Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа
Проблема межвременного выбора потребителя представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты — минимальными?
Введение 3
1. Межвременной выбор 4
1. 1. Бюджетные ограничения 5
1. 2. Полезность как основа выбора потребителя 8
1. 3. Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска 11
1. 4. Кривые безразличия и их свойства 13
2. Логика сложных процентов 19
3. Теория человеческого капитала 30
Заключение 35
Литература 36
Теория человеческого капитала появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования, здравоохранения и миграции. Хотя ее ключевые идеи были предвосхищены еще Адамом Смитом, стройное оформление и бурное развитие она получила в 60-е XX столетия в работах Гэри Беккера, Якоба Минсера, Теодора Шульца и других экономистов.
Эта
теория исходит из простых и убедительных
предпосылок. Люди как потребители
заинтересованы в максимизации доходов
всей жизни в целом, а не отдельного
периода или года. Существует четкая
зависимость между
Люди принимают решения о вложениях в свое образование и профессиональную подготовку на основе сопоставления связанных с этим затрат и выгод. Выгоды образования или подготовки состоят в ожидаемых будущих более высоких доходах. Затраты имеют две формы: явные затраты на курс обучения и скрытые затраты (не полученные в течение обучения заработки). Выгоды и затраты относятся к самым разным периодам, и поэтому индивид должен сравнивать сегодняшнюю ценность ожидаемых выгод с сегодняшней ценностью ожидаемых затрат. Приведение к настоящему моменту (дисконтирование) будущих выгод и затрат является здесь ключевым аспектом.
Рациональный вкладчик в человеческий капитал будет инвестировать до достижения такого уровня образования (подготовки), при котором предельные выгоды образования как раз покрывают предельные затраты. В равновесии норма отдачи на последнюю порцию инвестиций в образование должна быть равна норме отдачи на другие виды вложений (например, в физический капитал).
Для
того чтобы проиллюстрировать
|
где Вt — ожидаемый дополнительный (в результате образования) годовой заработок в году t; i — рыночная норма отдачи на капиталовложения; N — продолжительность предстоящей трудовой жизни.
Если Р > С, тогда чистая сегодняшняя ценность вложений в образование (Р – С) положительна и индивид должен инвестировать в дополнительный человеческий капитал.
Капиталовложения в человеческий капитал будут, следовательно, поощряться низкими С и i и высокими В и N. Теория человеческого капитала способна объяснить характер наблюдающейся зависимости заработков от возраста и образования работников. В течение срока обучения молодые люди специализируются на накоплении человеческого капитала, поскольку отдача на вложения высока благодаря длительности будущей занятости (N), а альтернативные затраты невелики или даже равны нулю для молодежи нетрудоспособных возрастов. После окончания обязательной школы обучение становится более дорогостоящим, так как момент выхода на пенсию приближается, а период, в течение которого индивид будет извлекать выгоды из своего образования, сокращается. Кроме того, человеческий капитал со временем обесценивается, так как приобретенные когда-то знания и умения устаревают.
Пример. Рассмотрим расчет экономической эффективности вложений в образование. Предположим, что общий уровень цен стабилен и не ожидается его рост в будущем.
Пусть у Антона, работающего сегодня младшим бухгалтером с годовой заработной платой 48 тыс. руб., есть альтернатива: окончить годичный курс обучения стоимостью 20 тыс. руб. и занять должность старшего бухгалтера. Спрашивается, насколько выше должна быть заработная плата старшего бухгалтера, чтобы Антон счел обучение целесообразным, если он считает приемлемой для себя норму отдачи на вложения в 15 % годовых?
В случае обучения затраты Антона будут состоять из не полученных заработков (48 тыс. руб.) и платы за обучение (20 тыс. руб.) — всего 68 тыс. руб. После окончания курсов Антон будет зарабатывать на Х тыс. руб. в год больше, чем сейчас. Сегодняшнюю ценность выгод обучения для Антона получим, суммируя геометрическую прогрессию:
PV = X/ (1 +0. 15) + X/ (1 +0. 15) 2 + X/ (1 +0. 15) N = X[1 – 1/ (1 +0. 15) N]/ (1 +0. 15) [1 – 1/ (1 +0. 15) N] = X[1 – 1/ (1 +0. 15) N]/0. 15. |
Второе слагаемое в квадратных скобках стремится к нулю при N, и если N достаточно велико, то его конкретное значение несущественно. Так, если Антон предполагает проработать в новой должности еще 40 лет, то
1/ (1 +0. 15) N = 0. 0037
Этой величиной можно пренебречь, так что
PV = X/0. 15 |
Вложения в образование эффективны, если выгоды по меньшей мере равны затратам, т. е.
X/0. 15 = 68 тыс. руб. |
Следовательно, если зарплата старшего бухгалтера выше зарплаты младшего на Х = 0. 15•68 = 10. 2 тыс. руб. или более в год, Антон сочтет разумным окончить бухгалтерские курсы.
Если бы тот же вопрос встал перед дядей Антона, которому до выхода на пенсию предстоит проработать всего пять лет, то равенство сегодняшней ценности обучения затратам для него имело бы вид
(X/0. 15) [1 – 1/ (1 +0. 15) 5] = (X/0. 15) (1 – 0. 497) тыс. руб.
и обучение было бы выгодным лишь при увеличении зарплаты на
Х = 20. 3 тыс. руб. в год и более.
Представим себе конкурентную экономику, в которой ни государство, ни профсоюзы не оказывают заметного влияния на объем ресурсов, направляемых в сферу образования. Нехватка какого-либо вида квалифицированной рабочей силы, если таковая возникнет, вызовет увеличение относительного уровня заработной платы этой категории рабочей силы, что в свою очередь повысит отдачу на вложения в ее подготовку.
Увеличение
нормы отдачи на вложения в образование
приведет к росту численности
обучающихся в учебных
Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия. Для более детального изучения полезности как основы выбора потребителя нужно определить границы открытого для потребителя поля выбора. Не всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлен.
Время является одним из важных ограничителей. Мы часто жалуемся на то, что в сутках только 24 часа и нельзя успеть сделать многого из того, что хотелось бы.
При всем несовершенстве методологических посылок и основных положений теории предельной полезности она, тем не менее, достаточно точно обрисовывает межвременное поведение потребителей и отчасти производителей, пытающихся воздействовать на потребительский спрос и предпочтения. Для того, чтобы избежать необходимости измерения предельной полезности, в экономической теории, в частности, в микроэкономике, используются кривые безразличия.
Кривые безразличия достаточно широко применяются в теоретических и прикладных исследованиях. Вместе с тем возможности этих кривых не беспредельны и также ограничены. Причины этого таковы, что потребители далеко не всегда ведут себя рационально; информация о товаре не всегда бывает полной и доступной потребителю, а потому его межвременной выбор далеко не оптимален; наконец, на практике достаточно трудно вывести достоверные критерии безразличия.
Монографии