Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и методических положений по формированию себестоимости.
Для достижения этой цели в работе поставлены и реализованы следующие задачи:
- выявление общих процессов и особенностей формирования себестоимости продукции,
- исследование факторов, влияющих на формирование себестоимости,
- исследование методик формирования себестоимости,
- исследование проблем

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 5
1 Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии………………………......…………………………………...… 7
1.1 Понятие и классификация затрат …………………………………...…. 7
1.2 Сущность и виды себестоимости………………………………………. 10
1.3 Методы и инструменты формирования себестоимости …………….. 13
2 Анализ себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина».........................................................................................
21
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскшина»……………. 21
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………
21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………
29
3 Совершенствование себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина»………………………………………………………….
36
Заключение…………………………………………………………………... 40
Список использованных источников………………………………………. 43
Приложение А……………………………………………………………….. 45
Приложение Б……………………………………………………………….. 46

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

Для предприятия, работающего в  условиях рыночной экономики, часто  имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

Этому делению уделяется большое  внимание в западной системе учёта, которая носит название “директ-костинг” [18, c.61].

Основные положения данной теории:

  • поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства,
  • относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные,
  • методы деления затрат на постоянные и переменные.

К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых  не меняется с изменением степени  загрузки производственных мощностей  или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)

Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.) [22, c. 246].

Графически это можно представить следующим образом (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 – Зависимость общей суммы затрат от объема производства [22, c. 251]

 

На графике  хорошо видно, что переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объёма производства, а в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Величина постоянных расходов, наоборот, не изменяется с увеличением объёма производства в общей сумме затрат, а в расчёте на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту [32, c.254].

Таким образом, совместное использование данных методик позволит предприятиям получить совокупный «резонансный»  эффект и добиться максимального снижения себестоимость продукции, что в конечном итоге может привести к повышению конкурентоспособности предприятия.

 

2 Анализ себестоимости продукции  ОАО «Нижнекамскшина»

 

 

2.1 Характеристика деятельности  предприятия ОАО «Нижнекамскшина»

 

 

ОАО «Нижнекамскшина» – крупнейшее предприятие шинной промышленности, занимает лидирующее положение среди  производителей шин в Российской Федерации и странах СНГ. Предприятие  производит автомобильные шины марок  КАМА, КАМА EURO. В ассортименте более 120 типоразмеров и моделей шин, в том числе разработанных специалистами Научно-технического центра «Кама».

22 июля 2007 с конвейера ОАО «Нижнекамскшина» сошла 300-миллионная шина. Ею стала модель КАМА EURO 228 типоразмера 205/75 R15, предназначенная для автомобилей Chevrolet Niva.

Предприятие является первым поставщиком на российском рынке, получившим статус «омологателя» шин  на автомобильных заводах Fiat, Volkswagen, Skoda.

 

 

2.2 Анализ себестоимости продукции  по статьям затрат ОАО «Нижнекамскшина»

 

 

Себестоимость продукции служит одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия и представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [25,с.219].

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию финансовых и материальных возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции [26,с. 327].

Для планирования и учета, а также  для изучения структуры себестоимости  продукции все затраты на ее производство и реализацию группируются по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

При поэлементной классификации расходы  группируются по характеру их образования, независимо от целевого назначения и  места их возникновения. Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период, независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.

Для решения этих задач применяют  классификацию затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционной статьей называется определенный вид затрат, образующий себестоимость как всей продукции  в целом, так и отдельных ее видов.

Группировка затрат по калькуляционным  статьям позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности предприятия (его отдельных подразделений), устанавливать, по каким направлениям необходимо искать пути снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. На производственных предприятиях данная группировка затрат является основной.

Анализ затрат по статьям себестоимости проводится путем сопоставления расходов за отчетный и предыдущий период в целом и по отдельным калькуляционным статьям. Это дает возможность установить, по каким статьям имело место снижение расходов, а по каким превышение. Такой анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии [27,с.34].

Проанализируем себестоимость  легковых шин моделей Кама-505 и  модели Кама-204, размер которых 175/70R13, за 2010 и 2011 года по данным, приведенным в приложениях А и Б.

Из таблиц 1 и 2 видно, что в целом  произошло увеличение себестоимости  на 1000 штук в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Общее увеличение затрат на 1000 штук по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 составило 66,5 тыс. руб., по автопокрышке 175/70R13 КАМА-204 -75,2 тыс. руб. или на 130 % и 136 % соответственно. Увеличение затрат произошло в основном за счет увеличения общепроизводственных расходов, расходов на энергию технологическую, общехозяйственных расходов и заработной платы основных производственных рабочих. В расчете на 1000 штук:

- общепроизводственные расходы  увеличились по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 25,3 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 28,6 тыс. руб.;

- затраты на энергию увеличились  по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 22,1 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 24,1 тыс. руб.;

- общехозяйственные расходы увеличились  по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 8,2 тыс.  руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 10,2 тыс. руб.;

- затраты на оплату труда  основных производственных рабочих увеличились по автопокрышке 175/70R13 КАМА-505 на 7,1 тыс. руб., по 175/70R13 КАМА-204 на 8,6 тыс. руб.

