Тенденция и особенности развития Российской банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе показана история развития и формирования Российской банковской системы с середины 19 века и до наших дней. Показаны различия между распределительной и рыночной банковскими системами.
Отражена роль коммерческих банков в банковской сфере России.
В данной работе говорится о том, что присутствие иностранного капитала в отечественном банковском секторе невелико и оно гораздо ниже, чем в других странах с переходной экономикой, где зачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков принадлежат иностранцам.
Кроме этого, наряду с благоприятными тенденциями развития банковской системы, существует ряд нерешенных проблем. Показаны возможные пути их решения.

Содержание

1. Ведение.
2. История возникновения Государственного банка России.
3. Понятие и признаки банковской системы.
4. Характеристика элементов банковской системы.
5. Развитие банковской системы.
6. Особенности построения банковской системы России.
7. Заключение.
8. Литература.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯМакроэкономика3.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Разделение  банковских функций дает возможность  Центральному банку Российской Федерации  сосредоточить свое внимание на эмиссионной  деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой функции и функции “кредитора в последней инстанции”.

    Коммерческие  банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям.

    Рассмотренные положения послужили теоретическим  обоснованием проведения банковской реформы  в период перестройки экономики  России: 

    Таблица 3.

Состояние банковской системы  к 1987 г. Первый  этап

(1987-1988 гг.)

Второй  этап

(1998-1990 гг.)

Третий  этап

(начало 90-х гг.)

1. Госбанк  СССР, включая систему Государственных  трудовых сберегательных касс  СССР (ГТСК СССР)

2. Стройбанк  СССР

3. Внешторгбанк СССР

  1. Реорганизация банковской системы: Госбанк СССР Специализированные банки:
Промстройбанк СССР

Агропромбанк  СССР Жилсоцбанк СССР Внешэкономбанк СССР Сберегательный банк СССР

2. Создание новых  коммерческих и кооперативных  банков

Принятие законов о банках и банковской деятельности

Первый уровень  банковской системы: Госбанк СССР и  центральные банки республик (независимых  государств на территории бывшего СССР)

Второй уровень  коммерческие банки

1. Создание собственных  банковских систем на территории бывших республик СССР. В России: ЦБ РФ и коммерческие банки

2. Принятие решения  о создании Межреспубликанского  банка государств СНГ для координации  денежной политики, преодоления  инфляции, укрепления позиций коммерческих  банков

 

    Эксперты  сходились во мнении, что банки значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы не принесла изменений, которые бы соответствовали новой экономической модели, а настоящей реформы не получилось.

      Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

      — отсутствие вексельного обращения;

      — выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;

      — списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

      — операции перекредитования всех сфер хозяйства;

      — потеря банковской специализации;

      — монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

      — низкий уровень процентных ставок;

      — слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

      — неконтролируемая эмиссия кредитных  денег.

      Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

      Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем  позитивных моментов:

      —  банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности — государственной;

      — сохранился их монополизм, увеличилось  лишь число монополистов;

      — реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;

      — не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

      — продолжалось распределение кредитных  ресурсов между клиентами по вертикали;

      — банки по-прежнему субсидировали  предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

(Табл. 3 - Деньги, кредит, банки. Учеб. / Под ред. О. И. Лаврушина (М., Финансы и Статистика, 1998 г. с.73)

      — не были созданы денежный рынок и  торговля кредитными ресурсами;

      — увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

      — разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных  счетов;

      — реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений — важных источников кредитных ресурсов. 

      Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив не эффективную одноуровневую  кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.

      Объективно  был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, которые были призваны стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

      Банки должны были превратиться в опорные  пункты развития и регулирования рыночных отношений в России.

      В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

      В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень — Центральный банк России, II уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      За  минувшие годы банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.

      Показатели  формирования системы  кредитных организаций  России

      Таблица 4.

      Показатель 1.01.1999г 1 .01 .2000г. 1 .07.2000г 1.10.2000г 1.04.2000г
      Зарегистрировано  банков    2483    2378   2318    2205 1980
      из них: действующих 1476 1349       1331 1322 1325
      в том числе имеют:

валютные  лицензии

генеральные лицензии

    634   263
    669     242
    725    244
     744 244       822 270
 

        Заметную роль в  банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков — бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.

        Особую роль в  кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (более 30 тыс.), огромная финансовая мощь дает Сбербанку возможность предоставлять населению услуги, недоступные пока в таких масштабах другим коммерческим банкам: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов, как Сбербанк РФ, — на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные, неотложные нужды, в качестве помощи малому и среднему бизнесу. Но неповоротливость столь огромной структуры не позволяет эффективно использовать сосредоточенные в Сберегательном банке РФ финансовые ресурсы.

        Стремительно прогрессируют  многие новые банки, возникшие «на  ровном месте», т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп — торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк» и др. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

        На современном  этапе рыночных преобразований в  народном хозяйстве   России    роль  банков  резко  возросла.  С  одной  стороны,  они

(табл.4 - Е.П. Жарковская «Банковское  дело», М., ОМЕГА-Л, 2006, с.37)

активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой — энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес. Общие тенденции, свойственные развитой экономике, начинают проявляться и в России.

        Крупные компании и  крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора «ЛУКойл» переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне – и  долгосрочные кредиты «ЛУКойлу» на инвестиционные эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических  партнеров банка.

        Отдельно стоит  отметить казначейскую систему, которая начала развиваться в Российской Федерации. Она призвана обслуживать бюджетные средства государства. Правда, ее функционирование на текущем этапе недостаточно четко подавлено законодательными актами. В результате этого возникают неявные тенденции, которые наблюдаются в финансовой сфере из-за надуманности функционирования казначейства. Примером может служить «лихорадка» межбанковских ставок в моменты окончания сроков уплаты налогов юридическими лицами, так как происходит перетекание денег со счетов коммерческих банков в казначейство и временное уменьшение краткосрочной ликвидности всей системы коммерческих банков. Ситуация складывается подобным образом из-за того, что распределение средств казначейством ведется независимо от сроков уплаты налогов юридическими лицами.

    Основные  итоги прошедших лет  показывают, что действия Банка России и Правительства Российской Федерации, направленные на реструктуризацию банковской системы и улучшение  состояния банковской сферы, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начало которым было положено в 1999 году. В 2000 -2001гг. банковская система развивалась в благоприятных макроэкономических условиях. Они, в свою очередь, характеризовались ростом производства товаров и услуг, увеличением инвестиционной активности, реальных доходов населения, позитивными  тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в  области государственных финансов.

Информация о работе Тенденция и особенности развития Российской банковской системы