Тенденции развития лесного комплекса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление специфики внешнеторговой деятельности, анализ основ и факторов, определяющих современные экономические условия деятельности предприятий лесной промышленности.
Для достижения цели ставились следующие задачи: - рассмотреть механизм внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности; - проанализировать экономический потенциал предприятий лесной промышленности России; сформировать теоретические основы формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности.

Работа содержит 1 файл

курсач готовый по вэд.docx

— 153.32 Кб (Скачать)

     1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности

     Необходимо  отметить, что между регулированием внешнеэкономической деятельности со стороны государства и обеспечением экономической безопасности имеет  место сложная система взаимосвязей. Выше было показано, что внешнеэкономическое  регулирование может рассматриваться  как один из аспектов экономической  безопасности. Вместе с тем, обеспечение  безопасности экономики является одной  из целей государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, наряду с защитой экономического суверенитета, стимулированием развития национальной экономики при осуществлении  внешнеторговой деятельности и обеспечением условий эффективной интеграции экономики РФ в мировое сообщество.

     Согласно  ФЗ “О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995г. государственное регулирование  внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, то есть на обеспечение  такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный  уровень социального, политического  и оборонного существования и  прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям (ст. 2). Позднее положения данного закона были доработаны в ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” от 8 января 2003г.

     В “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997г., отмечается, что кризисное состояние  экономики – основная причина  возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга – основные проблемы, с которыми сталкивается РФ в процессе своего развития. Несомненной  угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого  сектора, формирование экономической  модели, основанной на экспорте топлива  и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами. Также определенную угрозу в себе несут рост вывоза за пределы  России валютных запасов, стратегически  важных видов сырья в случае неэффективного или даже криминального использования  прибыли; практически бесконтрольный отток капитала; ограниченность финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта; нерациональная структура импорта и т.д. Особую угрозу создает низкий уровень вложения крупномасштабных инвестиций в стратегические сферы экономики, без которых невозможно экономическое возрождение России.

     Ниже  попытаемся несколько более подробно охарактеризовать основные угрозы экономической  безопасности, с которыми сталкивается Россия, по мнению автора, это, прежде всего, угроза продовольственной безопасности и обеспечение таможенной безопасности, регулирования и контроля.

     Методы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

     Методы  государственного регулирования ВЭД  по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются  при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт  Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. //Финансы и статистика, - Москва, 1998 - N 5..

     Административные  методы. Под административным методом  регулирования понимают систему  организационно-правовых и специальных  мер: количественные ограничения, распределение  квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов  товаров, установление государственной  монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

     Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических  отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и  т. д. В договорах могут быть зафиксированы  долгосрочные соглашения -5 -10 лет и  более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о  взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного  сотрудничества.

     Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие  субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими  привилегиями в стране партнера.

     Таможенные  формальности. В их основе лежит  таможенный кодекс, утверждаемый законодательным  органом. Таможенный кодекс создается  в соответствии с таможенной политикой  государства Козырин А. Комментарии Таможенного Кодекса РФ //Хозяйство и право. - 2001. - N 1. - с. 34-54. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД Круглов А.С. и др. Основы таможенного дела, М.: РИО РТА, 2001 г. - 310с..

     Контингентирование  и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения  экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

     Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды  времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации  в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые  лицензии выдаются по каждой отдельной  сделке на срок, необходимый для  ее реализации, но не более, чем на один год Федеральный Закон РФ от 08.08.2001 n 128-ФЗ (ред. от 26.03.2003) О лицензировании отдельных видов деятельности (принят государственной думой 13 июля 2001 года) (одобрен советом федерации 20 июля 2001 года)..

     Контингентирование  осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при  этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать  объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

     Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой  судебные и административные разбирательства  претензий, которые предъявляют  национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя  их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести  ущерб местным производителям аналогичной  продукции. Органы власти, суды обязаны  приостановить движение товара, обвиненного  в демпинге, и разобраться по существу претензий.

     Ценовые преференции. Их устанавливают в  законодательном порядке некоторые  страны путем определения минимальной  разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют  право размещать заказы на импортное  оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен  американских производителей как минимум  на 6%.

     Технические процедуры. Они устанавливаются  в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой  комплекс мероприятий по поверке  соответствия импортируемой продукции  требованиям международных и  национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

     Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям  стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям  Гончарова О. "Торговые барьеры  на пути к свободной международной  торговле" //Российский Экономический  Журнал № 8 2000 г..

     Данная  процедура может серьезно осложнить  сбыт ряда товаров, если заблаговременно  не осуществить их сертификацию.

     Импортные процедуры. Представляют собой правила  проведения импортных операций при  государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги  с целью выяснения наиболее выгодного  продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных  экспортных операций.

     Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

     Почему  пошлины и квоты применяются  в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной  торговле и таким образом снижают  экономическую эффективность? В  то время как страны в целом  выигрывают от свободной международной  торговли, отдельные отрасли и  группы поставщиков ресурсов могут  оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая  правительство ввести тарифы или  квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция  о поведении, обусловленном "погоней  за рентой", - играет важную роль. Следует  также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты  включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции. 

     1.3 Стратегия развития лесного рынка в стране

     В последние годы мы наблюдаем устойчивую динамику объемов производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса. Производство продукции глубокой переработки растет на 5-7 % в год. В частности растет выпуск таких видов продукции, как пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Однако производство бумаги и картона, в том числе мелованных видов, для полиграфической и пищевой промышленности, а также бумаги и изделий санитарно-гигиенического назначения, практически  не развивается.

     О недостаточном уровне  современного состояния отечественной целлюлозно-бумажной промышленности свидетельствуют и  сравнительные данные об  объемах  производства бумаги и картона в  развитых лесопромышленных странах  мира  и запасах леса в этих странах.

     Занимая первое место в мире по запасам  леса, по производству бумаги и картона  мы занимаем только 11-е, уступая даже странам  с недостаточными запасами древесины, и являемся для них  лишь поставщиком дешевого сырья.

     Таким образом, можно уверенно говорить о  том, что существующая в России структура  производства и потребления лесобумажной продукции далека от совершенства.

     Необходимо  отметить, что  в лесопромышленном комплексе имеются все объективные  предпосылки для реализации задач, предусмотренных проектом Стратегии, главные из которых:

Информация о работе Тенденции развития лесного комплекса Российской Федерации