Теневая экономика как явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Соответственно, цель исследования это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа теневая экономика.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     В ряде случаев для расчета показателей  теневой экономики достаточно эффективным является использование монетарных методов, основанных на анализе спроса на наличные деньги.

     Среди прочих способов оценки теневой экономики  наиболее широкое распространение  получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов хозяйствования, анализе результатов ревизий, проверок уплаты налогов и деклараций.

     Например, предприниматели оценивают объемы теневого оборота в экономике  Беларуси как достаточно высокие. Так  каждый третий (34%) респондент считает, что теневые сделки составляют от 40 до 50% общего количества заключаемых сделок; 20% оценивают размеры теневого сектора в 51-70% оборота, а каждый пятый респондент (21,5%) считает, что теневой оборот достигает 71-90% [5, с.16].

     Несмотря  на то, что оценки предпринимателей не могут полностью объективно отражать долю теневого оборота, их оценка может быть использована как отправная точка при сравнении различных отраслей.

     Выше  всего долю теневого оборота оценивают  представители отрасли строительства  и услуг. Половина респондентов из этих отраслей считает, что в теневую экономику уходит 71-90% оборота. 33,3 % представителей Торговли оценивают теневой оборот в 51-70%, а 38 % производственников дают оценку теневому сектору в 41-50 %.

     Наилучшие результаты достигаются, как правило, при одновременном применении нескольких методов, с использованием разных базовых источников информации.

     Кроме того, главной целью экономической  статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты  ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов значительно уже охватываемой теневой экономикой. Она не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые прямо запрещены законодательством.

     Аргументы основаны, как правило, на доводах  этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолковано  как рост благосостояния страны.

     В этой связи в большинстве стран  учет и анализ процессов теневой экономики проводится совместными усилиями как статистических, так и контролирующих органов.

     Прямым  образом связана с «теневой»  экономикой коррупция, нанося государству  ощутимый ущерб. Но каков ее уровень  в нашей республике, сказать точно  невозможно. Правда, по неофициальным и неподтвержденным данным, считается, что она находится в пределах 17--18 процентов от ВВП. Это дает основание предполагать, что примерно два-три миллиарда долларов ежегодно «утекают» за рубеж.

     Хотя  в общей массе совершенных  правонарушений это количество незначительно. Так, по результатам минувшего года «коррупционных» преступлений в числе других видов правонарушений не более трех-четырех процентов. Тем не менее, тоже весьма заметная цифра - 4815 случаев. По 946 из них уже завершено расследование. Привлечено почти 1250 обвиняемых. 508 дел отправлено на рассмотрение в судебные инстанции.

     Международная неправительственная организация  по антикоррупционному рейтингу отвела Беларуси 52-е место из 133 стран. Показатель считается несколько условным. Но он все-таки дает основание полагать, что это явление требует со стороны государства определенного внимания и соответствующих действий. В Беларуси существует необходимая законодательная база. И, судя по приведенным выше примерам, правоохранительные органы проводят серьезную работу.

     Спрос разбил растиражированный Transparency International миф о низком уровне коррупции  в Беларуси.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Беларусь - страна теневой экономики, в которой МСБ выживает путем  весьма тонкого балансирования между сожительством с бюрократией и сосуществованием с мафией. Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики, многоаспектны, то и методы борьбы с нею должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.

     В краткосрочном периоде наиболее эффективными могут оказаться меры принудительного характера. Подпольное производство, контрабанда, обычные  схемы уклонения от уплаты налогов  выявляются проведением комплексных  проверок со стороны правоохранительных, налоговых и таможенных органов. При занятии незаконной деятельностью не должно создаваться ощущения безнаказанности, что делает преступный бизнес привлекательным.

     Однако  только репрессивные действия не позволяют  кардинально оздоровить обстановку. Вместо закрытых фирм возникают новые, также нацеленные на осуществление незаконных операций. Поэтому во многих странах пытаются заинтересовать предприятия и граждан в легализации своих доходов.

     Последствия принятия таких решений, безусловно, еще будут анализироваться. Копировать их в Беларуси без учета специфики нашей экономики не имеет смысла[6, с.16].

     Однако  уже сейчас ясно, что рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

     Несмотря  на то что теневая составляющая завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно.

     Основная  причина — отсутствие надежной первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.

     Одним из таких методов является, например, способ примерного определения динамики производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, транспортных перевозок и другими косвенными показателями, поддающимися учету. В ряде случаев этот метод дает хорошие результаты. Однако необходимое условие его применения -- рыночные цены на электроэнергию и грузоперевозки. Если же цены являются регулируемыми и не отражают действительную стоимость электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление ввиду имеющихся социальных и других льгот, то динамика потребления электроэнергии, как и перевозок, может значительно отличаться от динамики производства не только по величине, но даже и по направлению.

     Для расчета скрытых доходов домашних хозяйств часто применяется балансовый метод, основанный на сопоставлении  всех учтенных доходов домашних хозяйств с их расходами на конечное потребление, накопление и прирост финансовых активов (наличных денег у населения, вкладов в финансовых учреждениях, ценных бумаг). Как правило, расходы оказываются значительно выше декларируемых доходов и позволяют выявить уровень теневой деятельности. В Беларуси значительную часть доходов домашних хозяйств составляют поступления от занятия незарегистрированной в установленном порядке деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, так называемой "челночной" торговле.

     В ряде случаев для расчета показателей теневой экономики достаточно эффективным является использование монетарных методов, основанных на анализе спроса на наличные деньги.

     Среди прочих способов оценки теневой экономики  наиболее широкое распространение  получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов хозяйствования, анализе результатов ревизий, проверок уплаты налогов и деклараций.

     Наилучшие результаты достигаются, как правило, при одновременном применении нескольких методов, с использованием разных базовых источников информации.

     Последствия принятия таких решений, безусловно, еще будут анализироваться. Однако уже сейчас ясно, что рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, теневая экономика - это  явление, до сих пор не имеющее  чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

     На  наш взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

     Теневой сектор в европейских республиках  СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.

     Итак, в России, Беларуси и Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования.

     Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов  теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

     Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той  абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей  стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

     В отношении теневой экономики  нужны два вида действий. С одной  стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить  как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

     Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования  налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Аблаев И.М. Тень и краски белорусской экономики. // ЭКО. - 2009. - № 8. - с. 21-37.

     2. Барсукова С.Ю. Возможно ли в Республике Беларусь уменьшить теневую занятость? // Вопросы статистики. - 2009. - № 7. - с. 40-46.

     3. Барсукова С.Ю. Методы оценки  теневой экономики. // Вопросы статистики. - 2009. - № 5. - с. 14-23.

     4. Белановский С., Алимова Т., Буев В., Долгопятова Т., Едимченко Т. Малый бизнес Москвы: методы анализа, итоги исследования. // Вопросы статистики, 2009, № 11, с.32.

     5. Голованов Н. М., Перекислов В.  Е. Теневая экономика и легализация  преступных доходов., С.-П.: Издательство «Питер», 2009. - 304 с.

     6. Дадалко В.А. Теневая экономика  и кризис власти: проблемы и  пути решения. // Предпринимательство в Беларуси. - 2010. - № 31. - с. 16-18.

Информация о работе Теневая экономика как явление