В 2009 году объединение перешло на давальческую схему работу, но приобретение части основных материалов осталось в ведении объединения. С конца 2010 года полностью приобретение основных материалов отошло ООО «Татнефть - Нефтехим», поэтому в структуре себестоимости на 1000 шт. 2010 и 2011 года доля основных материалов присутствует в незначительном объеме.

Таблица 2. - Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-505 по статьям за 2010 - 2011 годы, в рублях

Статьи затрат

175/70R13 КАМА-505

2010 год

2011 год

Отклонения

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Сырье и материалы

162460

1942

81786

993

-80674

-949

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные  расходы

3808

46

0

0

-3808

-46

Материальные затраты

166268

1988

81786

993

-84482

 

 

-995

 

 

Затраты на ОТ производственных рабочих

2632064

31462

3178347

38575

546283

7113

ЕСН

706053

8440

850546

10323

144493

1883

Энергия технологическая

3822625

45693

5587698

67818

1765073

 

 

22125

 

 

Возмещение износа

1535394

18353

1627953

19758

92559

1405

Общепроизводственные  расходы

5900963

70537

7900344

95886

1999381

25349

Общехозяйственные расходы

3632340

43419

4251305

51598

618965

8179

Прочие ОХР

125446

1500

118898

1443

-6548

-57

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

0

0

Производственная себестоимость

18521153

221391

23596877

286395

5075724

65004

Коммерческие расходы

221757

2651

341826

4149

120069

 

 

 

1498

 

 

 

Полная себестоимость

18742911

224042

23938703

290543

5195792

 

66501

 


 

Увеличение общепроизводственных расходов по а/п 175/70R13 КАМА-505 на 136 % в  динамике в 2011 году по сравнению с 2010 годом связано с увеличением  расходов на: рост зарплаты вспомогательных рабочих и ИТР; рост цен на энергоносители (отопление, освещение, стоки, 
хозяйственная вода).

Таблица 3. - Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-204 по статьям за 2010 - 2011 годы, в рублях

Статьи затрат

175/70R13 КАМА-204

2010 год

2011 год

Отклонения

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Затраты на выпуск

Затраты на 1000 шт.

Сырье и материалы

81098

1942

35467

993

-45631

-949

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

Транспортно-заготовительные  расходы

1901

46

0

0

-1901

-46

Материальные затраты

82999

1988

35467

993

-47532

-995

Затраты на ОТ производственных рабочих

1300660

31148

1419729

39735

119069

8587

ЕСН

348903

8356

379929

10633

31026

2277

Энергия технологическая

1891096

45288

2478706

69373

587610

24085

Возмещение износа

320501

7675

304656

8527

-15845

852

Общепроизводственные расходы

2761993

66145

3386696

94786

624703

28641

Общехозяйственные расходы

1800984

43130

1904338

53298

103354

10168

Прочие ОХР

58069

1391

50191

1405

-7878

14

Прочие производственные расходы

0

0

0

0

0

0

Производственная себестоимость

8565206

205120

9959713

278750

1394507

73630

Коммерческие расходы

102650

2458

144297

4039

41647

1581

Полная себестоимость

8667856

207578

10104010

282788

1436154

75210


 

Увеличение затрат на оплату труда  производственных рабочих на 122,61% в  динамике и соответственно ЕСН на 122,31% в динамике в 2011 году по сравнению с 2010 годом связано с ростом тарифов и окладов.

Если в 2010 году расходы на энергию  технологическую составляли 20,39% в  себестоимости продукции, то в 2011 году - 23,34%.

Таблица 4. - Изменения затрат себестоимости на автопокрышки 175/70R13 КАМА-505 за 2010 - 2011 годы, в рублях

Статьи затрат

2010 год

2011 год

2011г. к 2010г.

Отклонение

Затраты на 1000 шт.

%

Затраты на 1000 шт.

%

В динамике %

Затраты на 1000 шт.

%

Сырье и материалы

1942

0,87

993

0,34

51,13

-949

-0,53

Возвратные отходы

0

0

0

0

0

0

0,00

Транспортно-заготовительные  расходы

46

0,02

0

0

0

-46

-0,02

Материальные затраты

1988

0,89

993

0,34

49,95

-995

-0,55

Затраты на ОТ производственных рабочих

31462

14,04

38575

13,28

122,61

7113

-0,76

ЕСН

8440

3,77

10323

3,55

122,31

1883

-0,22

Энергия технологическая

45693

20,39

67818

23,34

148,42

22125

2,95

Возмещение износа

18353

8,19

19758

6,80

107,66

1405

-1,39

Общепроизводственные  расходы

70537

31,48

95886

33,00

135,94

25349

1,52

Общехозяйственные расходы

43419

19,38

51598

17,76

118,84

8179

-1,62

Прочие ОХР

1500

0,67

1443

0,50

96,20

-57

-0,17

Прочие производствен-ные  расходы

0

0

0

0

0

0

0,00

Производственная себестоимость

221391

98,82

286395

98,57

129,36

65004

-0,25

Коммерческие расходы

2651

1,18

4149

1,43

156,51

1498

0,25

Полная себестоимость

224042

100

290543

100

129,68

66501

-

Информация о работе Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии