Тенденции развития лесного комплекса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление специфики внешнеторговой деятельности, анализ основ и факторов, определяющих современные экономические условия деятельности предприятий лесной промышленности.
Для достижения цели ставились следующие задачи: - рассмотреть механизм внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности; - проанализировать экономический потенциал предприятий лесной промышленности России; сформировать теоретические основы формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности.

Работа содержит 1 файл

курсач готовый по вэд.docx

— 153.32 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования. Интерес к внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности, особенно в современных экономических  условиях, обусловлен, во-первых, ролью, которую играют предприятия лесной промышленности в системе управления локальными территориями. Во-вторых, значимостью  дальнейшего развития внешнеторговой деятельности для нашей страны, как  перешедшей к рынку от системы  экономических отношений с господствующей государственной формой собственности  и унифицированными формами хозяйственной  организации. В - третьих, возможностями  становления в процессе развития лесной промышленности многообразных  экономических и социальных отношений, позволяющих полнее использовать потенциал  управления. В-четвертых, тем, что лесная отечественная промышленность является важной отраслью международной специализации. Россия была и остается первой в  мире страной по запасам леса. Вместе с тем как по объему экспортной выручки, так и по ряду иных отраслевых показателей Россия отстает от ведущих стран - лидеров мирового рынка лесопродукции. Одной из причин подобного отставания является исторически сложившаяся неэффективная ориентация экспорта на сырьевые ресурсы страны, что продолжает негативно отражаться на состоянии лесной промышленности, подрывает базу развития отраслей лесной промышленности, делает неясной перспективу их развития.

     Влияние внешнеторговой деятельности на развитие отраслей лесной промышленности и в  то же время неотрегулированность многих процессов ее становления, определяют актуальность избранной темы исследования и важность ее разработки.

     Степень разработанности проблемы. Различные  проблемы внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности привлекают внимание исследователей, хозяйственных практиков. Признаны « важность и необходимость подобных исследований. Работ, посвященных непосредственно различным аспектам анализа внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности, в последнее время опубликовано не так много. Однако объем литературы, в той или иной степени затрагивающей означенную проблему, довольно значителен. При этом многие исследования, посвященные этой теме, носят в большей мере правовой, чем экономический характер. Это объясняется тем, что внешнеторговая деятельность как экономическая целостность в совокупности хозяйственных отношений и связей формируется скорее на основе правовых решений, принимаемых на федеральном или региональном уровнях власти, а не на основе потребностей развития предприятий. Этим во многом формируется и интерес в исследованиях внешнеторговой сферы к деятельности предприятий лесной промышленности. Внешнеторговая деятельность предприятий лесной промышленности, последовавшая вслед за либерализацией внешней торговли, объективно потребовала переосмысления накопленных теоретико-методологических разработок и практических решений. Это сделало необходимым обращение, с одной стороны, к работам классиков экономических теорий, так и к концепциям и исследованиям современных авторов.

     В представленной работе использовались следующие группы источников: труды  отечественных ученых-экономистов  и экономистов ведущих зарубежных стран; монографии, учебники, учебные  пособия, курсы лекций, материалы  периодической печати, в которых  рассмотрены проблемы развития внешнеторговой деятельности предприятий ,законодательные и нормативные акты, статистические сведения по означенной проблеме.

     Анализ  имеющейся литературы позволяет  констатировать, что существует определенный пласт работ, посвященных этой теме.

     Актуальность, а также недостаточность разработанности  проблемы, предопределили цель и задачи исследования.

     Цель  исследования - выявление специфики  внешнеторговой деятельности, анализ основ и факторов, определяющих современные  экономические условия деятельности предприятий лесной промышленности.

     Для достижения цели ставились следующие  задачи: - рассмотреть механизм внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности; - проанализировать экономический потенциал  предприятий лесной промышленности России; сформировать теоретические  основы формирования конкурентоспособной  экономической среды в системе  внешнеторговой деятельности предприятий  лесной промышленности.

     Теоретико-методологическую основу исследования составили труды  отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся теоретическими и практическими  вопросами: управления, планирования, организации производства, экономического роста, экономической эффективности, хозяйственного механизма, экономических  кризисов на макро и микро уровнях экономики.

     Глава1. Государственное развитие ВЭД

     1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики

     В настоящее время в России действует  весьма сложная система регулирования  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной  литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные  с регулированием ВЭД.

