Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и методических положений по формированию себестоимости.
Для достижения этой цели в работе поставлены и реализованы следующие задачи:
- выявление общих процессов и особенностей формирования себестоимости продукции,
- исследование факторов, влияющих на формирование себестоимости,
- исследование методик формирования себестоимости,
- исследование проблем

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 5
1 Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии………………………......…………………………………...… 7
1.1 Понятие и классификация затрат …………………………………...…. 7
1.2 Сущность и виды себестоимости………………………………………. 10
1.3 Методы и инструменты формирования себестоимости …………….. 13
2 Анализ себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина».........................................................................................
21
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскшина»……………. 21
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………
21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………
29
3 Совершенствование себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина»………………………………………………………….
36
Заключение…………………………………………………………………... 40
Список использованных источников………………………………………. 43
Приложение А……………………………………………………………….. 45
Приложение Б……………………………………………………………….. 46

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

- производственная себестоимость – включает все затраты организации на производство продукции (работ, услуг). Она определяется по организации в целом.

В зависимости от полноты состава  затрат производственная себестоимость  может быть двух видов:

- полная производственная себестоимость – включает все затраты на производство, организацию и управление организацией. Она состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов,

- прямая производственная себестоимость  – включает все прямые, переменные  затраты и общепроизводственные расходы, исчисляется путем суммирования цеховой себестоимости.

По времени определения затрат себестоимость может быть:

- плановая себестоимость – включает  расходы, которые организация  предполагает произвести, осуществляя  выпуск продукции (работ, услуг). Она является прогнозом будущих затрат, установленных по нормативам,

- фактическая себестоимость –  включает фактические затраты  организации за отчетный период  [6, c. 53].

Группировка затрат по статьям  расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение [3, c. 166].

1.3 Методы и инструменты формирования себестоимости

 

 

В настоящее  время вопрос классификации способов учета производственных затрат и  калькулирования себестоимости  продукции является дискуссионным.

Выделяют такие  методы учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции как позаказный, попередельный и котловой. В экономической литературе всчтречаются и другие варианты: специалисты добавляют или комбинируют разные методы. Так, например, попередельный и попроцессный способы считаются не синонимами, а самостоятельными способами калькулирования себестоимости.

Также в экономической  литературе получили широкое распространение  такие методы учета, как учет по нормативной  себестоимости (стандарт-кост) или учет по неполной себестоимости (директ-костинг). Каждый из них служит самостоятельной характеристикой процесса калькулирования, что дает возможность применения на практике комбинаций: например, позаказное калькулирование полной фактической себестоимости продукции, позаказное калькулирование полной нормативной себестоимости продукции, позаказное калькулирование неполной фактической себестоимости продукции и т.д.

Способы калькулирования  классифицируются, прежде всего, по различным объектам, что определяется особенностями технологических процессов производства продукции.

Объект калькулирования  представляет собой тот объект, фактическая  себестоимость которого подлежит исчислению: продукция организации или ее подразделений, технологических фаз, переделов, стадий и т.д.

В качестве примеров можно привести: для машиностроения - деталь, для пассажирского транспорта - место на отдельном маршруте или пассажиро-километр, для грузового транспорта - рейс или тонно-километр, для металлургии – определенное количество чугуна или стали определенной марки (например, тонна).

Выбор объекта  калькулирования лежит в основе деления затрат на прямые и косвенные, а также построения всей системы  аналитического учета организации.

В зависимости  от выбора объекта калькулирования определяется и калькуляционная единица (т.е. измеритель объектов калькулирования), например:

-   натуральные единицы – килограммы, штуки, киловатт-часы и др.;

-     условные (приведенные) единицы — спирт крепости 100 градусов, вода полностью дистиллированная и др.;

-      единицы работ — тонно-километр перевезенного груза;

-       единицы времени — машино-час, человеко-час и др.

В упрощенном виде отличие котлового, позаказного  и попередельного способов учета  затрат и калькулирования заключается в следующем. При применении котлового способа объектом калькулирования признается все производство в целом, позаказного - продукт (изделие, заказ), попередельного (попроцессного) - процесс (часть технологии). В результате и затраты распределяются либо по продуктам (изделиям, заказам), либо по процессам (переделам), либо не распределяются вообще.

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что способ калькулирования себестоимости  продукции не может быть решением, применимым исключительно к политике ведения бухгалтерского учета. Напротив, каждый из этих способов вытекает из способов организации производства, оперативного (управленческого) учета и документооборота в каждой конкретной организации в зависимости от особенностей технологических процессов [10, с. 57].

При котловом способе  учет затрат на производство осуществляется в целом на все производство. Информативность его минимальна: бухгалтерский учет может предоставить информацию только о том, во что обошлось организации производство всей продукции. Поэтому котловой способ калькулирования себестоимости продукции наименее распространен.

Этот способ удобен для малых предприятий  или для отраслей, где осуществляется выпуск однородной продукции - так называемых монопродуктовых производств (например, в угледобывающей промышленности для калькулирования себестоимости угля или сланца на отдельных шахтах или разрезах). Необходимости в каком-либо аналитическом учете в таких случаях не возникает. Себестоимость единицы продукции при котловом учете исчисляется как частное от деления всей суммы произведенных за период затрат на объем произведенной продукции в натуральном измерении (например - на количество тонн угля).

