Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования - выявление специфики внешнеторговой деятельности, анализ основ и факторов, определяющих современные экономические условия деятельности предприятий лесной промышленности.
Для достижения цели ставились следующие задачи: - рассмотреть механизм внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности; - проанализировать экономический потенциал предприятий лесной промышленности России; сформировать теоретические основы формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности.
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности
Необходимо
отметить, что между регулированием
внешнеэкономической
Согласно
ФЗ “О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности” от 13
октября 1995г. государственное регулирование
внешнеторговой деятельности нацелено
на поддержание экономической
В
“Концепции национальной безопасности
Российской Федерации”, утвержденной
Указом Президента РФ от 17 декабря 1997г.,
отмечается, что кризисное состояние
экономики – основная причина
возникновения угрозы национальной
безопасности России. Существенное сокращение
производства, снижение инвестиционной
и инновационной активности, разрушение
научно-технического потенциала, расстройство
платежно-денежной системы, уменьшение
доходной части федерального бюджета,
рост государственного долга – основные
проблемы, с которыми сталкивается
РФ в процессе своего развития. Несомненной
угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого
сектора, формирование экономической
модели, основанной на экспорте топлива
и сырья и импорте
Ниже попытаемся несколько более подробно охарактеризовать основные угрозы экономической безопасности, с которыми сталкивается Россия, по мнению автора, это, прежде всего, угроза продовольственной безопасности и обеспечение таможенной безопасности, регулирования и контроля.
Методы
государственного регулирования
Методы
государственного регулирования ВЭД
по своему характеру делятся на тарифные
- те, что основаны на использовании
таможенного тарифа, и нетарифные
- все прочие методы. Нетарифные методы
регулирования подразделяются на количественные
методы и методы скрытого протекционизма.
Отдельные инструменты
Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные
торговые договоры. Они определяют
общие пути развития экономических
отношений между государствами,
устанавливают торгово-
Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства Козырин А. Комментарии Таможенного Кодекса РФ //Хозяйство и право. - 2001. - N 1. - с. 34-54. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД Круглов А.С. и др. Основы таможенного дела, М.: РИО РТА, 2001 г. - 310с..
Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Лицензирование
- это система письменных разрешений
выдаваемых государственными органами
на экспорт и импорт товаров. Лицензирование
применяется на определенные периоды
времени по отдельным товарам, включенным
в перечень продукции общегосударственного
назначения. Генеральные лицензии сроком
до одного года получают специализированные
внешнеэкономические
Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые
преференции. Их устанавливают в
законодательном порядке
Технические
процедуры. Они устанавливаются
в законодательном порядке
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям Гончарова О. "Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле" //Российский Экономический Журнал № 8 2000 г..
Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.
Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.
Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.
Почему
пошлины и квоты применяются
в мировой практике, если известно,
что они препятствуют свободной
торговле и таким образом снижают
экономическую эффективность? В
то время как страны в целом
выигрывают от свободной международной
торговли, отдельные отрасли и
группы поставщиков ресурсов могут
оказаться в числе
1.3 Стратегия развития лесного рынка в стране
В последние годы мы наблюдаем устойчивую динамику объемов производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса. Производство продукции глубокой переработки растет на 5-7 % в год. В частности растет выпуск таких видов продукции, как пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Однако производство бумаги и картона, в том числе мелованных видов, для полиграфической и пищевой промышленности, а также бумаги и изделий санитарно-гигиенического назначения, практически не развивается.
О
недостаточном уровне современного
состояния отечественной
Занимая первое место в мире по запасам леса, по производству бумаги и картона мы занимаем только 11-е, уступая даже странам с недостаточными запасами древесины, и являемся для них лишь поставщиком дешевого сырья.
Таким образом, можно уверенно говорить о том, что существующая в России структура производства и потребления лесобумажной продукции далека от совершенства.
Необходимо
отметить, что в лесопромышленном
комплексе имеются все
Информация о работе Тенденции развития лесного комплекса Российской Федерации