     Провозглашенный Россией курс на формирование открытой экономики был призван способствовать росту эффективности производства. Вместе с тем с учетом многолетнего мирового опыта открывать российский внутренний рынок, на котором к тому же большинство производителей не выдерживают пока конкуренции с иностранными компаниями, можно только постепенно и поэтапно. Полностью открытой экономики не существует нигде в мире и поэтому России проводить данный курс следует с большой осторожностью.

     В сложившихся условиях государство  начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические  инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.

     В государственной внешнеэкономической  политике огромную роль играет Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Причем данный закон определяет всю систему регулирования внешнеторговой сферы. Он охватывает не только порядок установления таможенных пошлин нетарифного регулирования, но и - в определенных случаях - применение количественных ограничений экспорта и импорта.

     Принципиально важными законодательными актами для  проведения эффективной таможенной политики являются Закон о таможенном тарифе и Таможенный кодекс, принятые в 1993 г. Участник ВЭД должен хорошо знать  эти акты, руководствоваться ими  и в случае необходимости, опираясь на них, защищать свои права.

     Среди регулирования других форм внешнеторговой деятельности важнейшая роль принадлежит  регулированию экспорта не только как  средству получения валютных доходов  многими отечественными производителями, но и как инструменту отстаивания  национальных интересов, укрепления тех  позиций, которые должна занимать Россия в мировом хозяйстве в качестве крупнейшей промышленной державы мира, имеющей один из самых мощных научно-технических потенциалов (несмотря на нынешнее кризисное состояние экономики). Причем в долгосрочном плане особенно важно создать такую систему государственного регулирования ВЭД, чтобы она стимулировала экспорт именно готовой продукции.

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) представляет собой  систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях  поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных  сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока  иностранного капитала.

     Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит  значительная роль в обеспечении  эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических  отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической  политики. Следует отметить, что  формировался он на основе теории и  практики рыночного хозяйства, а  не принципов внешнеэкономической  деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

     Развитие  инструментов регулирования внешнеэкономических  связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в  этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку  договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых  обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие обще-принятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

     Внешнеэкономическая политика является частью общей внешнеэкономической  политики, а поэтому задача исполнительной власти - практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками.

     Причем  формирование и совершенствование  организационных структур, через  которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и  эффективным элементом ВЭП государства.

     Формирование  ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально  полного учета целого ряда важнейших  факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

     К группе основных внутренних факторов следует отнести:

     уровень развития и структуру производительных сил страны;

     состояние природных ресурсов и климатические  условия;

     количественный  и структурный баланс внутреннего  производства и потребления;

     валютно-финансовое положение страны;

     количественный  и профессиональный состав экономически активного населения.

     Анализ  перечисленных внутренних факторов дает необходимые основания и  исходные данные для формирования для  самых общих принципов по следующим  структурным направлениям:

     экспортная  политика, включающая нормы, включая  нормы, регулирующие экономическое  и техническое сотрудничество;

     импортная политика;

     валютное  регулирование;

     принципы  внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

     регулирование внешнего финансирования экспортных и  импортных операций;

     регулирование российских инвестиций за рубежом.

     Принципы  ВЭП, сформированные на основе анализа  ранее перечисленных внутренних факторов, обусловлены общенациональными  интересами страны и представляют собой  ВЭП самого общего уровня. Можно  выделить ВЭП государства еще  двух уровней:

     ВЭП регионального уровня, когда общие  принципы ВЭП корректируются и дополняются  с учетом конкретных правовых и экономических  условий взаимодействия РФ с региональными  политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП регионального уровня должна вестись с учетом международной  политической и экономической ситуации, а также обязательств государств, вытекающих из участия его в международных  соглашениях и договорах.

     ВЭП странового уровня, учитывающая особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. всю совокупность внешних факторов, а именно:

     взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;

     уровень развития производительных сил страны и их структуру;

     экономическую и социально-политическую ситуацию в стране;

     объем и структуру внутреннего производства и потребления;

     состояние платежного баланса рассматриваемой  страны;

     особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной;

     особенности правового регулирования ВЭД  страны, включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных  соглашениях и договорах.

     Результаты  поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для  формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению  к рассматриваемой стране, т.е. позволяют  адаптировать общие принципы ВЭП  к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Информация о работе Тенденции развития лесного комплекса Российской Федерации