашения участников, в котором  предусматривают долю каждого из них в затратах, а также формы  участия организации проекта, иные условия современной деятельности. Российская практика последних лет  показывает, что каждый член консорциума  несет имущественную ответственность  в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия. Участниками консорциума могут быть юридические и физические лица, частные и государственные организации, само государство. Возглавляет консорциум один из его членов, функции которого оговариваются в соглашении.

Конгломератом называется слияние  фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Для такой формы  организации монополии характерен высокий уровень децентрализации  управления, в рамках которого производственные подразделения обладают достаточно широкой автономией. Конгломерат  – одна из современных форм монополистических  объединений, возникших в США  в начале 1960-х гг.

На рынке действуют  в основном предпринимательские, государственные  и естественные монополии. Предпринимательские  монополии являются наиболее распространенными. Они возникают вследствие успешной конкуренции. К этому ведут два  пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Но, как правило, такой монополизм имеет временный характер. Рано или  поздно приходится уступать место еще  более удачливым конкурентам.

Государственная монополия  выражается, с одной стороны, в  предоставлении отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. С другой стороны, это организационные  структуры для государственных  предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они  выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия.

Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти