Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа
Соответственно, цель исследования это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
В органах по труду, занятости и социальной защите в июле 2010 г. на учете состояло 2464,1 тыс. пенсионеров, средний размер назначенной им пенсии составил 469,7 тыс. рублей, что на 97 процентов превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсии по возрасту составил 491,9 тыс. рублей, по инвалидности – 430,6 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 289,7 тыс. рублей, социальной пенсии – 198,7 тыс. рублей.
Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, рассчитанной с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в июле 2010 г. по сравнению с июлем 2009 г. увеличился на 12,5 процента.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июля 2010 г. составила 37,8 тыс. человек, что на 11,3 процента меньше, чем в июле 2009 г. и на 2,9 процента меньше, чем в июне текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента от экономически активного населения (на конец июля 2009 г. – 0,9 процента), при прогнозе на 2010 год в интервале 1,2 – 1,5 процента.
Таблица 3.3— Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите(на конец года)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Численность безработных, тыс. человек | 131,0 | 95,8 | 102,9 | 130,5 | 136,1 | 83,0 | 67,9 | 52,0 | 44,1 | 37,3 | 40,3 |
из них: | |||||||||||
|
46,7 | 37,6 | 40,8 | 47,8 | 46,1 | 25,5 | 21,1 | 17,7 | 15,2 | 14,7 | 17,3 |
|
84,3 | 58,2 | 62,1 | 82,7 | 90,0 | 57,5 | 46,8 | 34,3 | 28,9 | 22,6 | 23,0 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) | 2,9 | 2,1 | 2,3 | 3,0 | 3,1 | 1,9 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,9 |
В I полугодии 2010 г. в экономике республики было занято 4621,8 тыс. человек, что на 0,1 процента больше, чем в I полугодии 2009 г.
Ситуация
на потребительском рынке
Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-июле 2010 года увеличился на 15,1 процента по сравнению с уровнем аналогичного периода 2009 года, при прогнозе роста на 2010 г. на 14-15 процентов.
Таблица
3.4—Основные показатели розничной торговли
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Розничный товарооборот: | |||||||||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | 46853 | 41971) | 8171 | 11910 | 15170 | 19452 | 25230 | 31062 | 38168 | 50651 | 54736 |
в сопоставимых
ценах, в процентах к предыдущему году |
77,2 | 111,8 | 128,2 | 111,5 | 110,3 | 111,5 | 120,0 | 117,4 | 114,8 | 119,2 | 103,2 |
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. | 30,0 | 30,8 | 29,7 | 29,6 | 31,1 | 32,8 | 34,2 | 35,4 | 36,1 | 41,0 | 43,4 |
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. | 9,3 | 8,7 | 8,9 | 8,8 | 8,7 | 10,0 | 10,5 | 10,8 | 11,1 | 11,5 | 11,7 |
В I полугодии 2010 г. темп роста реализации платных услуг населению через все каналы реализации обеспечен на уровне 108,1 процента к уровню аналогичного периода 2009 года при прогнозе на 2010 год 113-114 процентов.
Сводный индекс потребительских цен, характеризующий инфляцию, составил за январь-июль 2010 г. 104,4 процента, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,6 процента, при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8 процента в среднем за месяц. Рост цен на продовольственные товары дал 0,12 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,02 процента, на платные услуги – 0,15 процента.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за I квартал 2010 года составил 18,6 %, в том числе от юридических лиц – 15,8 %, от индивидуальных предпринимателей – 2,8%.
По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию па 1 апреля 2010 г. в республике состоит на учете 80652 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11708 (или на 14,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 2017 (или на 2,5%).
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010г. составила 225 406 человек. К уровню 1 апреля 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 8693 (или на 3,9%) и по сравнению с их численностью на начало года – возросла на 5801 индивидуального предпринимателя (или на 2,6%).
