Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа
Соответственно, цель исследования это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность в СССР становится элементом социально-экономической системы, превратившись в экономический институт советского общества, в результате чего сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально функционировать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика начала выполнять важные функции:
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Несовершенство социалистической системы планирования, выражавшееся в развитии диспропорций в различных отраслях хозяйственной деятельности, компенсировалось наличием теневой составляющей, позволявшей предприятиям устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи.
Вторая функция - социальная заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей. Они не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы людей, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны (по официальной статистике), то их число превышало бы миллион человек. В действительности же их было много больше: к ним в той или иной мере относилось большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке и внедрения новых технологических решений, несанкционированных сверху. Таким образом, теневая экономика предоставляла возможность самореализации для самой предприимчивой части советского общества. Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации «теневиков» не соответствовали официальной советской идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР.
Среди
методов оценки теневой экономики
большой популярностью
Оценка теневой экономики в странах Центральной и Южной Америки методом затрат потребляемой электроэнергии (данные за 1989–1990 гг.) и альтернативным методом моделирования (данные за 1990–1993 гг.) дала следующие результаты. Для некоторых стран итоги оценки обоими методами близки: так, в Венесуэле на теневую экономику приходится 30% ВВП при оценке методом затрат электроэнергии и 30,8% ВВП при оценке методом моделирования, в Бразилии – 20,9 и 37,8% соответственно, в Гватемале – 61 и 54%. Результаты по другим странам показывают существенные расхождения: Панама – соответственно 40 и 62%, Перу – 44 и 57,4%, Мексика 49 и 27,1%. Оценка величины теневой экономики теми же методами и за те же периоды в Южной Корее также продемонстрировала значительное расхождение результатов: 38% методом затрат электроэнергии и 20,3% методом моделирования.
Для развитых стран оценка методом затрат электроэнергии свидетельствует об отсутствии большого разброса в величинах теневой экономики; ее размеры колеблются от 9,9% в США до 19,3% в Италии в 2003-2009 гг.
Сотрудница Института экономики Венгерской Академии наук Мария Ласко разработала метод оценки величины теневой экономики с помощью показателя потребления электроэнергии в домашнем хозяйстве. Она определяет теневую экономику как “всю экономическую активность, не подверженную регистрации”. Теневая активность состоит из двух частей: неформальная – не охваченная определением ВВП и потому не подлежащая измерению, и подпольная – уклоняющаяся от регистрации и измерения. М. Ласко исследует лишь вторую часть. Рассматриваемая ею теневая активность осуществляется как зарегистрированными экономическими агентами, которые с целью уклонения от налогов занижают величину своего дохода, так и незарегистрированными, которые не дают никакой информации о размерах своей деятельности. Преобладающая часть деятельности экономических агентов второй категории и значительная часть деятельности экономических агентов первой категории осуществляется на дому. Разница между этими категориями носит условный характер и практического значения не имеет[8, с.10].
В одной из своих последних работ М. Ласко сравнивает данные о размерах теневой экономики в странах с переходной экономикой, полученные ее методом, с результатами исследований Дэниэля Кауфмана и Александра Калиберды, использующих показатель общего потребления электроэнергии.
У М. Ласко вызывает сомнение тот факт, что, по данным Д. Кауфмана и А. Калиберды (табл. 1), размер теневой экономики за 1989 – 1995 гг. сократился в Румынии и Узбекистане (соответственно с 22,3 до 19,1% и с 12 до 6,5%). По ее данным (табл. 2), в этих странах за тот же период, напротив, произошел рост размера теневой экономики – в Румынии с 17,3 до 28,3%, в Узбекистане с 12 до 29,5%.
М. Ласко отмечает, что при оценке теневой экономики в странах переходного периода методом затрат электроэнергии необходимо учитывать унаследованную этими странами от социализма структуру производства. В Румынии резкое сокращение производства в такой энергоемкой отрасли, как нефтехимия, привело к значительному сокращению общего потребления электроэнергии и, следовательно, к заниженному показателю размера теневой экономики. В Узбекистане в начале перестройки произошло значительной увеличение производства нефти и газа – продуктов, замещающих электроэнергию. Кроме того, экономика этой страны базировалась на производстве единственного продукта – хлопка, поэтому спад производства, вызванный трансформационными процессами, привел в Узбекистане к значительному сокращению общего потребления электроэнергии и к занижению размера теневой экономики[8, с.10].
Таким образом, замечает М. Ласко, метод оценки теневой экономики с помощью показателя общего потребления электроэнергии, применимый для стран со стабильной экономикой, оказывается неэффективным при расчетах, связанных со странами с переходной экономикой. В последнем случае целесообразнее пользоваться показателем потребления электроэнергии в домашних хозяйствах.
