Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:42, курсовая работа
Теневая экономика очень распространённое явление, сейчас. Её можно найти в любом государстве. Различия между странами касаются лишь масштабов ее распространения и степени влияния на власть, общество, политическую систему и государство. Она приносит большой вред государствам именно поэтому, стоит знать с чего она берет начало или из-за чего люди прибегают к этому пути, а не к честным экономическим отношениям.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.
Понятие теневой экономики…………………………………………...........4
Причины возникновения теневой экономики……………………………..7
Основные формы теневой экономики…………………………………......10
Глава 2. Влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане и борьба с ней.
. Влияние на развитие макроэкономической ситуации в Казахстане………13
. Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республики Казахстан….18
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………..27
Основной целью Программы на период до 2010 года являются создание условий по снижению мотивации ухода экономики в тень и сокращение размеров ненаблюдаемой экономики в стране путем совершенствования экономических, законодательных и административных методов государственного регулирования и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и физических лиц.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
Основные направления государственной политики по решению задач, обеспечивающих сокращение размеров теневой экономики
Повышение уровня развития экономики и благосостояния населения.
Долгосрочная
комплексная экономическая и социальная
политика, направленная на повышение уровня
развития экономики и благосостояния населения, определена
в главных программных документах страны,
таких как: Стратегия развития Казахстана
до 2030 года, Стратегический план развития Републики
Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом
Президента Республики Казахстан от 4
декабря 2001 года № 735, Стратегия индустриально-
Исполнение этих документов будет осуществляться в рамках реализации Среднесрочных планов социально-экономического развития и Фискальной политики.
Основными задачами Среднесрочных планов социально-экономического развития на период до 2010 года должны стать:
1) в области макроэкономической политики:
2) в области повышения конкурентоспособности экономики:
3) в области повышения благосостояния населения и развития социальной сферы
Решение задач, определенных в стратегических документах Республики Казахстан, позволит сохранить и приумножить темпы экономического роста, повысить доходы и занятость населения, обеспечить повышение конкурентоспособности экономики, что благоприятно скажется на сокращении размеров теневой экономики в стране.
Основные направления по сокращению размеров теневой экономики в строительстве следующие:
1) усиление контроля и дисциплины в отношении строителей и контролирующих органов (в виде наказаний, материальной и уголовной ответственности) за несоблюдение строительных стандартов и стандартов по строительству дорог и ремонту дорожных покрытий (завышение объемов работ или затрат на строительство, допуск необоснованных расхождений);
2) осуществление строительства государственного социального жилья, государственных объектов общего образования, здравоохранения и массового физического воспитания населения, имеющие малые мощности (вместимость, пропускную способность) по проектам с основными технико-экономическими показателями, соответствующими нормативным удельным показателям сметной стоимости строительства, трудоемкости, расхода основных строительных материалов с учетом поправочных коэффициентов, установленных для регионов (места строительства);
3) усиление государственного надзора по безопасности объектов промышленного и гражданского строительства.
Сфера торговли является главным источником обналичивания скрытой от статистического наблюдения и налогового администрирования продукции и доходов.
В условиях свободной конкуренции в стране существуют различные формы торговли: уличная, базарная, мелкие торговые точки, средние специализированные магазины, супер- и гипермаркеты. В большей степени скрытая экономика проявляется в системе мелкой уличной и розничной торговли, так как эти структуры легче использовать для «сокрытия» доходов.
Значительную долю в составе теневой экономики в сфере торговли составляет система «челночной торговли», которая включает завоз и реализацию товаров сомнительного качества из стран с традиционно развитой системой производства фальсифицированной и контрафактной продукции, а также реализацию продукции отечественных производителей подобной продукции.
Основные направления по снижению теневой экономики в сфере торговли следующие:
создание в Республике Казахстан специальной беспошлинной торговой зоны, наличие которой бы сделало бы нецелесообразным совершать зарубежные поездки за товарами сомнительного производства и качества;
стимулирование развития отечественной конкурентной системы торговли товарами с признанной в обществе торговой маркой;
укрепление института по защите прав потребителей.[14]
Совершенствование системы государственного регулирования экономики
и административной системы управления.
В настоящее время в Республике Казахстан осуществление государственной политики проходит в русле укрепления экономической основы государства, поддержки малого и среднего предпринимательства и, как следствие, укрепления государственной безопасности.
Однако, основной проблемой является вопрос государственного регулирования осуществления экономической деятельности.
Совершенствование налогового администрирования.
Во многом успех работы по снижению размеров теневой экономики будет зависеть от действенности мер по совершенствованию налогового администрирования. Мероприятия в этом направлении необходимо реализовывать, даже если затраты на их реализацию не предполагают их финансовую окупаемость. В этом случае повышение общей дисциплинированности населения станет долгосрочным и самым эффективным способом сокращения размеров теневой экономики в долгосрочной перспективе.
Основными мероприятиями в области совершенствования налогового администрирования являются:
Совершенствование процесса прохождения таможенных процедур.
В области совершенствования процесса прохождения таможенных процедур необходимо:
Ожидаемые результаты от реализации Программы.
Основная направленность Программы заключается в обеспечении координации работы по всем направлениям с целью создания условий для легализации части экономики и снижения мотивации юридических и физических лиц для ухода «в тень».
Решение многих задач по сокращению теневой экономики будет определяться действенностью мероприятий, определенных в государственных и отраслевых программах, уже принятых Президентом Республики Казахстан и Правительством страны. Именно в этом состоит отличительная особенность данной Программы, которая носит одновременно межотраслевой и межрегиональный характер.
Реализация Программы приведет к:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теперь мы с уверенностью можем сказать, что теневая экономика присуща всем государствам, а в частности и Республики Казахстан. Рассмотрев, все причины ее возникновения и развития, мы можем сказать что ситуация очень серьезная и требует основательного государственного вмешательства.
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.