Таблица 3.5—Удельный вес числа малых предприятий по отраслям экономики1)(в процентах к итогу)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|
||||||||||
промышленность | 20,8 | 21,1 | 20,8 | 22,2 | 22,7 | 23,6 | 22,3 | 21,2 | 21,0 | 19,9 |
сельское хозяйство2) | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 6,1 | 4,3 | 3,5 | 3,3 |
лесное хозяйство | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
транспорт | 5,6 | 5,8 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,1 | 8,0 | 8,7 | 8,4 |
связь | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
строительство | 11,5 | 11,7 | 11,7 | 11,6 | 11,9 | 12,3 | 11,7 | 10,4 | 9,6 | 10,2 |
торговля и общественное питание | 42,7 | 42,8 | 44,4 | 42,4 | 41,3 | 41,2 | 39,1 | 40,5 | 42,5 | 42,0 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 1,3 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |
информационно-вычислительное обслуживание | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
операции с недвижимым имуществом | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,3 | 2,5 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 3,4 | 3,2 | 3,1 | 3,4 | 3,4 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 0,3 | 1,0 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,4 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 2,6 | 2,9 | 3,1 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 1,8 |
образование | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
культура и искусство | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,4 |
наука и научное обслуживание | 1,9 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
прочие | 3,9 | 2,9 | 2,7 | 2,4 | 2,5 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
Ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не более оптимистично. Не смотря на то, что уровень теневой экономики, подпадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в Белоруссии 25 %, что является одним из самых низких показателей в СНГ, тем не менее, сокращение доходов населения почти в четыре раза и снижение уровня средних зарплат со 110 долларов в начале 1998 года до 30 долларов весной 2001 года во многом способствовали развитию т.н. «серой» экономики, оказавшейся спасительной в условиях экономического кризиса в стране. «Серая» экономика - вид экономической деятельности, осуществляемой с нарушениями административного законодательства. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, «челночная» и рыночная торговля без уплаты налогов. Уровень «серой» экономики оценивается почти 80 % от официального ВВП. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в «тень» валютного рынка страны [10, с.69].
За 6 месяцев 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года в области увеличилось количество выявленных коррупционных преступлений с 192 до 270, из них: хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – 70 (47), фактов взяточничества - 90 (55), служебных подлогов - 86 (70).
Возросло число выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления, с 91 до 151. Из числа указанных лиц к уголовной ответственности привлечено 101 (63).
Наибольшее количество коррупционных преступлений выявлено в строительстве – 32, торговле – 26, агропромышленном комплексе – 23, промышленности – 21.
Ни для кого не секрет, что в стране действуют две параллельные системы: одна - официальная банковская, другая - «черный» валютный рынок. Причем, согласно оценкам экспертов, по размеру оборота «черный» рынок не уступает «белому», а, возможно, его превосходит. Обе системы имеют установленные места совершения валютных операций, производят котировку валюты через кросс-курс, имеют охрану, свою инкассацию, у кого писаные, а у кого не писаные правила. Иными словами, обе системы четко организованы. При этом курс Национального банка хотя и поощряет экспорт, но по существу является условным, так как не отражает настоящую стоимость "зайца".
Согласно официальной статистике, валютный оборот банков республики еще недавно составлял $160 млн. ежемесячно. В Беларуси объем теневого сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП [5, с.16]. Однако эта цифра не является точной оценкой реальных экономических процессов, происходящих в стране[6, с.16].
Анализ
выявляемых правоохранительными органами
правонарушений свидетельствует о
существовании значительного
Несмотря
на то, что теневая составляющая
завоевала прочные позиции
Основная причина - отсутствие надежной первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.
Одним из таких методов является, например, способ примерного определения динамики производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, транспортных перевозок и другими косвенными показателями, поддающимися учету. В ряде случаев этот метод дает хорошие результаты. Однако необходимое условие его применения - рыночные цены на электроэнергию и грузоперевозки. Если же цены являются регулируемыми и не отражают действительную стоимость электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление ввиду имеющихся социальных и других льгот, то динамика потребления электроэнергии, как и перевозок, может значительно отличаться от динамики производства не только по величине, но даже и по направлению[6, с.19].
Для
расчета скрытых доходов
Как
правило, расходы оказываются