При позаказном способе калькулирования себестоимости  продукции объектом калькулирования  выступает производственный заказ на изделие (небольшую группу изделий), отдельную работу или услугу. Каждый заказ предназначен для отдельного заказчика, а количество изделий для каждого заказа известно заранее.

Особенностью  данного способа является то, что фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется только после его выполнения. Все затраты относятся к незавершенному производству вплоть до окончания заказа. При сдаче изделия заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемые изделия могут оцениваться по плановой либо фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее.

Позаказный  способ применяется: при единичном, мелкосерийном производстве продукции, при выполнении работ (оказании услуг), если продукция, производимая по каждому заказу, уникальна, либо существенно отличается от продукции других заказов; при производстве сложных и крупных изделий; при производстве с длительным технологическим циклом.

В качестве примеров производств, в которых используется позаказный метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), можно привести тяжелое машиностроение, судостроение, самолетостроение, строительство, полиграфическую деятельность, ремонтные работы.

При этом себестоимость  единицы продукции определяется как частное от деления суммы затрат по отдельному заказу на количество единиц продукции, изготовленной по данному заказу. Отличием позаказного метода является формирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени.

 

 Попередельный (попроцессный) способ калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, непрерывным технологическим процессом либо рядом последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляет отдельные самостоятельные переделы (стадии) производства (например, в химической и металлургической отраслях промышленности, ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленности и др.).

Объектом калькулирования  при применении данного способа  выступает передел или некоторый  процесс. Передел – это законченная  часть технологического процесса, которая  завершается выпуском промежуточного или окончательного продукта (полуфабриката  или готового изделия). Выделение каждого промежуточного продукта осуществляется при условии, что он имеет собственное направление использования.

Попередельный способ применяется:

- в массовых  производствах, где готовая продукция  производится путем обработки  исходного сырья (заготовок) на нескольких этапах (переделах, процессах), следующих последовательно друг за другом. При этом часть продукции проходит все предусмотренные этапы и реализуется в качестве конечного продукта переработки, другие части могут пройти только часть этапов и будут реализованы в качестве промежуточных продуктов;

- для производства  достаточно однородной продукции; 

- в случае  недлительного технологического  цикла; 

- при условии,  что весь процесс производства  может быть разбит на постоянно  повторяющиеся операции.

Попередельная (попроцессная) калькуляция затрат характерна для производств, где  изделия переходят от одного подразделения (процесса) к другому, пока изделие  не будет изготовлено полностью. При этом каждое производственное подразделение (например, цех) осуществляет часть общего процесса производства и передает изделие после этой операции в следующее подразделение (цех), где оно обрабатывается на следующей операции. По завершении технологического цикла изделие поступает на склад готовой продукции.

Инновационной характер  методики  эффективного управления процессом  формирования себестоимости продукции  и повышения конкурентоспособности  предприятия состоит в том, что  достигается некий интегральный (совокупный) эффект от одновременного использования  таких методов, как АВС – анализ, бенчмаркинг и директ – костинг. В совокупности это позволяет рационально использовать ресурсный потенциал предприятия таким образом, что обеспечивает возможность минимизации издержек и, как следствие повысить конкурентоспособность предприятия.

АВС - анализ (Activity Based Costing) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующих в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества. Также АВС – анализ можно рассмотреть как методику расчета себестоимости по видам деятельности.

АВС - анализ позволяет выполнить  следующие задачи: определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.); проведение АВС - анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг; определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат; сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия; анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.

АВС - анализ - один из методов, позволяющий указать на возможные пути улучшения стоимостных показателей. Цель проведения АВС – анализа для совершенствования деятельности предприятий - достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности [14, c. 65].

Основные направления использования  АВС – анализа - это повышение  производительности, снижение стоимости, трудоемкости, времени и повышение  качества продукции, что и ведет  к снижению себестоимости.

Бенчмаркинг - это метод оценки управленческих практик и систем предприятия, путем сравнения их с лучшими мировыми образцами, а так же с методами применяемыми другими компаниями региона. 
Бенчмаркинг  - это процесс, который должен вести к повышению производительности и качества труда. Он фокусируется на внутренних процессах предприятия.

Процесс бенчмаркинга включает следующие  этапы:

1) организация и планирование: определение  основных областей; определение процесса для оценки; определение потенциальных партнеров;

2) анализ данных: сбор данных  и выбор партнеров; определение недостатков в работе; установление различий в процессе; определение целью успешную работу в будущем.

3) мероприятия: 

  • обмен информацией и соглашениями; корректировка целей и разработка откорректированного плана усовершенствований; осуществление и мониторинг.

4) оценка процесса  и разработка новых стандартов [14, c. 71].

Бенчмаркинг предприятия имеет  большой потенциал, который может  обеспечить повышение производительности работы, улучшение качества производимой продукции, а в ряде случаев приводит к снижению себестоимости продукции,  но этот процесс дорогостоящий, он требует максимум внимания от руководства [16, c. 25].

Информация о работе Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии