Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическую ситуацию в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика очень распространённое явление, сейчас. Её можно найти в любом государстве. Различия между странами касаются лишь масштабов ее распространения и степени влияния на власть, общество, политическую систему и государство. Она приносит большой вред государствам именно поэтому, стоит знать с чего она берет начало или из-за чего люди прибегают к этому пути, а не к честным экономическим отношениям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.
Понятие теневой экономики…………………………………………...........4
Причины возникновения теневой экономики……………………………..7
Основные формы теневой экономики…………………………………......10
Глава 2. Влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане и борьба с ней.
. Влияние на развитие макроэкономической ситуации в Казахстане………13
. Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республики Казахстан….18
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовойчистовик.docx

— 80.24 Кб (Скачать)

Основной целью Программы на период до 2010 года являются создание условий по снижению мотивации ухода экономики в тень и сокращение размеров ненаблюдаемой экономики в стране путем совершенствования экономических, законодательных и административных методов государственного регулирования и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и физических лиц.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение благосостояния населения;
  • проведение административной реформы, направленной на снятие необоснованных барьеров на пути развития предпринимательства и сокращение коррупции;
  • обеспечение совершенствования методов оценки размеров теневой экономики путем обмена информацией между государственными органами;
  • повышение уровня материально-технического обеспечения органов, занимающихся сбором налогов и платежей в бюджет, раскрытием экономических преступлений;
  • продолжение работы по совершенствованию системы разделения доходов между государством и остальной экономикой;
  • сокращение теневого оборота в отраслях и сферах экономики, где преобладает наличная форма оплаты и переход на цивилизованные формы взаиморасчетов.[13]

 

Основные направления государственной политики по решению задач, обеспечивающих сокращение размеров теневой экономики

 

Повышение уровня развития экономики и благосостояния населения. 

Долгосрочная комплексная экономическая и социальная политика, направленная на повышение уровня развития экономики и благосостояния населения, определена в главных программных документах страны, таких как: Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический план развития Републики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735, Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096, Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года № 1095,Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года № 1438, Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года № 1241.

Исполнение этих документов будет осуществляться в рамках реализации Среднесрочных планов социально-экономического развития и Фискальной политики.

Основными задачами Среднесрочных планов социально-экономического развития на период до 2010 года должны стать:

1) в области макроэкономической политики:

  • обеспечение среднегодовых темпов развития экономики в 2005-2010 годах не ниже 8 %;
  • обеспечение реального роста доходов населения не менее 6 % в год;
  • обеспечение уровня среднегодовой инфляции на уровне, не превышающем 10 %;
  • обеспечение конкурентоспособного реального обменного курса тенге;
  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • обеспечение нормы валового накопления основного капитала на уровне, не превышающем 30 %.

2) в области повышения конкурентоспособности экономики:

  • создание стимулирующих условий для увеличения объемов производства товаров и услуг за счет роста производительности труда и снижения удельных расходов материалов и энергии;
  • создание стимулирующих условий для диверсификации производственной структуры экономики;
  • обеспечение конкурентных преимуществ казахстанской экономики за счет развития инноваций;
  • обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
  • продолжение работы по дальнейшему развитию сельских кредитных товариществ;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, а также форм организации сельскохозяйственного производства;
  • создание условий и стимулов для широкого внедрения аутсорсинга или развития производственной кооперации;
  • развитие системы микрокредитования.

3) в области повышения благосостояния населения и развития социальной сферы

  • создание условий для сокращения коэффициента бедности с 16,1 % до 12 % в 2010 году;
  • обеспечение реального роста среднегодового размера пенсий и социальных пособий по сравнению с 2004 годом не менее 4 % в год;
  • определение размеров минимальной заработной платы и базовых социальных выплат на основе прожиточного минимума;
  • создание стимулирующих условий для перетока трудоспособного населения из сферы деятельности домашних хозяйств в более высокую форму организации производства;
  • расширение сферы применения групповых микрокредитов населению с целью объединения их в производственные кооперативы, товарищества, крестьянские хозяйства, бюро по оказанию услуг и др.;
  • при уполномоченных органах по вопросам занятости активизировать работу по профориентации и переквалификации для обеспечения подготовки и переподготовки профессиональных рабочих кадров в размере, обеспечивающем растущие потребности экономики, обеспечения безработных информацией о вакансиях и оказания им психологической поддержки.

Решение задач, определенных в стратегических документах Республики Казахстан, позволит сохранить и приумножить темпы экономического роста, повысить доходы и занятость населения, обеспечить повышение конкурентоспособности экономики, что благоприятно скажется на сокращении размеров теневой экономики в стране.

Основные направления по сокращению размеров теневой экономики в строительстве следующие:

1) усиление контроля и дисциплины в отношении строителей и контролирующих органов (в виде наказаний, материальной и уголовной ответственности) за несоблюдение строительных стандартов и стандартов по строительству дорог и ремонту дорожных покрытий (завышение объемов работ или затрат на строительство, допуск необоснованных расхождений);

2) осуществление строительства государственного социального жилья, государственных объектов общего образования, здравоохранения и массового физического воспитания населения, имеющие малые мощности (вместимость, пропускную способность) по проектам с основными технико-экономическими показателями, соответствующими нормативным удельным показателям сметной стоимости строительства, трудоемкости, расхода основных строительных материалов с учетом поправочных коэффициентов, установленных для регионов (места строительства);

3) усиление государственного надзора по безопасности объектов промышленного и гражданского строительства.

Сфера торговли является главным источником обналичивания скрытой от статистического наблюдения и налогового администрирования продукции и доходов.

В условиях свободной конкуренции в стране существуют различные формы торговли: уличная, базарная, мелкие торговые точки, средние специализированные магазины, супер- и гипермаркеты. В большей степени скрытая экономика проявляется в системе мелкой уличной и розничной торговли, так как эти структуры легче использовать для «сокрытия» доходов.

Значительную долю в составе теневой экономики в сфере торговли составляет система «челночной торговли», которая включает завоз и реализацию товаров сомнительного качества из стран с традиционно развитой системой производства фальсифицированной и контрафактной продукции, а также реализацию продукции отечественных производителей подобной продукции.

Основные направления по снижению теневой экономики в сфере торговли следующие:

создание в Республике Казахстан специальной беспошлинной торговой зоны, наличие которой бы сделало бы нецелесообразным совершать зарубежные поездки за товарами сомнительного производства и качества;

стимулирование развития отечественной конкурентной системы торговли товарами с признанной в обществе торговой маркой;

укрепление института по защите прав потребителей.[14] 

 

Совершенствование системы государственного регулирования экономики

и административной системы управления.

 

В настоящее время в Республике Казахстан осуществление государственной политики проходит в русле укрепления экономической основы государства, поддержки малого и среднего предпринимательства и, как следствие, укрепления государственной безопасности.

Однако, основной проблемой является вопрос государственного регулирования осуществления экономической деятельности. 

 

Совершенствование налогового администрирования. 

 

Во многом успех работы по снижению размеров теневой экономики будет зависеть от действенности мер по совершенствованию налогового администрирования. Мероприятия в этом направлении необходимо реализовывать, даже если затраты на их реализацию не предполагают их финансовую окупаемость. В этом случае повышение общей дисциплинированности населения станет долгосрочным и самым эффективным способом сокращения размеров теневой экономики в долгосрочной перспективе.

Основными мероприятиями в области совершенствования налогового администрирования являются:

  • поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов физических лиц;
  • строительство единых центров по работе с налогоплательщиками;
  • внедрение информационной системы «Акциз»;
  • обеспечение электронного обмена данными по контролю за экспортно-импортными операциями между информационными системами;
  • усиление налогового администрирования лиц, занятых сетевым маркетингом;
  • продолжение дальнейшей работы по оптимизации форм налоговой отчетности.

 

 

Совершенствование процесса прохождения таможенных процедур.  

 

В области совершенствования процесса прохождения таможенных процедур необходимо:

  • осуществить строительство единых контрольно-пропускных пунктов на таможенной границе республики, способных осуществлять комплексный контроль, реконструкцию пунктов таможенных постов в соответствии с международными требованиями;
  • использовать микропроцессорные пластиковые карты при перемещении товаров через границы государств-членов Евразийского экономического сообщества в целях ускоренного прохождения таможенных платежей и упрощения способов их уплаты;
  • разработать и внедрить информационную систему «Электронная таможня» с разработкой стратегии таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков (показатели рисков, критерии их применения);
  • исключить лицензирование таможенного брокера с целью совершенствования таможенного дела и ликвидации «двойного лицензирования» деятельности таможенного брокера;
  • совершенствовать нормативную правовую базу в сфере таможенного дела для приближения ее к международным стандартам;
  • совершенствовать таможенное администрирование, повысить эффективность методов и форм таможенного контроля с упрощением таможенных процедур, делая их более прозрачными и понятными для участников внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь создает благоприятные условия для них;
  • активизировать взаимодействие с таможенными службами сопредельных государств в рамках региональных объединений, расширение международного сотрудничества.

 

 

Ожидаемые результаты от реализации Программы.

 

Основная направленность Программы заключается в обеспечении координации работы по всем направлениям с целью создания условий для легализации части экономики и снижения мотивации юридических и физических лиц для ухода «в тень».

Решение многих задач по сокращению теневой экономики будет определяться действенностью мероприятий, определенных в государственных и отраслевых программах, уже принятых Президентом Республики Казахстан и Правительством страны. Именно в этом состоит отличительная особенность данной Программы, которая носит одновременно межотраслевой и межрегиональный характер.

Реализация Программы приведет к:

  • повышению уровня развития казахстанской экономики и благосостояния населения;
  • созданию благоприятных предпосылок для роста экономики, снижению размеров теневой экономики, развитию добросовестного предпринимательства, увеличению сбора налоговых, таможенных платежей, а также притоку инвестиций в экономику страны;
  • улучшению конкурентной среды;
  • совершенствованию нормативно-правовой, методической и информационной базы для эффективной борьбы с правонарушениями в сфере экономики;
  • снижению возможностей для коррупции;
  • повышению эффективности борьбы с экономическими правонарушениями, теневой экономикой, коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики;
  • повышению взаимопонимания населения с государственными органами, ведущими борьбу с правонарушениями в сфере экономики;
  • совершенствованию методов оценки размеров теневой экономики.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что теневая экономика присуща всем государствам, а в частности и Республики Казахстан. Рассмотрев, все причины ее возникновения и развития, мы можем сказать что ситуация очень серьезная и требует основательного государственного вмешательства.

Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов  теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическую ситуацию в стране