Таблица 2.1—Масштабы теневой экономики в постсоциалистических странах (согласно методике Д. Кауфманна – А. Калиберды)
Страны | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Азербайджан | 12,0 | 21,9 | 22,7 | 39,2 | 51,2 | 58,0 | 60,6 |
Беларусь | 12,0 | 15,4 | 16,6 | 13,2 | 11,0 | 18,9 | 19,3 |
Болгария | 22,8 | 25,1 | 23,9 | 25,0 | 29,9 | 29,1 | 36,2 |
Чехия | 6,0 | 6,7 | 12,9 | 16,9 | 16,9 | 17,6 | 11,3 |
Эстония | 12,0 | 19,9 | 26,2 | 25,4 | 24,1 | 25,1 | 11,8 |
Грузия | 12,0 | 24,9 | 36,0 | 52,3 | 61,0 | 63,5 | 62,6 |
Венгрия | 27,0 | 28,0 | 32,9 | 30,6 | 28,5 | 27,7 | 29,0 |
Казахстан | 12,0 | 17,0 | 19,7 | 24,9 | 27,2 | 34,1 | 34,3 |
Латвия | 12,0 | 12,8 | 19,0 | 34,3 | 31,0 | 34,2 | 35,3 |
Литва | 12,0 | 11,3 | 21,8 | 39,2 | 31,7 | 28,7 | 21,6 |
Молдова | 12,0 | 18,1 | 27,1 | 37,3 | 34,0 | 39,7 | 35,7 |
Польша | 15,7 | 19,6 | 23,5 | 19,7 | 18,5 | 15,2 | 12,6 |
Румыния | 22,3 | 13,7 | 15,7 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Россия | 12,0 | 14,7 | 23,5 | 32,8 | 36,7 | 40,3 | 41,6 |
Словакия | 6,0 | 7,7 | 15,1 | 17,6 | 16,2 | 14,6 | 5,8 |
Украина | 12,0 | 16,3 | 25,6 | 33,6 | 38,0 | 45,7 | 48,9 |
Узбекистан | 12,0 | 11,4 | 7,8 | 11,7 | 10,1 | 9,5 | 6,5 |
Источник:[8, с.10].
Таблица 2.2—Масштабы теневой экономики в постсоветских странах (согласно методике М. Ласко)
Страны | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009г. |
Россия | 37,8 | 36,0 | 39,1 | 39,2 | |||
Украина | 28,1 | 37,4 | 47,0 | 54,6 | 52,8 | ||
Азербайджан | 31,2 | 43,9 | 47,9 | 50,5 | 52,8 | ||
Беларусь | 21,2 | 33,7 | 40,3 | 44,3 | 46,4 | ||
Эстония | 16,9 | 22,0 | 32,0 | 37,4 | 38,4 | 38,1 | 35,8 |
Грузия | 33,3 | 58,0 | 61,3 | 67,1 | 57,0 | ||
Казахстан | 12,0 | 13,9 | 22,4 | 33,8 | 33,1 | 38,5 | 37,9 |
Кыргызстан | 12,9 | 14,8 | 16,9 | 27,7 | 36,8 | 39,2 | 35,1 |
Латвия | 17,3 | 19,4 | 22,6 | 41,7 | 45,5 | 43,1 | 43,7 |
Литва | 17,6 | 21,0 | 31,7 | 47,4 | 52,2 | 47,6 | 46,0 |
Узбекистан | 12,0 | 15,7 | 23,7 | 26,4 | 27,5 | 29,4 | 29,5 |
Таблица 2.3—Развитие частного сектора и теневой экономики в постсоциалистических государствах
1998 г. | 2008 г. | |||
Доля частного сектора в ВВП | Доля теневой экономики в ВВП | Доля частного сектора в ВВП | Доля теневой экономики в ВВП | |
Болгария | 10 | 23 | 45 | 34 |
Беларусь | 5 | - | 15 | 46 |
Чехия | 5 | 22 | 70 | 22 |
Эстония | 10 | 17 | 65 | 36 |
Грузия | 10 | - | 30 | 57 |
Венгрия | 15 | 25 | 60 | 30 |
Казахстан | 10 | 12 | 25 | 38 |
Кыргызстан | 10 | 13 | 40 | 35 |
Латвия | 10 | 17 | 60 | 43 |
Литва | 10 | 17 | 55 | 46 |
Польша | 15 | 23 | 60 | 24 |
Румыния | 10 | 17 | 40 | 28 |
Россия | 5 | - | 55 | 39 |
Словакия | 10 | 27 | 60 | 28 |
Словения | 5 | 22 | 45 | 23 |
Украина | 5 | - | 35 | 53 |
Узбекистан | 5 | 12 | 30 | 30 |