Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и методических положений по формированию себестоимости.
Для достижения этой цели в работе поставлены и реализованы следующие задачи:
- выявление общих процессов и особенностей формирования себестоимости продукции,
- исследование факторов, влияющих на формирование себестоимости,
- исследование методик формирования себестоимости,
- исследование проблем

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 5
1 Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии………………………......…………………………………...… 7
1.1 Понятие и классификация затрат …………………………………...…. 7
1.2 Сущность и виды себестоимости………………………………………. 10
1.3 Методы и инструменты формирования себестоимости …………….. 13
2 Анализ себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина».........................................................................................
21
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскшина»……………. 21
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………
21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………
29
3 Совершенствование себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина»………………………………………………………….
36
Заключение…………………………………………………………………... 40
Список использованных источников………………………………………. 43
Приложение А……………………………………………………………….. 45
Приложение Б……………………………………………………………….. 46

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 412.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...

5

1 Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии………………………......…………………………………...…

7

1.1 Понятие и классификация затрат …………………………………...….

7

1.2 Сущность и виды себестоимости……………………………………….

10

1.3 Методы и инструменты формирования себестоимости ……………..

13

2 Анализ себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина».........................................................................................

 

21

2.1 Характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскшина»…………….

21

2.2 Анализ себестоимости продукции  по статьям затрат ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………

 

21

2.3 Факторный анализ себестоимости   продукции ОАО «Нижнекамскшина» …………………………………………………………

 

29

3 Совершенствование себестоимости продукции в деятельности ОАО «Нижнекамскшина»………………………………………………………….

 

36

Заключение…………………………………………………………………...

40

Список использованных источников……………………………………….

43

Приложение А………………………………………………………………..

45

Приложение Б………………………………………………………………..

46


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена  тем, что в условиях дальнейшего  развития рыночных отношений, среди  важнейших конкурентных преимуществ предприятий остается себестоимость. Снижение себестоимости является важным фактором повышения финансовой устойчивости и экономической эффективности предприятий.

Целью данной работы является исследование теоретических и методических положений  по формированию себестоимости. Для достижения этой цели в работе поставлены и реализованы следующие задачи:

  • выявление общих процессов и особенностей формирования себестоимости продукции,  
  • исследование факторов, влияющих на формирование себестоимости,
  • исследование методик формирования себестоимости,
  • исследование проблем, тенденций и возможностей изменения себестоимости продукции.

Объектом исследования данной работы является предприятие трубной отрасли, а именно ОАО «Нижнекамскшина». Предмет исследования - теоретические, методические и практические вопросы формирования себестоимости на современных промышленных предприятиях трубной отрасли.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные гипотезы, концепции, представленные современной мировой и отечественной наукой по проблеме анализа, исследования и совершенствования системы формирования себестоимости на промышленном предприятии. Данные теоретические аспекты были рассмотрены в работах таких авторов как Алимов С.А., Ефремова А.А., Керимов В.Э., Куракова Ю.Г., Новицкий Н.И., Волков О.И., Сафронов Н.А. и др.

Эмпирической базой данного  исследования послужили данные, опубликованные в официальной статистической отчетности, данные, представленные российскими учеными о состоянии отрасли химического производства, развития и тенденции проблемы, а также методические, справочные, статистические материалы.

Практическая значимость курсового проекта заключается в возможности реального применения предложенных рекомендаций на практике и получения видимых результатов от их внедрения.

Все теоретические аспекты изучаемой  проблемы проанализированы на примере предприятия ОАО «Нижнекамскшина».

При анализе хозяйственной  деятельности на предприятии были выявлены проблемы и недостатки методик формирования себестоимости продукции, а также положительные моменты и успешные мероприятия. По существующим недостаткам разработаны рекомендации, применение которых поможет решить некоторые проблемы и устранить недостатки, а также повысить эффективность осуществляемой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии

 

 

1.1 Понятие и классификация  затрат

 

 

В своей деятельности хозяйствующие  субъекты производят различные затраты  средств: на заготовление и приобретение необходимых для производственного процесса материальных ценностей; на операции, связанные с реализацией готовой продукции.

Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно  заплатить за товары или услуги.

В отечественной практике и теории бухгалтерского учета во многих случаях  термины - затраты, расходы и издержки - употребляются как синонимы. В западном же учете эти термины определяют различные понятия:

  1. Затраты (на производство) представляют собой прямые затраты, связанные с производством продукции. Они включают в себя прямые затраты на материалы, прямые затраты на труд и часть накладных затрат, связанную с производством продукции;
  2. Расходы – это уменьшение суммы капитала как результат деятельности компании в течение отчетного периода, то есть использования или потребления ресурсов в течение отчетного периода. Например, расходы на заработную плату;
  3. Издержки - это уменьшение суммы средств или уменьшение суммы обязательств как результат приобретения товаров или оплаты за услуги.

Но, в любом случае, эти понятия  представляют собой затраты, обусловившие получение доходов за данный период.

Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация  затрат.

Входящие и истекшие затраты (затраты  и расходы). Входящие затраты - это  те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

 

Таблица 1. - Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета

Задачи 

Классификация затрат

Расчет с/с произведенной  продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли

входящие и истекшие;

прямые и косвенные;

основные и накладные;

входящие в себестоимость  продукции (производственные) и затраты  отчетного периода (периодические);

одноэлементные и комплексные;

текущие и единовременные.

Принятие решений и  планирование

постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;

принимаемые и не принимаемые  в расчет при оценках;

безвозвратные затраты;

вмененные затраты (упущенная  выгода);

предельные и приростные затраты;

планируемые и непланируемые.

Контроль и регулирование

Регулируемые;

Нерегулируемые.


 

Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия [9, с. 65]..

Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся  на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами.

К основным расходам относятся все  виды ресурсов (предметы труда в  виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Накладные расходы вызываются функциями  управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.

Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты  периода). В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для оценки запасов произведенной  продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:

- входящие в себестоимость продукции  (производственные);

- внепроизводственные (затраты  отчетного периода, или периодические  затраты).

Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), - это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов: прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда; общепроизводственные затраты.

Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), - это издержки, которые нельзя про инвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими.

Одноэлементные и комплексные  затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии  не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация  по экономическим элементам.

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые  входят практически все элементы [12, c.8].

Затраты необходимо детализировать в  зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла.

 

 

1.2 Сущность и виды себестоимости

 

 

Себестоимость продукции - стоимостная  цена используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов трудовых ресурсов, суммы начисленной амортизации, а также других затрат на ее производство и реализацию. В РФ состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли [1, с. 320].

В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы) [8, c. 75].

Необходимо различать общую  себестоимость всей произведенной  продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, и индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции [22, c. 147].

Рассмотрим классификацию себестоимости (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Классификация себестоимости  [6, c. 57]

 

В зависимости от состава затрат, включенных в себестоимость продукции  выделяют следующие виды себестоимости:

- цеховая себестоимость – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы. Данный вид себестоимости применяется в организациях, имеющих цеховую структуру производства, и используется для планирования и контроля за деятельностью подразделений;

Информация о работе Теоретические основы и формы формирования себестоимости на предприятии